Уроки скретч для начинающих
Уроки скретч для начинающих
У меня хорошая новость для тех, кто не любит выстукивать на клавиатуре буковки!
Обычная программа — это текст. Но есть язык, в котором программа собирается из блоков, как собирается игрушка из кубиков Лего.
Если Скретч -приложение ещё не установлено у вас на компьютере, пройдите в раздел Установка Скретч.
Откройте Скретч .»> Скретч -приложение , и вы увидите на экране:
Исполнитель может работать в двух режимах: командном и программном .
В командном режиме исполнитель получает команду, выполняет её и ждёт следующую. Чтобы задать команду на исполнение, нужно щёлкнуть на ней в СКИ.
Задание. Щёлкните в СКИ на команде , и вы увидите, как кот сместится на 10 шагов.
В программном режиме исполнитель получает программу — последовательность команд и выполняет по порядку все команды в неё входящие.
Программы собираются из блоков в поле программы, и именно этот режим интересен для нас — программистов!
Задача 1 ( 1 кук ). Поскорее «окунуться» в Скретч .
«Сначала дело, потом умные слова» — говорит роботландский Лисёнок.
— Хорошо! Давайте без лишних слов погрузимся в мир программ Скретча !
Для начала повторяйте за мной!
- Перетащите мышкой блок с командой
в поле для сборки программы. Щёлкните на этом блоке. Программа (состоящая из одной команды) сработает, кот сместится на 10 шагов.
- А если нужно сделать 20 шагов? Перетащите ещё одну команду и соедините два блока вместе. Щелчок на нашей программе (на любом блоке), и кот смещается на 20 шагов.
- На самом деле второй блок не нужен. В белом окошке любого блока можно менять значение.
Сбросьте нижний блок назад в область СКИ (так из программы удаляется последняя команда), щёлкните на белом окошке в оставшейся команде (в нём появится мигающий текстовый курсор) и исправьте значение 10 на 20.
Щёлкаем, кот смещается на 20 шагов.
- Воспользуемся блоком
. Он расположен в СКИ в группе Управление . Этот блок резиновый! В него можно поместить сколько угодно блоков, и то, что им охвачено, повторяется непрерывно.
- Не будем больше щёлкать на программе!
Добавьте в начало программы блок . Он расположен в СКИ в группе События .
Посмотрите, над средой исполнителя расположены две кнопки:
— зелёный флажок и красный восьмиугольник.
Флажок запускает программу, если она начинается с блока . Восьмиугольник останавливает выполнение.
Щёлкаем на флажке!
- Жалко кота! Добавим в программу ещё одну команду:
. Она расположена в группе Движение .
- Упс! Почему справа налево кот идёт вверх ногами? Дело в том, что когда кот отталкивается, он поворачивается. Стиль поворота задаётся в паспорте исполнителя.
Чтобы открыть паспорт кота, нажмите в разделе Спрайты , и измените стиль вращения:
Теперь кот не будет ходить подобно мухе по потолку! Проверьте.
Сохраним работу на диске ( Файл/Сохранить как ) и продолжим.
Спрайты, костюмы, скрипты, звуки
А у нас в Роботландии предпочитают чай с сухариками!
Но… Дело в том, что исполнитель в Скретч (тот самый кот, которого мы заставили бегать туда-сюда) является спрайтом!
Спрайт (англ. Sprite — фея; эльф) — графический объект в компьютерной графике. Спрайт может свободно перемещаться по экрану под управлением программы.
Если вы думаете, что исполнителем в среде Скретч может быть только фирменный кот, вы ошибаетесь!
Удалим кота и назначим исполнителем летучую мышь.
Удалить спрайт из среды можно разными способами.
- Можно взять инструмент Ножницы и щёлкнуть этим инструментом на коте:
- Можно открыть контекстное меню на исполнителе и выбрать в нём позицию Удалить :
- Можно открыть контекстное меню на паспорте исполнителя и выбрать в нём позицию Удалить :
Важно! При удалении спрайта программа, которая для него написана, тоже будет удалена.
Итак, кот удалён (вместе со своей программой). Выбрать новый спрайт можно разными способами:
Выбираем в библиотеке спрайтов в группе Животные изображение летучей мыши.
Задача 2 ( 2 кука ). Изобразить полёт летучей мыши.
Можно заставить спрайт мыши, как ранее спрайт кота, двигаться в среде, отталкиваться от краёв и поворачиваться в сторону движения.
Но такое движение далеко от реального! Почему? Кот, когда идёт, должен двигать лапками, а мышь — крыльями!
Вы, конечно, знаете, как устроены мультики — нам показывают друг за другом несколько фаз движения, глаз не успевает разглядеть их по отдельности, и рисунки сливаются в мультик.
Чтобы показать полёт, нужно иметь не одно, а несколько изображений, с разными положениями крыльев!
Скретч прекрасно понимает наши мультяшные желания, и в нём каждый спрайт может иметь несколько «костюмов»!
Откройте вкладку Костюмы . Оказывается у летучей мыши уже предусмотрено два костюма:
Теперь легко собрать код, отвечающий за смену костюмов.
Урок 1. Моя первая анимация (мультфильм)
Первый урок состоит из двух основных частей, в каждой из которых создаются небольшие мультфильмы. Читай внимательно поясняющий текст, смотри видео (их здесь несколько) и повторяй за учителем, выполняй задания и закрепляй пройденное. Успехов!
Замечание: с января 2019 года на сайте Scratch доступна новая версия редактора — Scratch 3.0, который внешне немного отличается от Scratch 2.0, в котором записывался данный урок. Поэтому если возникнут вопросы, пиши их, пожалуйста, в комментариях к видео или внизу этой страницы сайта. Мы провели сравнение двух версий языка в серии прямых эфиров.
Scratch 2.0 по-прежнему можно использовать, скачав и установив программу на свой компьютер. Мы записали также видео-уроки о том, как установить Scratch 2.0 и Scratch 3.0 на свой компьютер.
Часть 1. Оживим кота Scratch
В этой части урока мы оживим Кота Scratch и заставим его ходить по сцене. Чтобы узнать подробности или повторить пройденное после урока, можно нажать на кнопку «Показать» под этим видео.
Теперь ты знаешь:
- что такое спрайт?
- зачем нужна сцена?
- что такое скрипт и где его писать?
- как запустить и остановить анимацию?
- команды (блоки) языка Scratch 2.0:
- Идти 10 шагов
- Когда щёлкнут по зелёному флажку
- Всегда
- Если на краю, оттолкнуться
- настройки спрайта:
- имя
- стиль вращения
После первой части урока подготовлены три маленьких видео, с помощью которых ты научишься:
- сохранять созданный мультфильм (анимацию) Scratch в файл (чтобы потом её можно было кому-нибудь показать или сделать ещё лучше),
- создавать новый проект для новой анимации или игры и
- открывать ранее сохранённый.
Эти маленькие уроки можно будет смотреть и позже, если что-нибудь понадобится вспомнить.
Как сохранить анимацию в файл
Итак, мы изучили несколько важных понятий, которые необходимо знать каждому IT-специалисту и программисту:
- что такое файлы и папки,
- для чего и как они используются на компьютере,
- как сохранять анимацию и любые другие проекты Scratch в файл,
- у любого файла есть имя и место (папка) на диске компьютера. Это похоже на человека, у которого тоже есть имя и адрес, где он живёт 😉
Закрепим.
Когда мы работаем с проектом на сайте Scratch, чтобы сохранить свой мультфильм на компьютере, необходимо использовать пункт меню Файл — Скачать на свой компьютер.
Если же мы работаем с оффлайн-редактором, то используется также пункт меню Файл, но выбирается подпункт Сохранить или Сохранить как… (в случае если мы хотим сохранить свой проект в файле с другим именем). Подробнее сохранение проекта в оффлайн-редакторе Scratch смотри в 1-й части урока 3 (11:21 мин).
Аналогичным образом сохраняются файлы в любых других программах на компьютере: картинки, тексты, видео и другие. Практически в любой программе есть пункт меню Файл и подпункт Сохранить. По-английски эти пункты меню пишутся так: File, Save.
После того как файл сохранён, можно создать новый мультфильм (проект Scratch). Смотри следующее видео и учись!
Как создать новую анимацию в Scratch
Почти во всех программах новые проекты создаются аналогично. Пункт меню Файл всегда содержит подпункт Новый (по-английски New).
Как открыть сохраненную анимацию Scratch
Закрепим.
Чтобы продолжить работу с ранее созданной анимацией или игрой, которую мы сохранили в файл, необходимо использовать пункт меню
Файл — Загрузить с компьютера.
Так мы делаем в случае, если используем редактор Scratch на сайте.
Если используется оффлайн-редактор, то нам потребуется пункт меню
Файл — Открыть.
Именно так открываются файлы в любых других редакторах на компьютере. Это стандарт.
Поздравляю! Теперь ты знаешь намного больше, чем просто создание мультфильмов в Scratch!
Часть 2. Танцующая балерина
А сейчас мы сделаем балерину, которая станцует для нас ;).
0:14 — определение анимации. Сценарий. Алгоритм. Анимация
3:14 — думаем о сценарии анимации
4:02 — добавляем новый спрайт (нового персонажа анимации)
4:23 — пишем скрипт, чтобы балерина танцевала. Блоки-команды «Когда щёлкнут по зелёному флажку», «Всегда», «Следующий костюм», «Ждать 0.3 секунды»
5:12 — физкультминутка: встань и потанцуй немного вместе с балериной
5:40 — выполни задание: добавь нового персонажа (спрайт) из библиотеки Scratch и напиши для него скрипт
6:15 — что будет в следующем уроке: мы научимся писать сценарий анимации и создавать на его основе анимацию
6:30 — подсказка: скрипт, оживляющий танцовщицу
Уроки скретч для начинающих
Описание: Меня зовут Наталья Борисовна. Я педагог, имею первую квалификационную категорию. Занимаюсь с детьми программированием в среде Scratch 7 лет (4 года онлайн по Skype). Показать полностью…
Предлагаю авторские занятия, разработанные на основе проектов лучших российских и зарубежных тьюторов Scratch. С января 2019 года программируем в новой версии Scratch 3.0!
Scratch — простой, понятный и невероятно весёлый язык программирования. В нём нет кодов, которые нужно знать назубок и писать без ошибок. Всё, что требуется, — умение читать и считать. Создать программу с помощью разноцветных блоков не сложнее, чем построить домик из конструктора!
Подробнее о Scratch: https://m.vk.com/pages?oid=-72314486&p=Что такое ..
Для детей-инвалидов и детей из многодетных семей скидки!
Другое
Действия
156 записей Показать все записи
Совсем скоро День космонавтики! Создайте с детьми простейшую анимацию! Смотрите видеоурок!
И ещё космические проекты по новой цене:
https://m.vk.com/product-72314486_3631292
РОДИТЕЛЯМ!
В чём преимущества Scratch как образовательной среды?
Для успеха сегодня, наверное, важно не столько, что ты знаешь, сколько – можешь ли изучить что-то новое, можешь ли ты найти креативное решение нестандартной задачи. Показать полностью… Люди всё чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, в которых необходимо мыслить креативно. Так что способность креативно думать и действовать важна как никогда раньше. С помощью Scratch у детей появляется возможность развить свой голос, найти вдохновение в работе других и сделать что-то похожее, но своё, выразить свои собственные идеи и поделиться ими с другими людьми по всему миру.
Кроме того, по мере изучения программирования на языке Scratch у ребят формируется не только логическое и алгоритмическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа, создаются условия для активного, поискового учения, разнообразного программирования. Ребята научатся понимать и создавать компьютерные программы, использовать компьютер для решения различных задач. Таким образом от устаревшего понятия ”пользователя ПК“ (офисного планктона) будет осуществляться переход к ”создателю и соавтору информационного пространства“.
Можно ли научиться программировать играя
Оказывается, можно. Американские учёные, задумывая учебную среду Scratch для обучения детей программированию, стремились к тому, чтобы она была понятна любому ребёнку. Показать полностью…
Название Scratch в переводе с английского имеет несколько значений. Это и царапина, которую оставляет котёнок – символ программы, и каракули, символизирующие первый, ещё неуклюжий самостоятельный опыт, и линия старта, начало с нуля.
Со Scratch удобно стартовать. Сами разработчики характеризуют программу так: «Scratch предлагает низкий пол (легко начинать), высокий потолок (возможность создавать сложные проекты) и широкие стены (поддержка большого многообразия проектов)».
Scratch приятен «на ощупь». Его блоки легко соединяются друг с другом и так же легко разбираются! Scratch зовёт к экспериментам!
Недорогие самостоятельные путешествия всей семьей
Журнал, когда-то размещенный в Захаркив ЖЖ о недорогих путешествиях с маршрутами, точками ночевки и необычными достопримечательностями
Scratch программирование на русском для детей
Наше детство проходило без программирования и такого количества гаджетов вокруг.Современные дети быстро развиваются. Этому способствуют познавательные программы разработанные для детей. Занимательные уроки по физике, химии, гидравлики и многому другому никого уже не удивляют. Программирование и робототехника в этом плане идут впереди планеты всей. Scratch программирование для ребенка станет пропуском в мир его фантазий. Билетом в сказку, где мысли становятся реальностью.
Онлайн уроки по Скретч
В декабре 2019 года я начал выкладывать уроки по scratch для дистанционного обучения. Все материалы оттестированы на детском кружке юных программистов в городе Балашиха. Вот ссылка на кружок робототехники и программирования. У меня занимаются дети от 7 до 12 лет, поэтому занятия будут рассчитаны на этот возраст. Если вы хотите оформить подписку на онлайн уроки по скетч, напишите мне об этом через комментарий в этой статье. Для ознакомления с полным перечнем проектов перейдите в категорию Scratch программирование. Здесь можно увидеть оглавление первых уроков:
Обратите внимание, что на сайте вы найдете уроки по разработки приложений для Андроид в Апп Инвентор, бесплатные уроки и проекты по Lego WeDo и инструкции по детской анимации в стиле Stop Motion. Полистайте страницы сайта и найдете много полезной информации.
Немного о Скретч
Разработанная в далеком 2003 году система программирования Scratch претерпев несколько изменений стала самой популярной средой программирования для детей младших и средних классов. Создание сайтов и ведение проектов в типичной форме не увлечет ребенка. А оживление мультиков, создание собственных элементарных игр — детям будет интересно. Дистрибутив Scratch скачать бесплатно на русском вы можете перейдя по ссылке — СКАЧАТЬ.(RAR-архив)
ВНИМАНИЕ:
Скаченный дистрибутив является Офлайн-редактором для программирования в среде Scratch без Интернета. Зарегистрировавшись на официальном сайте на русском языке — https://scratch.mit.edu доступен больший функционал. Для работы в личном кабинете требуется Интернет. В офлайн-редакторе Scratch Desktop есть некоторые ограничения:
- Недоступна публикация проектов. Требуется подключение к Интернету и перенос проекта
- Дистрибутив не работает на Хромбуках и Linux. Для запуска программы требуется Windows 10 или Mac OS 10
- В версии Desktop можно привязывать расширения, но для этого придется подключаться к Интернету
- Существуют две старые версии (скачать их можно нажав на название программы): Scratch 2.0 ПК (скачать) и Scratch 1.4 ПК (скачать) (это для тех у кого старые версии Windows и Mac)
Как работать в среде программирования Scratch?
Scratch — это язык визуального программирования за счет перемещения спрайтов (блоков). Обычно изучение языка проходит в виде создания детской игры или оживления мультиков. В среде уже присутствуют необходимые для творчества элементы. Вы можете сами добавить понравившуюся картинку. Запрограммировать для нее анимацию и получить великолепный мультфильм или невероятную игру. Простота программирования заключается в переносе готовых блоков и при необходимости их настройка. Настройка блока происходит путем введения нужного числа с клавиатуры или выбором действия для блока из выпавшего списка. Таким образом программировать в Scratch сможет любой ребенок. Недавно появилась версия для самых маленьких — ScratchJr. Особенность версии для маленьких деток является отсутствие текста в блоках, ребенок сможет научиться программировать еще не умея читать. Об этой программе я расскажу в следующем своем материале.
Визуальная консоль Scratch делиться на несколько блоков:
- Звуковые эффекты
- Движение объектов
- Внешность (в том числе загрузка ваших рисунков)
- События
- Управление
- Сенсоры
- Операторы
- Переменные
- Другие блоки
- Добавить расширение
В этой статье я не буду рассказывать о том, как программировать в Scratch — это очень долго и получится материал в нескольких частях. Но я выложу для вашего ознакомления уже готовые учебники, которые помогут сделать первые шаги в программировании и родителям и детям.
Книги, уроки и проекты на Scratch:
- Книга юных программистов на Scratch 1.4(epub)(запаковано в rar-архив)
- Журнал SCRATCH TIMES №1 (epub)(запаковано в rar-архив)
- Журнал SCRATCH TIMES №2 (epub)(запаковано в rar-архив)
- Журнал SCRATCH TIMES №3 (epub)(запаковано в rar-архив)
Учебники по современным версиям Scratch и материалы по программированию в Arduino на Scratch для школьников доступны только зарегистрированным пользователям. Чтобы пройти регистрацию свяжитесь со мной через группу ВКонтакте.
Если будут возникать вопросы пишите на этой странице. Я постараюсь решить возникшие у вас проблемы.
Пример того, как создать игру в scratch
Для ЗАПУСКА игры нажмите на ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАЖОК, а потом на ПРОБЕЛ, управление происходит с помощью кнопок назад, вперед, вверх и вниз на клавиатуре компьютера.
Как сделать любой школьный урок веселее с помощью Scratch?
Язык программирования Scratch создавался специально для детей. Но это вовсе не значит, что он пригодится только на уроках информатики!
Scratch задумывался как простой и наглядный язык программирования для знакомства учеников младших классов с основами программирования. Его создатель Митчел Резник считает, что активное познание — познание через моделирование окружающего мира — является наиболее эффективным способом обучения. Так мы учим наших детей создавать и трансформировать мир вокруг себя, не останавливаясь на уровне «обычного пользователя».
Программирование на Scratch происходит путем перемещения разноцветных блоков, и соединения их как в конструкторе Лего. Программа получается очень наглядной и выглядит как красивый алгоритм, чем, по сути, она и является.
Несмотря на кажущуюся простоту. Scratch позволяет создавать достаточно сложные проекты с применением переменных, списков, циклов, условных операторов и многого другого из арсеналов «взрослых» языков программирования. Заниматься программированием на Scratch можно уже с 7 лет. Даже не владея понятиями о переменных и координатной плоскости, ребенок сможет сделать свои первые проекты.
Обычно Scratch не выходит за пределы кабинета информатики, однако этот язык программирования имеет такие большие возможности, что позволяет использовать его и в рамках других школьных дисциплин. Язык Scratch является доступнейшим средством моделирования физических явлений. Может наглядно представить законы математики.
С примерами применения Scratch на уроках физики, математики, географии и даже литературы вы и познакомитесь в этой статье.
Реактивная математика
Как известно, в наш век повсеместного распространения телефонов со встроенными калькуляторами устный счёт у детей «не в почёте», однако, выполнение в уме математических операций ещё со времен древней Греции считалось отличной гимнастикой для ума.
Ниже приведён проект на Scratch, целью которого является тренировка способностей к устному счёту. Задача ученика — решить как можно больше примеров за отведённый промежуток времени.
В данном проекте нужно перемножить как можно больше чисел от 2 до 12 за 30 секунд. После того, как дети вдоволь наиграются, им можно дать задание немного попрограммировать и изменить условия задачи — например, умножать числа от 2 до 20. При этом интервал времени нужно соответственно увеличить. Затем можно добавить операци деления, вычитания и сложения. Это позволит «размять мозги» ещё качественнее. Так на одном уроке дети и тренируют скоростной счёт, и с удовольствием кодят. На основе подобных проектов можно проводить соревнования по «спортивной математике» в рамках образовательного заведения, или на вечеринке, в веселой компании, между шахматами и нардами.
Наглядная физика
Следующий проект моделирует простейший закон физики — полёт тела по параболе. Это позволяет вместо скучных уравнений представить полёт в виде небольшого мультфильма. Изменяя угол наклона и начальную скорость снаряда, ученик может смоделировать различные ситуации и почувствовать, как работает закон.
После минимальной доработки этого проекта получается отличная игра для тренировки юных артиллеристов. Необходимо попасть в злыдня, который появляется в случайном месте экрана. Игроку необходимо задать начальную скорость снаряда и угол наклона ствола. Чем-то игра неуловимо напоминает Angry Birds. Если пушку заменить на рогатку, а снаряд на птичку, то отправить детей на перемену будет непросто!
Интерактивная география
Ещё один пример использования Scratch — создание тестов и викторин. Это может пригодиться на географии, истории, биологии… Вот пример викторины по географии. В ней всего десять вопросов о столицах государств.
Изменить этот проект совсем несложно. Достаточно изменить вопросы и правильные ответы. Это под силу даже ученикам начальных классов.
Поэтическая викторина
Следующий пример — мой любимый. Scratch можно использовать даже на уроках литературы!
В этом проекте ученику предстоит проверить, как он выучил стихотворение. Помимо знания самого стихотворного произведения потребуется умение быстро читать и анализировать прочитанное. Три персонажа этого проекта будут произносить по одной строке стихотворения, причём правильную сроку произносит только один из них, а двое других — с ошибками. Ученик должен быстро прочитать три варианта и кликнуть на персонажа, который говорит верно.
Доработать или изменить этот проект достаточно сложно. Это потребует не только умения программировать, но и умения сочинять стихи. На основе нескольких подобных проектов можно устроить весёлое литературное соревнование между учениками.
Как видите, Scratch помогает по-новому взглянуть на учебный материал. Scratch даёт возможность совмещать занятие программированием с изучением чего угодно. При разработке викторины ученик твёрдо запомнит ответы на вопросы. При создании физической формулы из разноцветных блоков формула станет понятной и почти родной.
Чтобы приступить к использованию Scratch, достаточно зайти на офицальный русифицрованный сайт. А множество идей по использованию Scratch можно найти на сайте scrath4russia.
5 октября 2015, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.