Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки программирования на паскале

Знакомство со средой PascalABC

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию школьников на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями. Это позволит вам быстро научиться писать программы на паскале.

В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования. Скачать паскаль бесплатно версию 3.0 можно здесь . В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net . Итак, начинаем pascal abc обучение.

Внешний вид интерфейса программы PascalABC

Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.

Внешний вид интерфейса программы

Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

Работа с PascalABC

После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

Запуск

Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.

Ошибки в программе

Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

Остановка

Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

Настройка текстового редактора abc паскаль

По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора. Установите желаемый размер шрифта.

Настройка редактора Pascal ABC

Работа с электронным задачником

Научиться писать программы pascal невозможно без практики. Система автоматического тестирования работы программы для паскаля поможет вам освоить программирование на языке pascal.
Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку Загрузка. Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.

Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны командой Read. В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

Уроки программирования на языке Pascal!Урок 1. Описание и первая программа.

Язык программирования Pаscal — весьма несложный язык и ознакомившись с ним, вы сможете с лёгкостью перейти в объектно ориентированное программирование. Начнём.Для работы мы будем использовать среду разработки Free Pascal(или можете использовать Turbo Pascal)
Любой язык программирования имеет описательную часть,(В Assembler — она называется Data Segment) в которой мы описываем то с чем будем работать. Переменные, константы,типы и проч. Первое с чем стоит ознакомится это блок описания переменных. Данный блок начинается с зарезервированного слова «var»(от англ. variables — переменные).
Именная переменных могут быть любые, но желательно придавать им некий смысл. Например сумма -S, произведение — P, и т.д. Главное запомнить два правила: 1)Имя переменной начинается с буквы(не с цифры). 2) Имя переменной не должно содержать кириллицу(русские буквы).
Далее.
Каждая переменная должна быть охарактеризована типом. Типы могут быть как стандартными, так и пользовательскими. Переменная может характеризоваться как числами, так и символами.

BYTE целое число от 0 до 255, занимает одну ячейку памяти (байт).

BOOLEAN логическое значение (байт, заполненный единицами, или нулями), true, или false.

WORD целое число от 0 до 65535, занимает два байта.

INTEGER целое число от –32768 до 32767, занимает два байта.

LONGINT целое число от –2147483648 до 2147483647, занимает четыре байта.
REAL
число с дробной частью от 2.9*10-39.до 1.7*1038, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 12-го знака после запятой, если результат какой либо операции с REAL меньше, чем 2.9*10-39, он трактуется как ноль. Переменная типа REAL занимает шесть байт.

DOUBLE
число с дробной частью от 5.0*10-324.до.1.7*10308, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 16-го знака после запятой ,если результат какой либо операции с DOUBLE меньше, чем 5.0*10-324, он трактуется как ноль. Переменная типа DOUBLE занимает восемь байт.

CHAR символ, буква, при отображении на экран выводится тот символ, код которого хранится в выводимой переменной типа CHAR, переменная занимает один байт.

STRING строка символов, на экран выводится как строка символов, коды которых хранятся в последовательности байт, занимаемой выводимой переменной типа STRING; в памяти занимает от 1 до 256 байт – по количеству символов в строке, плюс один байт, в котором хранится длина самой строки.

Переменная типа байт будет иметь следующий вид:
var
a:byte;
так-же к одному типу можно приписывать множество переменных:
var
a,b,c,d,e:integer;

Так же — типы могут задаваться пользователем с помощью описательного блока Type.
Сперва указывается название типа, а затем описание типа. В качестве описания типа может быть множество.

С данным блоком мы познакомимся более подробно в следующих уроках.
Третий описательный блок — константы.
константы — не имеют типа(за исключением типизированных констант, но об этом позже). Они делятся на числа и символы.

Для написания простейшей программы, этого достаточно. Дальше мы это рассмотрим более подробно. А теперь напишем вашу первую программу.

Суть программы будет в проведении арифметических действий над двумя числами и записи результата в третье.
Сперва опишем переменные.
var
a,b,c:real;
(напомню, что переменные типа real(иначе числа с плавающей точкой или числа с плавающей запятой), могут содержать в себе дробные числа(в отличии от integer). Два данных типа наиболее часто используются в базовых уроках).
После описания идут программные скобки. В разных языках они разные, в Pascal программные скобки представлены в виде слова Begin(Открывающая скобка) и End.(Закрывающая).
В коде они выглядят так:
Begin
End.
Таких скобок может быть несколько, однако основные скобки, всегда заканчиваются словом End.(с точкой).
Арифметические действия в Паскале изображаются стандартными символами.
«+»-сложение
«-» — вычитание
«/»-деление
«*»-умножение
Чтобы записать результат выполнения в переменную используется команда присвоения. — «:=»;
Но прежде чем выполнять данные действия, необходимо внести значения переменных в программу. Для того, чтобы программа запросила вод данных, используется команда Read().
Поскольку арифметические действия будут выполнятся над 2мя числами — программа должна запросить на ввод — 2 числа.

Read(a,b);
(Обратите внимание, что операторы(строки выполняющие какие либо действия) разделяются точкой с запятой).
Но помимо ввода, данных, нам необходимо вывести результат на экран. Для этого используется команда Write().
Оформим нашу программу.

var
a,b,c:real;
begin
read(a,b);
c:=a+b;
write(c);
end;
Алгоритм нашей программы можно описать так: Ввод данных, подсчёт суммы введённых чисел и запись их в переменную результата. Вывод переменной результата.
Оператором Write, можно выводить не только переменные, но и просто текст! Текст для вывода берётся в кавычки.

Операторы Pascal не восприимчивы к регистру.(Другими словами, неважно большими или маленькими буквами писать).
Теперь, после того как вы записали программу, нажмите комбинацию клавиш Ctrl+F9 или Run на панели инструментов, для запуска программы. Что мы видим? Программа выполнилась и сразу закрылась. (Если это не так, значит у вас возникли ошибки, окно в нижней части экрана, должно уведомить вас об этом). Что бы увидеть результат выполнения программы, нажмите F5.
Попробуйте составить программу, которая не суммирует, а делит или умножает числа.
Так же внизу представлены некоторые бинарные(для двух чисел) команды, без описания. Попробуйте узнать — что они делают и для какого типа данных предназначены(real или integer):
+

/
*
div
mod
А на сегодня всё. Если этот пост будет одобрен, увидимся на следующем уроке. Удачи)

Читать еще:  Уроки python 3

Язык программирования Pascal для новичков: основные понятия

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal. Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

1. Подготовка к работе

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор»? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:

  1. Прописных и строчных букв латиницы: A. Z, a…z;
  2. Цифр: 0. 9;
  3. Специальных символов: + — * / = . ; ‘ # ( ) < >[ ] и их комбинаций: «>=» «

Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; — заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

3. Создание первых программ

Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

program Programma1;
begin
end.

Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

program Programma1;
begin
write(‘ Pascal ‘);
end.

Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

3.1. Операторы write, writeln, read, readln

Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal

Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

•Целые типы данных (для целых чисел):
— byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
— word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
— integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
— LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
— ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

•Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
— Real
Занимаемая значением типа память – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
— Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
— Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.

Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:

  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);

Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Читать еще:  Уроки английского как научиться читать
Условия

Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

if (условие 1) then (действие 1 — основное) else (действие 2 — альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

• and – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

• not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

• or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

• xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой

Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

•Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
•Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
•Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля — первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

Уроки программирования на паскале

Теория и практика программирования на языке Pascal

Курс создан для углубленного изучения курса программирования в 9 классе

Урок №1

В данном видео из курса по программированию для начинающих «Паскаль с нуля», вы познакомитесь со средой разработки для языка Pascal — PascalABC.net. После просмотра вы сможете написать свою первую программу и вывести на экран знаменитое «Привет, Мир!». Подойдет для начинающих изучать языки программирования.
1. Установка среды программирования PascalABC.net http://pascalabc.net/
2. Быстрый обзор среды.
3. Первая программа на языке Pascal.

Напишите программу для следующих задач

1. Вывести на одной строке числа 1, 13, 49 с одним пробелом между ними.

2. Вывести на экран числа 50 и 100 одно под другим.

Урок №2

Продолжение цикла видеоуроков по языку Pascal. В этом уроке вы познакомитесь с типами данных языка, узнаете что такое переменная и как вывести ее на экран(в консоль).

Напишите программу для следующих задач и пришлите программный код в форум

1. Даны два числа. Найти среднее арифметическое и среднее геометрическое их модулей.

2. Даны стороны прямоугольника. Найти его периметр и длину диагонали.

3. Даны два числа. Найти их сумму, разность, произведение, а также частное от деления первого числа на второе.

4. Даны длины сторон прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем и площадь боковой поверхности.

5. Треугольник задан координатами своих вершин. Найти периметр и площадь треугольника.

Урок №3

Еще одним важным элементом программы на языке Паскаль являются константы. В этом уроке мы не только познакомимся с ними, но и научимся запрашивать получать данные от пользователя, то есть реализуем ввод данных на языке Pascal. Кроме этого, мы лучше познакомимся с переменными и попробуем поработать с вещественным и строковым типом переменной в Паскаль.

Напишите программу для следующих задач

1. Составить программу, которая запрашивает у пользователя год его рождения и текущий год и выводит возраст пользователя.

2. Составить программу, которая запрашивает у пользователя два целых числа и выводит квадрат суммы (a +b) 2 и сумму квадратов a 2 + b 2 этих чисел.

3. Продаются товары двух видов. Запросить с клавиатуры для каждого вида товаров цену, количество в начале рабочего дня и количество проданного товара. Вывести стоимость всех товаров в начале рабочего дня и стоимость всех непроданных товаров.

4. Покупаются продукты двух видов. Запросить с клавиатуры количество денег у покупателя, цену продуктов каждого вида и количество продуктов каждого вида, приобретенного покупателем. Вывести на экран стоимость покупки.

Урок 4

В этот раз, в нашем курсе обучения программированию на языке Паскаль с нуля, мы рассмотрим условные операторы, которые включают в себя различные варианты конструкции if-else. Кроме этого, разберем блок-схему для одного из типичных заданий школьной программы по информатике. Урок полностью посвящен теме ветвления и условий в программировании

Напишите программу для следующих задач

1. Если целое число m делится нацело на целое число n, то вывести на экран частное от деления, в противном случае вывести сообщение «m на n нацело не делится»

2. Определить, является ли число а делителем числа b?

3. Имеется стол прямоугольной формы с размерами axb (a и b — целые числа, a>b). В каком случае на столе можно разместить большее количество картонных прямоугольников с размерами cxd (c и d — целые числа, c>d): при размещении их длинной стороной вдоль длинной стороны стола или вдоль короткой. Прямоугольники не должны лежать один на другом и не должны свисать со стола.

Урок 5

Сегодня мы изучим наиболее частые математические функции языка Паскаль, такие как sqr(), sqrt(), div(), mod(), abs() и напишем простейший калькулятор. Кроме того, еще одним шагом в освоении курса по программированию «Паскаль с нуля», станет разбор домашнего задания по информатике, в частности, в этот раз мы напишем программу по блок-схеме, показанной в предыдущем уроке, которая будет решать уравнения и выводить результат на экран. Программа будет использовать вложенную конструкцию if-else языка Pascal

Урок 6

Еще одной важной темой изучения программирования являются циклы. В этом уроке объяснены и показаны все три конструкции — это While, Repeat-until, For-to, For-downto. В курсе «Паскаль с нуля» вы можете также посмотреть видео под названием «Алгоритм», в котором показано, что из себя представляют циклы в теории.

Урок 7

В новом видео из серии для начинающих программистов «Паскаль с нуля» мы познакомимся с понятием «массив» и научимся работать с одномерными массивами. В этом выпуске вы узнаете как объявляются массивы, каким образом задать идентификаторы, а также как заполнить массив в языке Паскаль и вывести его на экран.

Урок 8

Если вы не совсем понимаете для чего нужны циклы в программировании и что они из себя представляют — то это видео для Вас. Как легко вывести на экран числа от 1 до 20 в три

Читать еще:  Шапка бини крючком видео уроки

Урок 9

Очередной урок курса для начинающих программистов расскажет о том, как можно облегчить работу с определенным видом условий. Как огромный блок кода записать в несколько строк? В процессе видеоурока показана логика работы оператора выбора case-of в языке Паскаль. Для практики и закрепления знаний мы решим задачку отображения названий дней недели по номеру дня, который введет пользователь.

Урок 10

Очередной выпуск курса «Паскаль с нуля» для новичков в программировании мы поговорим о некоторых аспектах работы с массивами. Вы можете ознакомиться с правильным выводом элементов массива, а также решить задачу подсчета суммы четных элементов массива. Этот урок позволит улучшить понимание темы «Одномерные массивы» и восполнить пробелы в знаниях.

Урок 11

В этом видео из цикла уроков для начинающих программистов «Паскаль с нуля» вы сможете познакомиться с очень важной, основополагающей конструкцией для многих элементов — это вложенные циклы. Мы рассмотрим как они работают и узнаем как применяются на практике.

Урок 12

Долгожданное видео курса для начинающих программистов «Паскаль с нуля» о сортировке массива в Паскале). В этом уроке мы рассмотрим один из алгоритмов сортировки, узнаем каким образом работает сортировка методом пузырька и реализуем его на языке Паскаль.

Урок 13

В этом видео мы поговорим о том, какие языки программирования предназначаются для тех или иных целей, а также узнаем в каком направлении двигаться начинающему программисту) Какой язык изучать для создания игр? На чем писать мобильные приложения? Что такое веб-программирование? Ответы на эти вопросы вы сможете найти посмотрев этот видеоролик.

Уроки Паскаль

Уроки Паскаль.

Использование program, begin…end, write, readln, Uses Crt, Clrscr.

В этом уроке мы напишем самую простую программу, состоящую всего из пяти строк. Эта программа будет выводить сообщение на экран. Для написания программы нам необходимо знать как работают операторы Write, Readln, а также понять для чего нужны зарезервированные в Паскаль слова Program, Begin, End.

Процедура Writeln в Pascal

Помимо зарезервированного слова Write, для вывода сообщения на экран в Pascal используется процедура Writeln. Отличие процедуры Writeln от оператора Write заключается в том, что Writeln после вывода сообщения на экран переводит курсор на другую строку.

Использование Var, Integer, Readln.

Процедура Readln используется не только для задержки экрана. Ее основная задача — ввод данных с клавиатуры. В этой статье мы научимся вводить числа с клавиатуры, и потом выводить их на экран. Для этого нам будет необходимо познакомиться с разделом для описания переменных Var, а также с одним из типов данных, используемых в Pascal.

Textcolor, Window, Textbackground в Pascal.

Текст, который мы выводим на экран с помощью процедуры Writeln или с помощью оператора Write можно изменять. Процедура Textcolor используется для изменения цвета выводимого текста. Процедура Textbackground изменяет цвет фона, на котором выводится текст. Процедура Window задает окно, в котором будет выводиться текст.

GotoXY в Pascal.

Процедура GotoXY используется в Pascal для перевода курсора в нужную позицию на экране. Для этой процедуры указываются координаты. После указания процедуры GotoXY в коде программы сообщение будет выводиться на экран в тех координатах, которые мы указали.

Операции умножения и сложения в Pascal.

В данном уроке мы рассмотрим операции умножения и сложения в Pascal. Умножение в Pascal обозначается знаком «*», а сложение — знаком «+».

Div, Mod, сложение, вычитание в Pascal.

Помимо операций умножения и сложения, над целочисленными переменными производятся операции Div (операция целочисленного деления), Mod (вычисление остатка от целочисленного деления), операция вычитания «-».

Abs, Sqr в Pascal.

Abs — функция языка Паскаль, которая вычисляет модуль числа.
Sqr — функция языка Паcкаль, которая возводит число в квадрат.

Процедуры Dec и Inc в Pascal.

При работе с целыми числами используются процедуры DEC и INC. Процедура Dec уменьшает число на определенное значение, а процедура Inc увеличивает число на определенное значение.

Функции trunc, round в Pascal.

Для того чтобы в Паскаль можно было оперировать не только целыми числами, но и дробными существуют вещественные типы данных. Один из таких типов называется Real. В этом уроке мы рассмотрим 2 функции, которые производятся над дробными числами. Это функция Trunc, которая округляет дробное число до целого, отбрасывая дробную часть и функция Round, которая округляет дробное число до ближайшего целого.

Умножение, деление, сложение, вычитание вещественных чисел в Pascal.

С вещественными числами можно производить операции умножения, сложения, вычитания, а также операцию деления. Причем операция деления отличается от операции Div. Деление вещественных чисел — это обычное математическое деление, в результате которого может получится как дробное, так и целое число.

Функции Sqr, Abs, Sqrt, Sin, Cos, Arctan, Ln, Exp, Pi в Pascal.

Мы уже знаем, какие существуют функции для целых переменных. Это – нахождение модуля числа (Функция Abc), а также возведение числа в квадрат (Функция Sqr). В этом уроке мы рассмотрим функции, применяемые к дробным числам. Это функции Sqr — квадрат числа, Abs — модуль числа, Sqrt — корень числа, а также известные всем математические функции Sin, Cos, Arctan, Ln, Exp, Pi.

Тип данных Char. Функции Ord, Chr.

Мы с Вами уже рассмотрели типы данных, которые позволяют хранить и обрабатывать целые числа (integer) и дробные числа (real). Теперь рассмотрим тип данных, позволяющий хранить и обрабатывать различные символы. Символы – это все буквы и значки, которые мы можем увидеть на клавиатуре. Для того чтобы ввести в программу символьные переменные необходимо указать для них символьный тип данных Char.

Ввод символов с клавиатуры.

Ввод символов с клавиатуры почти не отличается от ввода чисел с клавиатуры. Для того чтобы ввести какие-то символы (буквы, знаки и т.д.) с клавиатуры необходимо для переменных использовать символьный тип данных Char.

Функции Pred, Succ в Pascal.

В данном уроке мы рассмотрим функции, применяемые к типу CHAR. Функция Pred возвращает в качестве значения предшествующий символ, а функция Succ возвращает последующий символ.

Тип данных Boolean. Значения True, False в Pascal.

Мы рассмотрели с Вами целый тип данных (integer), вещественный тип (real), символьный (char). В этом уроке мы рассмотрим тип данных, который имеет большое значение в программировании. Логический типBoolean. Одной из особенностей этого типа данных является то, что логические переменные могут принимать только 2 значения : True (правда) и False (ложь).

Ввод логических переменных с клавиатуры.

В отличие от переменных целого, вещественного или символьного типов данных, булевские переменные нельзя вводить с клавиатуры, их можно только выводить на экран. Однако можно использовать небольшую хитрость. Для того чтобы можно было ввести булевскую переменную с клавиатуры, необходимо ввести другую переменную(переменную другого типа) и сравнивать с ней.

Логические операции And, Or, Not, Xor в Pascal.

Над переменными логического типа можно производить логические операции. В языке программирования Pascal существуют следующие логические операции : Andлогическое умножение, Orлогическое сложение, Notлогическое отрицание, Xorисключающее или.

Логические операции с целыми числами.

Логические операции применимы не только к логическому типу данных, но и к целочисленному типу данных. Для целых чисел операции выполняются поразрядно, отдельно с каждым битом.

Приоритет выполнения логических операций в Pascal.

Логические операции применяются при написании многих программ в Pascal. Все операции имеют определенный приоритет выполнения : Первой выполняется операция NOT. Второй выполняется операция AND. Последними выполняются операции OR и XOR (Они имеют одинаковый приоритет и при отсутствии скобок выполняются слева направо).
Заканчивая тему логического типа, напишем еще одну программку. Составим выражения, которые будут определять, является ли студент первокурсником, получающим стипендию.

Константы в Pascal.

Иногда, бывает так, что у нас в программе встречаются величины, которые не меняются в процессе выполнения программы (т.е. фактически они противоположность переменных). Такие величины называются константами. Константы указываются в специальном разделе, который называется Const.

Логические и символьные константы.

В данном уроке будет рассмотрено применение логических и символных констант. Логическая константа может принимать только 2 значения, либо True, либо False. В качестве значения символьной константы могут использоваться любые символы, которые есть в ПК. Эти символы заключаются в апострофы.

Строковые константы в Pascal.

В качестве значения строковой константы может выступать любая последовательность символов. Эта последовательность заключается в апострофы. Строковая константа отличается от символьной константы тем, что здесь в качестве значения константы можно использовать не один символ, а несколько.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector