Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие речи уроки риторики и речевой этикет

Развитие речи уроки риторики и речевой этикет

Риторика как технология развития речи дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает новые требования к развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

В стандарте перед областью речевого развития поставлены конкретные задачи: «владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы». В действительности же задачи по развитию речи детей реализуют все образовательные области. И социально – коммуникативное развитие включает в себя такую задачу как «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками», а «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные» вообще невозможно исключить из процесса коммуникации, невозможно без формирования речевых умений. И область познавательного развития: «формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Область художественно – эстетического развития: «становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений». Все образовательные области работают над формированием и развитием речи воспитанников.

И если для образовательной области «Речевое развитие» формирование речевых умений и навыков общения являются предметным содержанием, то для других областей они же являются скорее инструментом, способствующим овладению знаниями общепринятых норм и ценностей, моральных и нравственных, формированию познавательных действий, становления эстетического отношения к окружающему миру и т.д.

Таким образом, становится видно, что сформированные коммуникативные навыки, помогут воспитанниками овладеть предметными знаниями, разовьют способность управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности.

Поэтому «Риторика» как одна из форм непрерывной образовательной деятельности должна иметь место в жизни воспитанников детского образовательного учреждения.

В детский сад приходят малыши с разным эмоциональным восприятием окружающего мира и навыками коммуникативного общения. Поэтому тренинги по риторике в этот период времени очень важны для их дальнейшего развития. Если упустить момент, не дав ребенку возможность вовремя раскрыть свой речевой потенциал, в будущем у него могут возникнуть более серьезные проблемы с коммуникацией.

Развитие речи — это составная часть риторики, ее малая частица. Это сочинение, пополнение словарного запаса, это обучение всем видам пересказов, обучение составлению планов.

Но ведь дети могут больше? И где же, как не в дошкольном возрасте начинать обучать их мышлению, размышлению, выражению собственных мыслей?

Но ведь и мыслить, надо научить. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина. Она учит творчеству, учит словесному выражению своих мыслей, учит психологии и этике общения.

К старшему дошкольному возрасту в основном заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, сформированы основные грамматические умения и навыки, развита связная речь, сформирована звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста. Но в младшем и среднем дошкольном возрасте должна проводится большая предварительная работа, которая включает в себя пропедевтику коммуникативных качеств хорошей речи, развитие общих представлений о видах речевой деятельности и формирование культуры речевого общения.

Однако современная педагогическая наука предлагает шагнуть дальше и рассмотреть технологию риторизации, которая направлена на развитие коммуникативных действий. Как и любая другая данная технология ориентирована на достижения результата с помощью дидактических приемов.

М.С. Минеева дала определение риторизации: «Риторизация – это механизм (процесс) переосмысления предмета и способов его преподавания, переосмысление образовательного процесса как полноценного диалогового общения по канонам риторики». Сама же риторика по мысли М.С. Минеевой – «…это наука, изучающая такую деятельность, которая существует в виде диалога, осуществляется в ходе замысливания, исполнения и рефлексии, может быть специфически организованной или сопровождать игру, познание, труд, общение (виды человеческой жизнедеятельности), обладать особенностями (существовать в виде текстов – жанров) в конкретных условиях публичного общения».

Ученые В.И. Аннушкин, С.Ф. Иванова, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др. «…пытаются доказать жизненную необходимость риторического подхода в концепции гуманитарного образования, обосновывая свою позицию тем, что риторизация создает условия для качественной и содержательной речи, обогащая внутренний мир, оказывая влияние на духовное становление личности ребенка» (И. В. Коровайко).

«Уникальность же науки риторики заключается в том, что благодаря ее содержанию выработаны способы деятельности, которые позволяют человеку на протяжении веков осваивать приемы, помогающие понимать другого человека и эффективно взаимодействовать. Таким образом, риторические способы деятельности можно использовать и для решения дидактических задач» (Е. В. Никульченкова).

В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые компоненты и приемы технологии риторизации.

Цель риторизации – образование и воспитание личности творческой, духовной, обладающей коммуникативной, регулятивной и познавательной компетенцией.

Применяя технологию на практике можно решить следующие задачи:

  • Овладение детьми умением создания собственного текста, тематически и стилистически единого, понятного для собеседника;
  • применение на практике приемов, приводящих к эффективному, успешному взаимодействию в диалоге;
  • развитие у воспитанников связной речи;
  • воспитание грамотного собеседника, творческой личности;
  • формирование предпосылок к овладению универсальными учебными действиями у воспитанников по завершению дошкольного этапа образования.

Вот основные риторические приемы:

  • Речевая разминка, целью которой являются:
  • развитие речевого дыхания, дикции

— формирования умения управлять своим голосом.

  • Риторические игры (как способ подачи нового материала), это и использование театрализованных фрагментов, и беседы – диалоги.
  • Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемной ситуации с элементами театральной игры).
  • Коммуникативно – лингвистические игры.
  • Игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры поведения.

В результате использования данных технологических приемов у детей формируются следующие речевые умения:

  • Умение пользоваться богатством речи как инструментом для эффективного общения;
  • Умение видеть в слове не только средство общения, но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;
  • Умение бережно относится к слову, с которым обращаешься к собеседнику;
  • Разрушение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в различных речевых ситуациях;
  • Знакомство с наиболее употребляемыми (согласно возрасту детей) устными речевыми жанрами;
  • Совершенствуются невербальные средства общения;
  • Формируется речевой этикет в разных ситуациях общения;
  • Совершенствуются средства выразительности устной речи;
  • Формируется культура слушания.

Таким образом, коммуникативную компетенцию возможно формировать с помощью приемов, которые предлагает технология риторизации. Приемы этой технологии обеспечивают пропедевтику речевого искусства и умения анализировать любую речевую ситуацию, а значит, и использовать это умение в бытовых ситуациях.

  1. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации. Изд-во «ТЦ СФЕРА», 2018.
  2. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения. Баласс, 2014.
  3. Минеева М.С. Проблемы и трудности риторизации // Риторика диалога в становлении научно – гуманистической системы образования: проблемы исследований и преподавания: Матер. XI науч. -практ. конф. (1-11 ноября 2002г.) / Под ред. М.С. Минеевой. Пермь, 2002.
  4. Никульченкова Е.В. «Риторизация как технология развития речи учащихся». Журнал «Начальная школа» №2/2014.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014.

Урок риторики для педагогов

Светлана Гузяева
Урок риторики для педагогов

Риторика (от греческого слова «ритор» — оратор) — одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 2500 лет, если принять за точку отсчёта 5 – 4 век до нашей эры — период расцвета риторики в Древней Греции. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи — устной прежде всего. М. В. Ломоносов писал, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Первые учебники по риторике (красноречию, сладкоречию, теории словесности и т. д.) в России появились в 18 — 19 веках. Но к середине 19 века в России

(как и во многих других европейских странах) риторика подверглась резкой критике за схематизм, рецептурность, схоластику.Она была вытеснена другими предметами:

• теорией словесности (где предметом изучения становится художественная речь);

• культурой речи (изучающей нормы литературного языка).

Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что люди нуждаются не просто в знаниях о языке, но и в знаниях, ориентированных на возможность общения. В настоящее время риторика как отдельный предмет преподаётся во многих учебных заведениях в самых различных странах мира в разном объёме,с разным содержанием: от риторики стюардесс, до риторики дебатов в парламенте.

Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особен-

ность общества. Никто не знает тайны происхождения человеческого языка. существует много версий, гипотез, предположений об этом. Одни считают, что язык это бесценный дар Бога. Другие утверждают, что способность к речи пришла к человеку сама по себе. Третьи говорят, что язык это результат длительной эволюции общества. И только в одном единодушны учёные: язык делает человека человеком и присущ только человеческому обществу. Научиться языку вне общества нельзя. Если ребёнок растёт не с людьми, он никогда не научится говорить.

Таким образом, факты доказывают, что язык присущ человеку не от рождения. Умение говорить формируется в человеческом обществе.

Для чего нужен человеку язык?

Во — первых, для того, чтобы люди обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е нужен как средство общения.Кроме того есть и другие средства общения: мимика, жесты, язык красок, звуков и т. д.

Во – вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Все открытия и достижения в различных областях знания описаны словом. Благодаря слову мы познакомились с выдающимися учёными прошлого.

В – третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог выразить свои мысли. чувства, переживания. Лучше всех людей, тоньше и глубже может выразить чувства поэт. Поэтому так высоко ценится поэтическая речь.

Какая речь вредит человеку, а какая помогает?

* небрежная речь, засоренными пустыми, бессмысленными словами;

* злая речь. жестокая и оскорбительная для других;

П о м о г а е т:

* речь вежливая, с использованием этикетных слов (спасибо, пожалуйста,

• речь точная, когда слова употребляются в соответствии со свои значением и осмысленно;

• речь добрая, сочувственная, заинтересованная и эмоциональная;

• речь грамотная, правильная и хорошая.

А что такое речь?

Речь – это язык в действии в процессе общения.

Что мы называем общением?

Как осуществляется общение?

Какие правила общения существуют?

Общение – это взаимоотношение собеседников, целью которого является воздействие людей друг на друга. Чем правильнее люди общаются, тем большего взаимопонимания и взаимодействия они добиваются.

Общение осуществляется у людей, в первую очередь, при помощи языка.

Язык важнейшее средство человеческого общения Средства общения: пауза, выразительная интонация, громкость речи.Невербальные средства: жесты, мимика, поза, прикосновение, контакт глаз.

Какие умения нужны общающимся людям?

Во – первых, умение правильно оценивать собеседника, быстро менять свою речь, поведение в зависимости от поведения партнёра. Это требует внимательного отношения к собеседнику, наблюдательности, доброжелательности.

Во – вторых, умения осознавать речевую задачу, цель общения и выбрать правильный тактический путь для её достижения.

В – третьих, уметь анализировать свои промахи и удачи, избегая повторения ошибок.

В – четвёртых, применять общепринятые, правильные формы и методы речевого воздействия на собеседников.

Принципы успешного общения

1. Соблюдение правил речевого этикета.

2. Соблюдение правил избранного типа общения.

3. Благоприятная самоподача.

1. Принимайте собеседника таким, каков он есть.

2. Демонстрируйте хорошее настроение.

3. Будьте внимательны к собеседнику.

5. Не давайте советов, если вас об этом не просят.

6. Избегайте споров.

1. Речевая разминка

Педагогампредлагаются следующие задания:

1. «Воздушный шарик» (на тренировку дыхания). В положении стоя, глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.

Читать еще:  Уроки в cinema 4d

2. Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

3. «Язык инопланетян» (на тренировку интонационной окрашенности речи логического ударения). Задайте вопрос соседу, поочерёдно логически выделяя звуки «а», «о», «у»; он должен ответить с помощью таких же звуков, голосом акцентируятот же звук в своём ответе.

АОУ? – АОУ; АОУ? – АОУ; АОУ? — АОУ.

2. Игра на расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка»

Каждую последующую фразу нужно произнести, повышая тон голоса.

Чу-до ле-сен-кой ша-га-ю,

А подъ-ём всё вы-ше- кру-че…

Не-ро-бею пе-ть хо-чу,

Пря-мо к солн-цу я ле-чу!

3. Умение чисто говорить.

Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи, как дикция – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки.Я вам предлагаю такие:

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

• Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

4. Культура речи.

— Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения и ударения.

— Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова. Тому, кто правильно произнёс — аплодисменты.

1. Звонит, щавель, километр, средства, красивее, поняла, квартал, черпать

2. Досуг, свекла, звонят, каталог, договор, исчерпать, деньгами, торты.

— Как правильно сказать?

1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)

2. Обратно проливной дождь пошёл. (опять)

3. Мы заблудились и решили повернуть опять. (назад)

4. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)

5. Книгу положи или клади на стол? (клади)

Ситуация. Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Задача. Вам необходимо установить контакт по телефону (приветствие, просьба пригласить по телефону нужного Вам человека и передать информацию); найти оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если собеседник – «руководитель», «коллега», родитель».

Возможные варианты ответов

Руководитель. Здравствуйте! Вас беспокоит заведующая детским садом. Вы могли бы пригласить к телефону…

Воспитатель. Добрый день! Это воспитатель группы… Можно узнать, почему сегодня Сашеньки нет в саду?

Родитель. Здравствуйте, будьте так любезны и пригласите медсестру к телефону.

Упражнение на умение интонировать

«Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка»;

«Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре»

С оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.

По ходу выполнения задания воспитатели

могут сообщить, какой тон, на их взгляд, поможет достичь цели в общении с коллегами и родителями.

(Неуместными являются оттенки иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности. Такого тона надо избегать и выстраивать общение на основе доброжелательности).

Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, коллеги, родителя.

Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «воспитатель»); найти весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа воспитателю, если Вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.

Возможные варианты просьбы

К руководителю. Обращаюсь к Вам за советом… Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!

К воспитателю. У вас такая светлая голова. Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!

К родителю. Вы мастер на все руки, и Вам не составит труда сделать для группы…

Возможные варианты отказа

Руководитель. Понимаю всю сложность Вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы Вы, как опытный педагог, попытались эту проблему решить сами!

Воспитатель. С удовольствием помогла бы Вам, но у меня не будет ни минуты свободного времени в течение всего дня. Я уверена, что у Вас всё получится великолепно и без моего участия!

Родитель. Был бы рад помочь Вам сейчас, но, к сожалению, у меня проблема со временем. Возможно, в следующий раз буду более свободен.

«Видео занятия по риторике в кружке «Азбука общения»» Данное видео представляет собой одно из серии занятий в кружке по риторике «Азбука общения» в МДОУ «Д/с №69 о. в» г. Магнитогорска. Курс.

27 марта — Всемирный День Театра Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра и ежегодно 27 марта отмечается.

Педагогический проект. Тема: «Развитие у детей культуры речевого общения через элементы риторики»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»

«Развитие у детей культуры речевого общения

через элементы риторики»

Вдовина Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

Бийск

«Развитие у детей культуры речевого общения

через элементы риторики»

Автор проекта: педагог дополнительного образования Вдовина Ольга

Участники проекта: обучающиеся школы раннего развития «Витаминка»

МОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск

Возраст участников проекта: 5-6 лет

Реализуется в течение учебного года.

Объект проектирования: педагогическая ситуация.

Идея проекта: Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обусловливает актуальность данной темы.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребностей в пользовании языком. Дети комфортно должны чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы легко вступать в диалог,

с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, владеть невербальными средствами общения, — одним словом, быть добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно развиваться при использовании в развитие речи элементов риторики.

По результатам тестирования было обнаружено, что дети не способны самостоятельно изложить свои мысли, составить пересказ, употреблять в речи сложные предложения, передавать характерные черты героев сказок. У детей не развит речевой этикет (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.). Дошкольники не владеют невербальными средствами общения (мимика, жесты, телодвижения), средствами выразительности устной речи (интонация, темп, скорость речи, громкость звучания, тембр и т.д.).

Чтобы решить эту проблему, я разработала проект «Развитие у детей культуры речевого общения через элементы риторики».

Проект реализуется в рамках школы раннего развития «Витаминка» на занятиях по развитию речи.

Для развития культуры речевого общения использую игры и игровые упражнения с элементами риторики, я стараюсь научить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться «языком внешнего вида»: мимикой, жестами, пантомимикой.

При использовании составленных игр и игровых упражнений, включая элементы риторики, на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста будут сформированы следующие коммуникативно-речевые умения:

оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так не верно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.);

ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.п.;

внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

соотносить вербальное и невербальное средство общения;

пересказывать литературные произведения;

составлять описательные и повествовательные рассказы;

передавать характерные черты героев сказок.

Цель проекта: Создание условий для развития культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов риторики.

Изучить речевые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста;

Составить подборку вариантов речевой разминки (артикуляционные упражнения, дыхательные, фонетические, дикционные упражнения, направленные на развитие и обогащение культуры речевого общения);

Использовать разработанный материал на занятиях развития речи и риторики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях школы раннего развития.

проговаривать слова четко, внятно и с интонацией;

пользоваться голосом различной громкости;

«рисовать» руками, жестами свои рассказы и стихи;

владеть собой , своим настроением;

речь станет более чистой (без мусорных слов – ээээээ, ммммм, а вот и

выразительно читать стихи, пересказывать и составлять свои истории;

поддерживать разговор, активно развивать его, быть в центре диалога;

быть уверенным в общении (применять навыки объяснения и

2. Теоретическая (реферативная) часть

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Чем раньше дети начнут знакомиться с вопросами речевого поведения, тем эффективнее будут результаты последующего обучения.

Предлагаемый курс является первой попыткой организовать работу по обучению детей 5—6 лет общению. Хотя в учреждении уделяется немало внимания развитию речи, однако специально разработанной системы по обучению общению нет.

На занятиях по риторике у большинства детей проявляется высокая познавательная активность и интерес к изучению новой науки. Анализ результатов входной и итоговой диагностики “Развитие способностей эффективного общения” свидетельствует о росте коммуникативных способностей, умению детей принимать конкретные решения в зависимости от определенной речевой ситуации.

Необходимо заметить, что на занятиях мы лишь определяем, обозначаем проблемы общения, стремимся зафиксировать в памяти дошкольников правила общения. Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный, он не может ограничиваться только занятиями.

Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я.Гальперин).

(Продолжение в приложении №1)

Работа над проектом проводилась в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь – октябрь) проводилось тестирование группы детей с целью выявления их уровня развития связной речи.

Изучалась и анализировалась литература. Были изучены произведения и статьи педагогов: педагогов-новаторов и педагогов-классиков.

На втором этапе (ноябрь – декабрь) разрабатывалась система внедрения элементов риторики.

Третий этап работы над проектом проходил с января по апрель. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы в процесс обучения дошкольников развитию связной речи.

Четвёртый этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования элементов риторики в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.

В сентябре 2010 года в группе школы раннего развития «Витаминка» было проведено тестирование детей с целью выявления их уровня развития связной речи. В нём участвовали дети 5 — 6 лет в количестве 14 человек.

Читать еще:  Уроки монтажа видео в adobe premiere pro

Для того чтобы повысить у детей уровень развития речи я составила и систематизировала ряд игр и игровых упражнений на развитие культуры речевого общения с элементами риторики.

Игры подобраны в соответствии с возрастом детей, с особенностями их психического развития.

Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания

Игры на развитие артикуляционного аппарата, упражнения для развития речевого дыхания

Цель: способствовать формированию ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного членения фразы; создать условия для формирования интонационной выразительности, развития силы и высоты голоса (в звуковых и слоговых упражнениях), способствовать умению управлять речевым аппаратом.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Для развития артикуляционного аппарата на занятиях необходимо использовать:

— гимнастику для развития речевого аппарата;

Гимнастику для развития речевого аппарата целесообразно проводить в начале занятия. А артикуляционные игры и упражнения можно включать как игровой момент на отработку нескольких звуков. На одном занятии можно предложить для выполнения не более трёх-четырёх упражнений, упражнений нового типа может быть не более двух. К выполнению новых упражнений можно переходить только после того, как усвоены предыдущие упражнения.

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, стимулировать развитие речи, творческих способностей, фантазии.

Пальчиковые игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, фантазии. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивать и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалочки, песенки.

В мае 2011года была проведена диагностика (см. приложение) по предмету развитие речи, целью которой было выявить успешность развития культуры речевого общения при использовании элементов риторики.

Для диагностики используется комплекс методик, состоящий из различных заданий. Например, некоторые из них:

задания, направленные на увеличение словарного запаса.

-расскажи всё, что ты знаешь об этих предметах;

— скажи то же самое другими словами и т.д.

задания, направленные на развитие грамматического строя речи.

— закончи предложение и т.д.

задания, направленные на умение составлять описательные рассказы по картинке.

-расскажи о каждом из животных;

— составь рассказ по предложенной картинке, перечисли качества и действия,

употребляя в связном высказывании точные и образные слова.

задания, направленные на умение пересказывать литературное произведение.

-пересказать сказку, интонацией передавая характерные черты героев

(волк – злой, козлята – испуганные) и т.д.

Критерии выполнения заданий:

Все результаты диагностирования детей заносятся в итоговую таблицу, по которой виден рост развития речи у детей.

В результате использования игр и игровых упражнений с использованием элементов риторики, включённых в занятия по развитию речи, были зафиксированы изменения в развитии речи и речевого общения: в группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями.

Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок выполняет задания с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок не справляется с заданием после помощи взрослого.

Уроки риторики. Урок первый. ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и заканчивая Японией, специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Именно в этих странах известное утверждение Наполеона «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» давно и основательно проверено жизнью. И если в Древней Греции за обучение речевому мастерству учителя риторики получали обычную плату, то в наше время такой известный предприниматель, как Джон Рокфеллер, считал необходимым «за умение общаться платить гораздо больше, чем за любой другой товар». Иными словами, владеть искусным Словом сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно. Такое Слово наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. И если для вас карьера, успех, амбиции не просто набор слов, а конкретные целевые установки и осознанные устремления, – уроки риторики помогут вам в осуществлении планов.

Наш первый урок, как любое введение, будет посвящен знакомству с содержанием курса в целом. Необходимо четко представлять тот круг вопросов, изучив которые, вы овладеете искусством слова и сможете стать победителем в речевом состязании со своим оппонентом. Основными опорами в нашем движении к вершинам речевого мастерства будут рекомендации профессионалов в области риторического знания, данные современных гуманитарных наук, опыт великих мастеров Слова. А эпиграфом мы изберем известное выражение Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Цицерон не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Что же такое речевое общение? Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так: «Любая речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». Поэтому начиная с классического периода Древней Греции и до настоящего времени обучение речевому мастерству осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

1) подготовка хорошо говорящего человека;

2) подготовка речевого произведения, т.е. умение составлять хорошую речь на заданную тему;

3) подготовка хорошего слушателя.

Понятно, что в реальном речевом общении говорящий и слушатель, как правило, постоянно меняются местами, создавая подчас общее речевое произведение.

Как происходит передача речевого сообщения от одного собеседника к другому? Отвечая на этот вопрос, современная риторика прежде всего опирается на данные современной психологической науки. Мы коротко остановимся на тех из них, которые имеют принципиальное значение для понимания сути речевого взаимодействия.

Когда человек начинает говорить, а его собеседник слушать, между ними происходит обмен двумя видами информации. Первый вид – это всегда сознательно передаваемая информация. Она оформлена в тех или иных суждениях или утверждениях, например: «Сегодня хорошая погода», «Курение вредит вашему здоровью», «Уроки риторики помогут вам достичь профессионального успеха» и т.д. При передаче этого вида информации все внимание инициатора общения сосредоточено на вопросе «Что я хочу сказать, чтобы меня правильно поняли?». В то же время помимо этой, сознательно передаваемой информации, от говорящего к слушателю идут такие речевые сигналы, на которые он обычно не обращает внимания. Сегодня хорошо известно, что практически все особенности характера человека, его образование, социальный, этнический, психологический, возрастной, профессиональный статус проявляются в его речевых характеристиках. Поэтому древнеримский ритор Квинтилиан утверждал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», подчеркивая уникальное значение речи в жизни любого человека. Таким образом, второй вид информации – это всегда информация о личности самого говорящего человека. Для чего мы так подробно охарактеризовали эти два вида информации? Для того, чтобы подчеркнуть их различную роль при передаче сообщения и при его восприятии. Дело в том, что при восприятии речевого сообщения слушатель в первую очередь реагирует на личность говорящего и только после этого воспринимает смысл сообщения. И если оценка говорящего человека положительная, то и его рациональные доводы воспринимаются быстрее и легче. Если же оценка собеседника отрицательная, то нежелание соглашаться с его логическими утверждениями практически неизбежно. Отсюда первое правило грамотного поведения в речевом общении: чтобы в чем-либо убедить собеседника, необходимо сначала вызвать у него желание общаться с вами как с приятным и обаятельным человеком.

Как этого достичь? Это возможно только в том случае, если все речевые сигналы, которые вы будете посылать своему слушателю, будут в первую очередь позитивно оценены на уровне его подсознания. Почему именно подсознание слушателя играет решающую роль при оценке личности говорящего? Потому что сегодня уже достоверно известно, что до 80 % получаемой извне информации человек воспринимает без контроля своего сознания. Но именно эта информация в значительной мере, а иногда и полностью (при использовании специальных манипулятивных технологий), определяет наши, как нам кажется, рациональные и осознанные оценки и поступки. Именно на уровне подсознания у вашего собеседника должно возникнуть желание общаться с вами как с приятным человеком, которое вы сами и сформируете речевыми сигналами, подаваемыми риторически грамотно. Поэтому так важно разобраться в том, какие сигналы и как должны воздействовать на сферу подсознания слушателя, чтобы гарантировать формулирование в отношении вас положительной оценки.

Первая группа таких сигналов обеспечивает звуковое оформление речи и при оценке мастерски звучащего слова определяется как благозвучие. Комфортное для слушателя звучание речи, а значит, и положительная оценка собеседника в целом, достигается такими характеристиками голоса говорящего человека, как мелодичность, звучность, четкая артикуляция, хорошее произношение, спокойный, лишенный раздражения тон, умеренный темп речи.

Сделаем несколько важных пояснений. Голос – это инструмент. И как любой музыкальный инструмент перед началом звучания необходимо настраивать, такой же настройки требует и наш голос. Поэтому не может быть плохого голоса от природы. Если нет каких-либо патологических отклонений, любой голос можно правильно настроить, «воспитать». Конечно, это непростая работа. Достаточно сказать, что в театральных вузах постановка голоса занимает не один семестр. А поскольку наша оценка начинается с нашего звучания, необходимо овладеть некоторыми приемами, позволяющими приобрести благозвучность речи.

Ваш голос будет звучным, гибким, красивым только в том случае, если развито правильное речевое (фонационное) дыхание. Для этого с помощью специальных тренировок необходимо выработать смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. Наиболее близок к нему мужской тип дыхания. Неслучайно большинство выдающихся ораторов прошлого были мужчинами. Они уже от природы имели необходимую для овладения ораторским искусством основу дыхания. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. При речевом дыхании выдох специально организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: здесь вдох в 10–15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 полновесных порций. Почему мы так подробно останавливаемся на этих характеристиках речевого дыхания? Потому что речь – это озвученный выдох воздуха. При формировании речи звуки образуются на выдохе. Воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать голосовые связки. Возникающие при этом звуки усиливаются резонаторами – природной акустической системой — и затем уже воспринимаются слушателем. Поэтому главное в «воспитании» красивого голоса – это тренировка длинного выдоха и умелое использование усилителей звука.

Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего нужно проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит, диафрагма опустилась и работает правильно. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (т.е. за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, значит диафрагма действует вяло и следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений. Такие упражнения содержатся во всех учебных пособиях по технике речи, поэтому на нашем уроке мы ограничимся только теми из них, которые можно легко освоить самостоятельно.

Читать еще:  Уроки сео продвижения сайта

Упражнение «Выдох через соломинку» позволяет приобрести необходимую опору для звука – «речевой пояс». Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботком», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости и спины. Продолжая выдыхать «через соломинку», напойте свою любимую мелодию, чтобы еще сильнее активизировать мышцы диафрагмы и брюшной полости.

Повторите это упражнение несколько раз. Кому-то из вас эти упражнения могут показаться неинтересными, скучными и даже ненужными. Но как невозможно построить красивое здание без прочного фундамента, так и человек не сможет уверенно, убедительно и красиво говорить без хорошей и прочной речетехнической основы. Вот почему обучение речевому мастерству всегда начинается с такого раздела риторики, как техника речи.

Только отработав и закрепив навыки речевого дыхания, можно приступать к «воспитанию» голоса.

Самым информативным качеством «воспитанного» голоса является его тембр. От того, насколько выразительна тембровая окраска голоса, зависит легкость восприятия слушателем смысла высказывания. С помощью тембра может быть передана самая разнообразная информация о говорящем: пол, возраст, состояние здоровья, уровень образования и т.д. Как утверждают специалисты, по тембральной окраске слушатель, даже не видя говорящего, может практически безошибочно представить себе его мимику. А это значит, что именно тембр голоса среди всех звуковых сигналов наиболее точно отражает истинные ощущения человека, что воспринимается слушателем на подсознательном уровне. В речетехническом отношении тембровая окраска голоса зависит от объема резонаторов, формы и объема трахеи, от плотности смыкания голосовых связок. Сделаем еще несколько важных пояснений. Глотка, лицевые пазухи, купол твердого неба, черепная коробка, то есть то, что расположено в нашей природной акустической системе над связками, называется верхней системой резонаторов. Полости, расположенные под связкам, и в первую очередь грудная полость, представляют собой нижнюю систему резонаторов. Если звук направлен в нижние резонаторы, то включается грудной регистр голоса, придающий голосу бархатистость, теплоту и очарование. Если звук направлен в верхние резонаторы, то голос приобретает звонкость, резкость и нередко крикливость. При очень низком звучании голоса следует использовать верхний (головной) резонатор, а при излишне резком, высоком тоне – нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае голос приобретет комфортное для уха слушателя звучание.

Следующие несложные упражнения позволят значительно разнообразить палитру звучания вашего голоса и тем самым обеспечить его благозвучие.

Упражнение «Цоканье» позволяет увеличить объем верхних резонаторов, что придает звучанию голоса звонкость, звучность, хорошую слышимость и полетность.

1. Пощелкайте языком, имитируя звонкое цоканье копыт. Делайте это упражнение в течение 10–15 секунд, меняя положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Следите за изменениями окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. Можно выполнять это упражнение, используя мелодию известных песен «Тачанка», «Песня о Щорсе».

2. «Похвала – хула». Проговорите шепотом любые фразы, но сначала как похвалу чему или кому-либо, а затем как нарекание. Известно, что положительные эмоции способствуют увеличению объема резонаторов, а отрицательные приводят к его сокращению. Поэтому в первом случае, при похвале, шепот приобретает «теплое» звучание, и объем резонаторов – наибольший. Во втором случае нарекание произносится «холодным» тоном с наименьшим объемом резонаторов.

Наряду с правильным фонационным дыханием и тембровой окраской голоса для создания эмоционально активной и убедительной речи большое значение имеет четкость и ясность в произношении звуков речи – дикция. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, поэтому формирование навыков правильного произношения, создание наилучших условий для свободного и четкого звучания речи мы рассмотрим на следующем уроке.

Завершая наш первый урок, хочется вспомнить высказывание известного специалиста в области изучения ораторского искусства Фрэнка Снелла: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Современная риторика поможет вам достичь этой цели.

Урок по риторике «Речевой этикет»

Цели: — обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;
— познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).
Развивающая: — способствовать развитию культуры речи;
— развивать стремление учащихся активно, наравне с взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;
— дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.
Воспитывающая: — воспитывающая: — воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная система, нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для «гостей» (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: «Каков человек, такова и его речь». Сократ. (слайд 1)

Ход урока.

I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.
Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Сегодня в нашем разговоре примут участие:
— Доктор философских наук, преподаватель гуманитарного университета Павлов Максим Васильевич;
— член – корреспондент Академии наук Атласов Дмитрий Юрьевич;
— профессор, академик Академии духовности РС (Я), член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Добрецов Геннадий Геннадьевич.
Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.
Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем звонков.
Наш контактный телефон: 41-4-84.

II. Актуализация знаний по речевому этикету.
Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Добрецов Г. Г.
Добрецов Г. Г.: Дорогие товарищи! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.

III. Постановка учебной задачи.
Добрецов Г. Г.: недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на экране покажем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.
На экране: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте (слайд 2).
Учитель: Какое слово у них неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).
Профессор: Да, глагол «пошлите» имеет значение «послать», а не идти. Например, пошлите письмо (слайд 3)
Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.
Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.
Профессор: Я хочу помочь ученикам.
На экране (слайд 4):
— Разрешите пригласить Вас на …
— Приглашаем в актовый зал …
— Вася, заходя вечером поиграть в шахматы!
— У вас нет желания пойти погулять перед сном?
-Можно мне пригласить вас на …
Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.
Учитель: К нам поступил вопрос из зала.
Корреспондент Аня Охлопкова: Детский журнал «Колокольчик». Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!
Учитель: да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека (варианты ответов детей).
Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.
На экране варианты вежливого отказа (слайд 5):
— Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.
— Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.
— Спасибо, мне сегодня нездоровиться.
Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.

IV. Решение проблем речевого этикета.
Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции «Решение проблем речевого этикета». Слово доктору филологических наук Павлову М. В.
Павлов М. В.: Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.
Вопрос из зала: Детская телестудия «Түннүк». Редактор Надежда Саввина. Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, часто говорят руководители и чиновники Якутúя. Как правильно, Якýтия или Якутúя? Спасибо!
Доктор филологических наук Павлов М. В.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.
На экране (слайд 6):
Звонúт – звóнит
творóг – твóрог
учúтели – учителя
Якýтия – Якутúя
якýты – якуты
алфавúт – алфáвит
баловáть – бáловать
Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.
Слова с неправильными ударениями зачеркивают с помощью ластика на экране.
Учитель: А теперь проверьте себя.
На экране появляется 7 слайд: Проверь.
Игра: Найди ошибки (слайд 8); проверь (слайд 9).
Звонок в передачу. Газета «Юность Севера» корреспондент Василий Марков. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!
Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Атласов Д. С.
Атласов Д. С.: еще Антон Павлович Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать… Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами».
Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.
Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?
(слайд10 ):
Объявление.
Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.
Верните щенка.
Обсуждение текста.
Учитель: — По такому описанию щенка можно найти?
— Чего не хватает в объявлении?
— Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).

V. Работа в группах.
Каждая группа составляет описание щенка по картинке.
Защита текста – описания.
Чья группа справилась лучше всех?

VI. Обобщение.
Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газету. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.
Показ газет: Вот Аня Охлопкова написала заметку в газету «Юность Севера» о Д. О. школы (слайд 11)
Павлов Максим написал в газету «Энсиэли» заметку о любви к своему краю.
Айыына Сивцева и Толя Находкин написали о своих дедушках (слайд 12)
Свои первые стихи отправили в газету Июля Шапошникова, Сивцева Айыына и Маша Архипова.
Маша еще участвовала в конкурсе сочинений, проводимой редакцией газеты «Юность Севера» и получила Благодарственное письмо(слайд 13).
Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишите интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.
Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector