Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заочное обучение в школе отзывы

Я учусь в школе на заочке (и ни о чём не жалею)

Про семейное образование говорят часто, а про заочное — значительно реже. Однако у них много различий и сложностей как для детей, так и для учеников. Наш новый блогер, ученица 11-го класса Иванна, рассказывает, как проходит обучение вне школы.

Меня зовут Иванна, мне 17 лет, в этом году я оканчиваю 11-й класс. Последние два года я учусь в школе заочно. Сразу хочу обратить ваше внимание: у заочной формы нет золотого стандарта, от школы к школе, от человека к человеку опыт может различаться. Статья адресована ученикам.

В пункте 3.1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ указано: «Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать, помимо всего прочего, формы получения образования и формы обучения» (после 9-го класса выбирать может ребёнок). В статье 17 того же закона закреплено, что «образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная, заочная формы) и вне них (семейное образование и самообразование), при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Семейную и заочную формы часто путают, разница — в двух пунктах

У семейной формы образования больше свободы. Семья сама решает, как обучаться, с какой скоростью, когда проходить аттестации, контакт со школой сведён к минимуму.

Заочный процесс обучения во многом определяется школой, заочникам приходится чаще пересекаться со школьной системой образования.

На семейном обучении ученик прикрепляется к школе только на время аттестаций. На заочном же ученик прикреплён к школе всё время — отсюда и ограниченность выбора.

Как всё устроено?

Заочное обучение бесплатно и работает по простому принципу: ученик самостоятельно овладевает программой и с определённой периодичностью проходит аттестации по каждому предмету (это может быть раз в четверть, каждые полгода или раз в год — определяет школа), финальная оценка является годовой, а ОГЭ и ЕГЭ сдаются вместе с очниками.

Аттестации — это те же контрольные. Я прохожу их раз в год по заранее оговоренному графику, при этом мне доступны четыре консультации с учителем по каждому предмету. В среднем получается сдать один, два или три предмета в месяц. Чтобы изучить материал, я пользуюсь учебниками из школьной библиотеки и интернета, обращаюсь к образовательным курсам и сайтам («Решу ЕГЭ», «Фоксфорд», «Инфоурок», Stepik, Arzamas и другие). Родители во всём этом не участвуют, я занимаюсь сама.

До этого я училась восемь лет в частных школах и один год в государственной. Перешла на заочное обучение по простым причинам:

  • напряжённая и давящая атмосфера в школе;
  • увлечения, которым хотелось уделять больше внимания;
  • нерациональное использование времени, когда я находилась в школе.

Под последним пунктом я подразумеваю две проблемы. Первая — это сильная загруженность из-за шести-семи уроков и времени на домашнее задание после. Вторая — программа по многим предметам сильно размазана, потому что в классе собраны самые разные ученики, обучить нужно всех, но при сосредоточенном изучении материал можно пройти гораздо быстрее.

Нужно ли вам заочное обучение?

Заочное обучение подойдёт тем, кому по тем или иным причинам сложно или некомфортно посещать занятия очно. Например, из-за состояния здоровья, психологической обстановки в учебном заведении, профессионального занятия спортом или иной деятельности. Впрочем, вы можете перейти на заочное и без особых причин — просто потому, что захотите.

Однако одного желания и/или весомых причин недостаточно. Заочная форма обучения освобождает время, даёт свободу в графике, воспитывает самостоятельность, но взамен требует самодисциплины, силы воли, умения учиться, знаний. Вряд ли вы сможете самостоятельно освоить программу, если до этого учились средне, что-то пропускали, рассчитывали на удачу или постоянно списывали. На заочном такое не сработает: тут вы либо знаете, либо нет.

Будучи заочником, вы сам себе начальник. Только вы отвечаете за результат обучения. Заочное обучение — это большая ответственность, которую несут не учителя, не школа, не родители, а ученик.

Многим на самом деле лучше на очном, потому что, помимо высокого проходного порога, есть и минусы, которые могут оказаться критическими. На заочном обучении нет одноклассников, с которыми можно поболтать или прогуляться после школы, поэтому, если вне учебного заведения у вас нет компании, вам быстро станет одиноко. Если вы ничем, помимо школы, не занимаетесь и никуда не ходите, появится огромное количество свободного времени, которое нужно занять. Если у вас возникают трудности с освоением материала, то, кроме нескольких часов консультаций, не будет никого, кто мог бы помочь. В старшей школе готовятся к ЕГЭ, и школа играет в подготовке не последнюю роль. Без неё будет тяжелее.

Заочное обучение не для всех, и это нормально. Ситуации и люди бывают разные. Если вы чувствуете, что это как раз то, что вам нужно, не бойтесь неизвестного, обращайтесь к школе, договаривайтесь и учитесь с комфортом.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Khomenko Maryna)

Заочное обучение в школе отзывы

За последние пять лет число российских детей, находящихся на экстернате или на договоре о семейном обучении, выросло в десять раз — с 10 до 100 тыс. Право учить ребенка дома закреплено в законе «Об образовании», и, как показывает практика, договориться со школой и перейти на семейное обучение совсем несложно.

Хоумскулинг (обучение на дому) — новый сильный тренд, связанный как с проблемами, сотрясающими всю систему школьного образования, так и с новой социальной тенденцией. Родители перестали думать исключительно о работе и готовы полностью посвящать свое время воспитанию ребенка. Я встретилась с семьями «домашников» и выяснила, почему мама-учительница лучше учительницы школьной.

Елена Каганович с детьми Сашей (10 лет), Женей (10 лет) и Семой (8 лет)

«Это была обычная среда в середине месяца. Мы сидели на кухне, и я сказала детям: «Завтра вы не идете в школу. Все началось с несоответствия ожиданий и реального результата. Дети шли в первый класс очень подготовленные — читали, писали. Но в школе начался заметный регресс: приходили вечером измотанные, здоровье и знания поползли вниз, усталость — вверх. Мы отучились в школе один год, и тот комплекс услуг, который она предлагает, перестал меня устраивать.

Первое время на семейном обучении было очень тяжело, пришлось многое нагонять. Знания за первый класс оказались поверхностными. Теперь я занимаюсь с детьми сама, трачу полчаса в день, чтобы просмотреть учебники, которые лично выбирала. Мне кажется, что курс начальной школы может объяснить любой родитель. Обучение ребенка дома — это лишь вопрос желания.

Дети занимаются по времени гораздо меньше, чем в школе: три часа в день. И поэтому у нас есть возможность ходить в музыкальную школу, на танцы, фигурное катание. Дети не вырваны из социума: в кружках и секциях тоже есть коллектив, просто он несколько отфильтрован.

Семейное образование — это не билет в один конец, мы всегда можем вернуться в школу, с которой у нас сейчас прекрасные отношения. Поначалу там были настроены достаточно агрессивно, навязывали неприемлемые условия. Но я читала закон и знала, что мы должны и что мы не должны делать. И тогда мы сели в школе, отложили эмоции подальше и спокойно обговорили график и форму аттестаций. Теперь сдаем экзамены раз в четверть. Первая аттестация была очень тяжелая, но сейчас все хорошо, Саша и Женя — отличники с похвальными листами. И ходят в школу на школьные праздники, олимпиады, общаются с классом и учителями. Мы полноправные ученики, просто на договоре о семейном образовании.

Домашнее обучение — это не лучше и не хуже, это просто другое. Если у человека есть возможность и, главное, желание заниматься своим ребенком, он будет искать способы это реализовать. И семейное образование — это просто один из способов, который для нашей семьи оказался оптимальным».

Юлия Валентиновна 15.10.2014 19:26
Учились дома. Это интересно учиться с детьми вместе. Дети становятся самостоятельным и, читают, могут сами заниматься. Сын стал профессиональны м музыкантом(альт ). Дочь учится на искусствоведчес ком факультете в Академии Художеств. Дома учились до 9-го класса(одноврем енно в музыкальной и художественной школе). Очень общительные,люб ят искусство. Родители с образованием и интересами в жизни могут дать детям больше школы. Это очень интересный труд и опыт для самих родителей. Сейчас дети выросли и мы работаем и можем тратить время и деньги на себя. Всему свое время. Если у молодых родителей есть желание самим растить детей(без школы), не бойтесь и никого не слушайте, жизнь-это тоже творчество!

Екатерина Гущина с дочерью Таней (10 лет)

«Мы были первыми «домашниками» в нашей московской школе. Когда я пришла с заявлением о переводе на семейное обучение, на меня посмотрели очень испуганно — учителя не знают, что это такое и что им надо делать. Но я сказала, что у меня с собой есть все распечатки и положения, и они облегченно вздохнули. Открытой конфронтации со школой не было и бороться с нами никто не пытался. Мы подписали договор о семейном обучении (СО), а через год перешли на дистанционный экстернат уже в другую школу в Питере. Татьяна два года отучилась в школе, до этого ходила в садик — ее нельзя назвать изначально домашним ребенком. Но у меня возникали сомнения насчет эффективности учебного процесса. Плюс из-за некоторых индивидуальных особенностей у ребенка были проблемы с поведением. Возможность якобы социализации в школе только ухудшала нашу ситуацию.

Мне кажется, что социализация полезна, если ребенок общается с тем, кто ему интересен. Например, мы ездим в летний семейный лагерь — туда никого не согнали насильно, нет никакого контроля. В школе ребенок обязан быть в коллективе, который принудительно собран в единое целое. Да и сколько чистого времени там остается на общение? 10 минут на перемене.

Сейчас я сама учу Татьяну, мы учимся полчаса утром и полчаса вечером, чаще методом погружения. Мне нравится система Шаталова: 1–2 месяца мы фокусируемся только на одном предмете. Исключение — английский язык, он у нас распределен на весь год. За пару месяцев абсолютно реально пройти школьную программу по всему предмету. Просто в школе есть система, из которой невозможно вырваться. Мне нравится сам процесс — придумывать какие-то подходы, проверять на ребенке. Своеобразный спортивный интерес — попробовать что-то свое. Это не каждому подойдет.

Читать еще:  Обучение на английском языке

Конечно, Татьяна ходит на улицу, играет. Но сейчас я не вижу у нее большого желания общаться с детьми. Она не ищет место в большой стае и была такой всегда, это не следствие семейного обучения. Кому-то общение дает энергию, у кого-то ее забирает. Это становится очевидным с возрастом.

Как я буду в 10–11-м классе объяснять алгебру и физику? Главное — заранее сформировать интерес к предмету, и моя задача — помочь заинтересоваться. А то, что ребенок без участия школы не поймет программу, — такого не будет».

Хоумскулинг — форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ с обязательными аттестациями в школе, имеющей государственную аккредитацию. Ребенок обучается по общей школьной или индивидуальной программе дома, без отрыва от семьи. Домашнее обучение возможно в форме экстерната или учебы по договору о семейном образовании.

Наталья Киселева с детьми Сашей (13 лет), Лешей (11 лет) и Вовой (11 лет)

«Мои мальчишки провели начальные классы в вальдорфской школе. Это, конечно, похоже на обычную школу, но все-таки другой подход. Уроки преподавались «эпохами»: «эпоха русского языка», «эпоха математики». Дети в этой школе должны постоянно присутствовать, чтобы не выпасть из контекста. А наш Александр занимался автоспортом, был чемпионом России по картингу. Его пригласили в итальянскую команду, и он часто уезжал за границу. Когда возвращался, было сложно влиться в школьный ритм.

К тому же у нас в России вальдорфская система очень хорошо проработана для младшего школьного возраста, но для старших классов дела обстоят труднее. Хороших учителей-предметников мало, большая текучка кадров. В итоге мы решили уйти на домашнее обучение. Узнали про Центр И.М. Чапковского, где нас все устраивало: очень удобно для детей, которые занимаются чем-то еще. А младшие ребятишки у меня как раз увлечены спортивным ориентированием, полстраны объездили.

В Центре такая система: сотрудники оформляют нас на экстернаты в обычные школы Москвы, мы сами ничего не делаем. Просто ходим в центр учиться два раза в неделю. У старшего Саши восемь пар по 1,5 часа в неделю и еще один урок на 45 минут. Каждый школьный предмет — отдельная пара. У младших сыновей в неделю пять пар. Дома мы самостоятельно занимаемся в среднем около двух часов в день. Что касается аттестаций, то мы пишем контрольные в центре гораздо чаще, чем в обычной школе. А наши оценки и ведомости хранятся в школе, при которой мы закреплены на экстернат. Троек у нас нет.

Я сама по образованию педагог начальных классов и понимаю, что в традиционной школьной системе очень много лишнего. Учителя просто отрабатывают часы за зарплату. Личностей, действительно готовых работать с детьми, мало. А в центре совсем другие отношения: дети могут с директором разговаривать без проблем, задавать вопросы. Там принято не бояться.

Часто меня спрашивают: а как же коллектив? У моих детей точно есть тусовка. Они же много времени проводят в секциях, мы успеваем не только поучиться, но и заниматься своими любимыми делами. У моих детей больше свободного времени, чем у их сверстников».

Елена Гидаспова с сыном Матвеем (9 лет)

«Наш Матвей сейчас в третьем классе, но я бы сказала, что мы учимся не три года, а всю жизнь. Ребенок всегда просил знаний, и мы ему их давали по мере необходимости. Для того чтобы учиться, нам не нужно было специально ходить в детский сад. Мы просто плыли по течению реки, опираясь исключительно на интересы сына.

Мы сразу понимали, что в школу ребенок не пойдет. На освоение учебной программы дома у нас уйдет гораздо меньше времени, чем у детей, обязанных сидеть за партой. Тем более учитывая, что в классе так много человек и внимание преподавателя рассеивается на всех. Матвей любит учиться, и у него есть желание и потребность всегда получать больше. Что касается необходимости коллектива… Я знаю людей, которые окончили школу и институт и живут со страшной социофобией. И знаю тех, кто не ходит в школу и прекрасно себе общается. Мы ездим в семейные лагеря, и я вижу, как Матвей быстро и активно выстраивает отношения.

Перед тем как оформить договор о СО, мы звонили в наше управление образования, пытаясь найти дружественные «семейникам» школы. В интернете я читала много страшных историй о том, как школы строят козни. А получилось в итоге, что мы пришли в нашу районную школу и никаких проблем не было. Единственная сейчас сложность — нам навязывают слишком много аттестаций. По закону ребенок не должен сдавать больше 12 работ в год. А с нас требуют. Мы этот вопрос решим.
Никто из детей ни разу не сказал, что хочет в школу. Они очень ценят свою жизнь, жизнь с правом выбора

В школе все предметы растягиваются и загоняются в рамки, а хочется, чтобы ребенок рос как индивидуальность, ориентируясь на свои интересы. Программу можно осваивать и креативно. Например, мы любим делать презентации из слайдов на тему по географии, просто для себя. Или в магазине я его спрашиваю: «Как мы округлим эту сумму? Сколько процентов в нашей сумке занимают фрукты?» Наше обучение проходит постоянно.
Мы просто хотим проводить время с пользой. У нас столько всего: музыкальная школа, вокал, акробатика, английский, немецкий. И школьными предметами мы не занимаемся каждый день. Учиться три раза в неделю по 45 минут вполне достаточно»

Ирина Грачева с детьми Никитой (12 лет) и Тимофеем (10 лет)

«Я свою точку зрения никому не навязываю, но для меня очевидно: если я родила детей, то я за них полностью отвечаю. И эту ответственность хочется как-то выражать.

Мне не хотелось отдавать своих детей на общественное воспитание по многим причинам. Минусы школы всем известны. Подростковая жестокость, порнография, пьянство, ранний секс. Одновозрастной коллектив всегда становится средой для возникновения лидеров, причем не всегда лидеров положительных. И всегда появляются изгои. К тому же школьный коллектив часто ребенка просто ломает. Я знаю, о чем говорю, — сама работала преподавателем, школьный стаж 9 лет. Много чего я там наблюдала. По личному опыту у меня сложилось ощущение, что для своих детей мне хотелось бы чего-то другого.

Первый год мы вообще не прикреплялись к школе — это был так называемый анскулинг. Но потом подписали договор о семейном обучении с ближайшей районной школой. Нас там в штыки не восприняли, и дальнейшие отношения складывались хорошо, теперь мы ходим на аттестации раз в триместр.

При помощи домашнего обучения мы легко решили какие-то свои проблемы. Один из сыновей долго испытывал трудности в чтении, такому ребенку в школе было бы крайне сложно. А дома мы это свободно преодолели, и по чтению у нас пятерки.
Я занимаюсь с детьми сама, так как умею это делать. Если в определенный момент они скажут мне, что хотели бы учиться в школе, я не буду возражать.

Конечно, мы не сидим в четырех стенах. У нас очень много дополнительных занятий: музыка, детский научный клуб, компьютерный клуб, плавание, айкидо. Но мальчики знают, что первая половина дня, 4–5 часов, должна быть посвящена школьным занятиям. Конечно, за ними еще надо следить, ведь они пока не доросли до сознательной учебы.

На данный момент никто из детей ни разу не сказал, что хочет в школу. Они очень ценят свою жизнь, жизнь с правом выбора. Даже в этом возрасте они понимают, что так все-таки лучше — иметь выбор, чем быть насильственно погруженным в какую-то среду, которая им чужда».

Сайт «Семейное образование» http://www.familyeducation.ru/ — отзыв

Не нравится система школьного образования? Идите ка вы на.

. сайт проекта «Семейное образование». Это проект Игоря и Валентины Чапковских. Супруги Чапковские были одними из первых семей-практиков домашнего образования. Игорь Чапковский стал учить своих детей дома еще в 80-х годах, а когда в российском законодательстве появилась соответствующая нормативная база, начал передавать свой успешный опыт другим родителям. Что это за проект в целом?

Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Рассматриваются вопросы, что такое домашнее обучение? что такое экстернат? Объясняется, чем они отличаются от семейного образования.
Наш проект дает возможность общаться, задавать вопросы и обмениваться информацией родителям из разных регионов России. На форуме сайта, а также в письмах родителей-практики рассказывают авторам проекта, что и как получалось у них. Их мнения и опыт, родительские истории, взятые из писем, вдохновляют сомневающихся.
Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.

Сайт «Семейного образования» я нашла в 2013 году, когда так устала от школьного маразма, что хотелось переехать из страны вообще. С того времени интерфейс ресурса не изменился, а вот нормативная база, новости и полезные материалы регулярно добавляются. Сайт простой, даже элементарный, зато все понятно.

И не путайте семейное образование с домашним обучением, когда ребенок по медицинским показаниям не может ходить в школу и к нему ходят домой учителя. В семейном образовании за качество обучения ответственность несут только родители. Хотите репетиторов нанимайте. Хотите сами учите, но ребенок обязан сдать аттестации и закрыть год.

Кстати, об этом на сайте пишут много и часто. И, как правило, на семейное образование отваживаются либо очень ответственные, либо безбашенные родители. К какой категории отношусь я? Скорей к последней, но перед тем как принять такое ответственное решение, я замучила постояльцев форума и прошерстила сайт «Семейного образования» вдоль и поперек. Что из этого вышло? А вот такая история.

ИЗУЧИЛ САЙТ→ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ→РЕЗУЛЬТАТ

Итак, на семейное образование я перевела дочь в 3-м классе. Меня достала нелогичная программа по математике, русскому и иностранному. Достали бесконечные контрольные и тесты на скорость чтения. Было еще много разных факторов, и мы решили, что справимся сами. Пришла к директору, объяснила, написала заявление. Директор меня поотговаривала, но согласилась. Мы были первые такие в школе. Был ли еще кто-то на семейном обучении после нас — не знаю. Пришлось несколько раз встречаться с учителем и завучами, чтобы согласовать даты промежуточных аттестаций. Все это заняло примерно неделю. И на полгода мы забыли про школу.

Читать еще:  Обучение в красном кресте

Режим установили такой: дочь встает в 8 утра, самостоятельно делает задания по математике с прошлого дня, разбирает новую тему. К 9 поднимаюсь я, объясняю новую тему, даю задания, проверяю. Дальше в течении дня она читает литературу, пишет под диктовку диктант, учит словарные слова — в общем берет учебник и сама его изучает. Оговорюсь, что работаю дома, поэтому время на ребенка всегда было.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ, О КОТОРЫХ МАЛО НАПИСАНО НА САЙТЕ

Дико раздражало, что дочь не понимает мои объяснения по математике и со второго и с третьего раза. Что она из раза в раз делает одни и те же ошибки в русском языке. И это раздражение после каждого занятия переносилось на обыденную жизнь, никак не связанную с учебой.

Объяснить новую тему было совсем не сложно. Проверить задания тоже. Сложно было разделить учебу и дом, не злиться на ребенка в обед и в ужин за то, что перед завтраком она нещадно тупила со сложением и вычитанием. И это самый главный, самый жирный минус именно нашего опыта семейного образования.

Мама-гуманитарий уже в пятом классе может споткнуться об алгебру. Я села в лужу с английским в первый же год обучения.. Хорошо, что бабушка у нас педагог-англичанин. Если бы ни она, пришлось бы платить репетитору.

ЧЕМ НАМ ПОМОГ САЙТ И СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОМ

Итоги опыта длинною в год:

  1. Годовые оценки стали лучше. Промежуточные и итоговую аттестации (что-то вроде мини экзаменов по всем предметам) дочь сдала на 4 и 5. Проблема была только с математикой, но тут она и до семейного образования была. Мы ее с места ни туда ни сюда не сдвинули.
  2. По некоторым предметам (окружающий мир, чтение, русский язык) я дала более глубокие и полные знания, чем школьные учебники и иже с ними. Только в рамках семейного образования удалось привить любовь и интерес к чтению. Я плюнула на программу по литературе и сама подобрала ребенку произведения. Именно с того момента она начала читать, и сама с удовольствием читает до сих пор. Много и осознанно.
  3. Я чуть не заработала невроз и заработала бессонницу вкупе с комплексом неполноценности. Поняла, что педагог из меня отвратный. Знать знаю, объяснить могу, даже вполне доходчиво, но жду от ученика слишком многого. Вундеркиндства жду. Слишком жесткая и негибкая я.
  4. За счет выпадения уроков музыки, рисования и технологии у нас была куча свободного времени. Много гуляли, ездили, были абсолютно не привязаны к школьному режиму. Природу изучали в натуре. Вместо уроков труда вязали, вышивали, сажали. Вместо рисования — художественная студия. По всем этим предметам опять-таки получилось дать больше, чем в школьном режиме. При этом ее личного времени, полностью свободного от всего, оставалось больше.

В 4 класс дочь вернулась в школу. Я поняла, что опыт был полезный, но семейное образование — не мое.

Кому рекомендовать? Спокойным уравновешенным мамам младшеклассников ( домохозяйкам), целеустремленным детям и подросткам, которые знают чего хотят и умеют этого добиваться, а также семьям с 2-3 детьми, когда дефицита общения просто не может быть.

Главное — настроить учебный процесс дома. Остальное все регулируется законодательно или на уровне родитель-учитель. И уж в по этому вопросу на сайте полным-полно информации.

Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Семейное образование

Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Дистанционное обучение в начальной школе. Реальный опыт. Отзыв

Сейчас все чаще говорят о дистанционном обучении школьников. Многие спрашивают меня про наш опыт домашнего обучения. В настоящее время заканчиваем 2 класс. Почему мы решили отказаться от традиционной формы обучения в школе в пользу дистанционной, что выяснилось в процессе, что нравится и что не очень. Одним словом, есть, чем поделиться. Предупреждение: это статья, ломающая стереотипы. Заранее просим проявить тактичность в комментариях.

Как мы решились на дистанционное обучение

Начнем по порядку. В начале сентября 2018 г. моему ребенку было шесть с небольшим лет и в школу мы не собирались. Да, конечно, мой ребенок читал по слогам, складывал в пределах десятка, был усидчив, знал как себя вести в общественных местах, то есть в целом ребенок был полностью готов к школе.

Однако, я планировала еще на один год остаться в садике.

Но неожиданно для всех, уволилась наша любимая воспитательница в детском саду, и ребенок наотрез отказался идти туда, сказав, что лучше пойдет в школу. Вот так, быстро и неожиданно встал вопрос о поступлении в первый класс. Время поджимает, уже начало сентября. Возраст у ребенка немного не дотягивает до 6.5 лет.

Читать еще:  Дистанционное обучение географии

Стали думать, что можно предпринять. Как вариант рассматривали Новинковскую школу, так как она мне нравилась раньше, но передумали.

В этот момент, на одном из форумов, мне первый раз попалась информация о том, что в г. Дзержинске есть школа с очным и заочным обучением.

Там же были реальные положительные отзывы людей. Раньше я немного скептически относилась к домашнему обучению, но здесь понравилось то, что в школе предлагалось несколько видов обучения: обычное (очное, обучение ребенка в школе), семейное (обучение полностью на родителях, с аттестациями ребенка в школе), дистанционное (или заочное). Вот именно, третий вид обучения меня заинтересовал, тем более, что обучать ребенка должны были учителя этой школы.

Немного подумав, и решив, что мы точно ничего не потеряем, если мы поступим в эту школу, мы отправились подавать документы. Напомню, что запасе у нас был год, если бы ребенку не понравилось, то просто бы пошли в обычную школу по прописке в первый класс с 7 лет. Даже наоборот, ребенок приобретет опыт обучения.

О школе и дистанционном обучении в ней

Теперь немного расскажу о самой школе и как там построена дистанционная (заочная) система обучения.

Это частная школа г. Дзержинска им. Лобачевского, существует она с 1998 года. За то время успела осуществить уже много выпусков. Многие дети поступили в высшие учебные заведения. Вообще, рейтинг этой школы среди других образовательных учреждений очень неплохой.

Приехали всей семьей, посмотрели школу, классы, пообщались с директором, с завучем по воспитательном работе. Атмосфера мне показалась достаточно доброжелательной, ребенку понравилось. Мы решились и заключили годовой договор на дистанционное обучение. Плата на тот момент была около 24 тыс. рублей в год в первом классе, если разделить эту сумму на 9 месяцев обучения, то получается не так уж дорого, чуть менее 3 тысяч в месяц. Некоторые развивающие занятия и детские секции стоят дороже.

Забегая немного вперед, скажу, что за второй год обучения мы заплатили уже 32 тысячи в год, но почему, напишу чуть позднее.

Как построен процесс дистанционного обучения в школе

Ребенку в конце каждой недели присылается на электронную почту:

  • расписание уроков на следующую неделю,
  • сами видеоуроки,
  • проверочные работы,
  • домашнее задание.

В видеоуроке учитель подробно объясняет ребенку изучаемую тему.

В ходе урока дает какие то задания по теме, объясняет ответы. Далее предлагаются тренажеры (обычно в виде тестов) для закрепления пройденного материала. Еще дается домашнее задание по каждому предмету на неделю. Задание может быть в виде тестов или письменное (тогда делаешь его в обычной тетради, фотографируешь и отсылаешь учителю).

Используются учебные платформы Якласс и Учи.ру. Оценки за предмет выставляются учителем в Дневник.ру.

Почему выросла плата за обучение

Теперь расскажу, почему за второй год мы заплатили больше чем за первый. Мы решили перейти с полностью заочного на очно-заочный вариант обучения. Мы посчитали, что так будет лучше и не ошиблись.

Кроме всего того, что я написала выше, ребенку предоставляется каждую неделю несколько видеоконсультаций по разным предметам с учителем и учениками в реальном времени. Консультации проходят в режиме видеочата онлайн, то есть все друг друга видят и слышат в реальном времени.

Учитель объясняет непонятные вопросы по изучаемым темам, дает задания ученикам, тут же спрашивает их, если нужно, то поправляет и объясняет еще раз. Вообщем, очень удобно. Учитель сам контролирует уровень знаний учеников, объясняет непонятные моменты, дает задания
в реальном времени ученикам. Число учеников обычно в классах не более 10 человек, обычно меньше. Учитель за урок, который как и в обычной школе длится 40 минут, по несколько раз спросит каждого ученика по теме.

Каждую неделю по предметам выставляются оценки. Никакого крика, шума и неадекватных учеников, мешающих обучению во время урока нет. За урок успевают очень много.

Что еще, школой предоставляются все учебники и учебные материалы в электронном виде, которые нужны для учебного процесса. Если есть какие-то вопросы, пожелания, то всегда можно написать в школу и спросить, очень быстро реагируют и отвечают.

Важно: у каждого ученика есть куратор (учитель), который практически всегда на связи.

Каждую четверть проводятся онлайн родительские собрания (да, не удивляйтесь, именно собрания для родителей), где можно задать вопросы и получить ответы. Там же решаются важные оргмоменты.

В конце каждой четверти выдаются контрольные работы по предметам. Они обычно в виде тестов.

Еще забыла упомянуть: ребенок зачисляется в обычный класс этой школы. И если вы сами не скажете, что ребенок учился на дистанционном обучении никто и не догадается, так как в документах об этом нигде не упоминается.

Промежуточные выводы

О первом годе обучения могу сказать, что прошел он достаточно быстро. Ребенок особо не напрягался. Учебная программа ему давалась достаточно легко, тем более, что он многое умел для первого класса. У ребенка было много свободного времени, успевали посещать детские секции, кружки. Не отрываясь от учебы в путешествиях. Главное, чтобы был ноутбук и интернет.

И мне и моему ребенку такой вид обучения нравится больше, так как несколько раз в неделю общается онлайн с учителями и одноклассниками, находится в курсе событий школы. Можно было бы остаться на обычном дистанционном (заочном) обучении, которое было у нас в первый год, но мы решили немного доплатить и перейти на очно-заочную форму — не пожалели пока ни разу. Благо ноутбук с камерой и доступ в интернет сейчас не ах какая невидаль.

Минусы дистанционного обучения детей

Видеолекции или, как у меня называет их ребенок «настоящие уроки», идут по 40 минут. Когда уроков несколько, то между ними бывает перемена (перерыв) около 20 минут.

Для второго класса видеоконференции проходят по таким предметам как: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, английский язык. По каждому предмету видеолекция обычно 1 раз в неделю.

Английский язык, литературное чтение и Окружающий мир бывают один в две недели. Очень бы хотелось, чтобы эти предметы были чаще. Английский язык особенно. На мой взгляд необходимо увеличение общего количества часов по этому предмету.

Очень надеюсь, что появятся видеоконферении по таким предметам, как рисование, технология и музыка. Хотя бы один раз в четверть. Пока по ним лишь учебники и проверочные задания.

Плюсы дистанционного обучения детей

Но плюсов, конечно, гораздо больше. Иначе мы бы уже давно бросили эту затею.

  • Не тратится время на походы в школу и обратно.
  • Нет неадекватных учеников, мешающих обучению.
  • Обучают ребенка те же учителя, что ведут традиционные очные занятия, некоторые из них — прекрасные педагоги.
  • Ученик сам выбирает свой темп и время обучения.
  • Обычно нет привязки к времени в течение дня.
  • Да и программа в этой школе очень сильная.

Такое обучение очень удобно для ребенка, чьи родители постоянно в разъездах. Никаких расставаний с родителями или перемены школы. Или для детей, которые много времени проводят на соревнованиях. Или, например, для ребенка имеющего проблемы со здоровьем. Тоже отличный вариант.

Контроль за ребенком никто не отменял

Но все-таки, хочу добавить, что контролировать ребенка и процесс обучения должны не только учителя, но и родители. Особенно пока ребенок еще маленький и не всегда самодициплинирован. Когда ученик будет более сознателен, то контроль за образованием можно уменьшить, приучая школьника к самостоятельности и ответственности.

Я например, со следующего года собираюсь дать сыну больше свободы в обучении. Но у меня ребенок пошел в школу с 6 лет, соответственно он
младше всех своих одноклассников. Потому, здесь зависит многое от ребенка. Должна быть мотивация учиться. Да, уроки построены достаточно интересно, да дается куча дополнительных ресурсов, но если ребенок не хочет, то никакие учителя и никакие ресурсы его не заставят напрягаться.

Ученик должен быть мотивирован, заинтересован в учебе. Еще, такой немаловажный фактор как самодисциплина. Знаю, что некоторым детям
сложно оторваться от интересного занятия и сесть учить уроки, когда не нужно идти в школу.

Мне повезло, мой ребенок пока хочет учиться и учится.

Распорядок дня на дистанционном обучении

Теперь несколько слов о нашем распорядке дня, поскольку меня ранее спрашивали о нем. Каждый день, около 8 часов, ребенок садится и занимается примерно до 11-12 часов. Затем перерыв, свободное время. Около 15-16 часов, ребенок вновь делает задания еще около 2 часов.

Для общения, у ребенка есть друзья во дворе. Кроме того, три раза в неделю ходит в секцию рукопашного боя, один раз в неделю в бассейн, а по выходным английский в группе.

Часто ходим в театр, кино, цирк, выставки. Совершаем разные поездки, в том числе и многодневные.

Пресловутая социальная адаптация

Что касается отсутствия общения и про так называемых «неадаптированных детей», которые учатся дистанционно. Как мне показалось, что в классе у ребенка все дети достаточно мотивированные, стараются, а главное, у них нет страха перед учителем. Все спокойно, вежливо с обеих сторон.

Еще несколько слов, про несоциальных детей. Мы ведь относимся именно к этой группе. В садик практически не ходили, в обычную школу тоже не ходим. Традиционного школьного общения с его конфликтами каждый день в жизни ребенка нет.

Хотя школа иногда приглашает нас на школьные мероприятия, на паре из них мы даже были. Одноклассники встретили моего ребенка хорошо, и один день полностью проучились в школе как обычные ученики.

Однако, мой «несоциальный» ребенок совершенно не зажат, совершенно не пугается предстоящего разговора со взрослыми, достаточно общителем со сверстниками, любит малышей.

Одним словом, мне кажется, что так называемой социализации уделяют слишком много внимания.

Ну, и вместо заключения, сейчас ребенок заканчивает второй класс. Он пока отличник. Первый класс также прекрасно закончил. Учится в таком темпе пока ему нравится. Остается много времени на любимые занятия. Если захочет перейти в обычную школу, то перейдем. Думаю, что проблем с этим не будет. Только вот то образование, которое нынче в обычной школе уже меня не устраивает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector