Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Против обучения в школе

Что делать, если родные против семейного образования

На семейном образовании мы порой сталкиваемся с непониманием родственников. Мамы и папы ловят неодобряющие взгляды окружающих, а дети не знают, как уговорить родителей отказаться от традиционной школы. Рассказываем, почему родные бывают против семейного образования и как поступить в таком случае.

Если вы родитель

Родители и ребёнок приняли решение учиться дома, но родные против семейного образования. Что делать? Волнение близких понятно, стереотипы гласят, будто на дому учатся только дети с инвалидностью, а хоумскулеры лишены общения и ни за что не сдадут экзамены.

Вот несколько советов, как переубедить родственников.

  • Объясните, что такое семейное обучение. Многие путают его с надомным, которое является вынужденной мерой для детей с серьёзными заболеваниями. На семейное образование переходят по собственному желанию, родители сами организуют учебный процесс и вольны выбирать для этого любые методы.
  • Это законно. Консервативных родственников успокоит отсылка к закону «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители имеют право выбрать, как будет учиться их ребёнок.
  • Социализация не пострадает. Ещё один важный аргумент в разговоре. На семейном обучении у ребёнка будет больше времени на секции и кружки, а значит, он постоянно будет в детских коллективах.
  • Расскажите о мотивах. Что вас побудило перейти на семейное обучение? Аргументируйте свою позицию, и вашим близким будет проще вас понять.
  • Отпустите ситуацию. Бабушки и дедушки останутся родными людьми, даже не разделяя ваших взглядов. Да, они будут волноваться, но как только увидят результат своими глазами — примут ваше решение.

Так было в семье Ирины Фомичёвой. Её дочь Светлана пришла в «Экстернат Фоксфорда» в 10 классе. Близкие сначала волновались, но через год признали, что Света стала спокойнее, а её знания улучшились.

Если вы ребёнок

Если родители против учёбы вне школы, это ещё не значит, что они против вас. У мамы и папы могут быть свои аргументы против семейного образования. Важно их выслушать и привести свои.

Советы, как уговорить родителей на семейное образование. Что делать, если мама и папа против домашнего обучения?

  • Покажите свою дисциплинированность и умение учиться самостоятельно. Выполняйте домашние задания в срок, не опаздывайте, поддерживайте порядок в комнате. Такой рационализм убедит родителей в осознанности вашего выбора.
  • Расскажите про онлайн-школы, которые помогают хоумскулерам. Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и ВШЭ, а у каждого ученика есть персональный куратор, еженедельно предоставляющий родителям отчёт.
  • Приведите примеры известных хоумскулеров. Например, Льва Толстого в детстве обучали на дому вместе с его сёстрами, а Джейн Остин сама много читала и анализировала.
  • Объясните, что семейное образование — это не так дорого, как может показаться. Можно даже сэкономить на канцелярских принадлежностях, школьной форме, сборах на нужды класса и подарках учителям. Вместо этого деньги будут тратиться на действительно качественные знания.
  • Объясните свою мотивацию. Расскажите, для чего вам семейное образование. Может, вы хотите более серьёзно заняться спортом или сконцентрироваться на подготовке к поступлению в вуз. Родители всегда хотят для вас лучшего, поэтому если вы докажете необходимость обучения на дому, они поддержат и помогут.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть ученики, которые сами узнали о семейном образовании и уговорили родителей на этот шаг. Так, Алёна Руденко неожиданно решила уйти из школы в 10 классе. Взрослые опасались, но поддержали девушку. Доверие было оправдано — 11 класс Алёна окончила на «пятёрки» и получила золотую медаль.

Близкие боятся за нас, поэтому порой высказывают недовольство. Но родные всегда хотят для нас лучшего, поэтому примут ваш выбор, как только увидят, что обучение вне школы идёт на пользу. Главное — не ссориться и показать свою готовность к грядущим изменениям.

Домашнее обучение: за и против

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то десять — пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим. По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду. Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения

+ Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+ Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+ Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+ Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+ Возможность жить по естественным биологическим часам.

+ Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+ Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+ Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+ Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+ Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

— Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

— Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

— Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

— Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

— Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

Читать еще:  Программа профильное обучение в школе

— Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

— Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

— Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

— Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

— Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка. Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Рассказываем о видах домашнего обучения и разбираемся, как на него перейти.

Надомное, дистанционное, семейное

Многие люди не различают формы образования и форматы обучения, поэтому в вопросах учёбы вне школы много путаницы. Давайте разбираться.

Начнём с формы образования. Их всего две: «внутри» образовательной организации (школы, гимназии, лицея) и вне её. Причём «внутри» вовсе не означает, что ребёнок физически ходит в класс, он может учиться и дома. Но при этом числится в своём классе, получает учебники, занимается по программе школы, сдаёт экзамены по расписанию.

На такое надомное обучение нельзя перейти по желанию родителей — нужно получить заключение медицинской комиссии о том, что ребёнок по состоянию здоровья не может посещать школу. В этом случае учителя будут приходить к школьнику домой или заниматься с ним дистанционно, например по скайпу.

Мы плавно перешли к понятию дистанционного обучения. И это уже не форма образования. Учиться на расстоянии могут дети, которые ходят в школу каждый день, если преподаватели дополнительно используют этот формат. И ребята, к которым педагоги приходят на дом. И те, которые учатся вне школы — получают семейное образование.

Учимся без школы

Теперь подробнее о второй форме образования. Законом «Об образовании» предусмотрено две формы обучения вне школы: семейное и самообразование. До 10-го класса можно получать только семейное образование: ребёнка учат родители и репетиторы. Для старшеклассников допустимо и семейное и самообразование — когда подростки занимаются самостоятельно: читают учебники, слушают лекции, смотрят видеоуроки.

Причин уйти из школы может быть несколько: желание сконцентрироваться на определённых предметах, конфликт с учителями или одноклассниками, профессиональные занятия спортом, музыкой или танцами или просто разочарование в школьном образовании.

Вернуться в школу, так же как перейти на внешкольное обучение, можно в любой момент.

Что нужно, чтобы перейти на домашнее обучение

  1. Заявление в школу о переводе на семейное образование или самообразование.
  2. Заявление-уведомление о выборе формы обучения в органы местного самоуправления. В Москве это управа района. В Санкт-Петербурге, Севастополе и остальных регионах — Управление образования.
  3. Заявление об отчислении — если ребёнок уже учится в школе. Если вы только готовитесь к поступлению в 1-й класс, то достаточно заявления из второго пункта.
  4. Заявление о проведении промежуточной аттестации в любую школу на ваш выбор.
Читать еще:  Обучение педагог дополнительного образования детей

Аттестация нужна, чтобы доказать, что ребёнок действительно учится. Формально процесс выглядит так: накануне экзамена директор подписывает приказ о зачислении ребёнка в школу на время испытаний. После окончания — приказ об отчислении.

До 9-го класса, когда ребёнку обязательно нужно сдать ГИА, промежуточные аттестации можно вообще не проходить. Но если хотите объективно оценивать успехи домашнего обучения, экзамены лучше сдавать каждый год.

Ежегодную промежуточную аттестацию можно пройти дистанционно. В интернете есть список школ, которые готовы принимать экзамены онлайн за определённую плату.

Против обучения в школе

Лариса Арачашвили — учитель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний», победитель конкурса «Учитель Года России — 2019», преподаватель волгоградского образовательного центра MAXIMUM.

— Какие основные проблемы вы видите при переходе на дистанционное образование?

— Проблем здесь может быть несколько.

Во-первых, существующие сервисы могут не выдержать такого одномоментного наплыва — все «ляжет». Никакой Moodle (среда, дающая возможность создавать сайты для онлайн-обучения) или ЯКласс (сайт, позволяющий проводить электронные тестирования и задания) не выдержит.

Во-вторых, РЭШ (Российская электронная школа), на которую многие учителя будут опираться, еще не совсем к этому готова: не все уроки разработаны до конца, не для всех классов, не по всем предметам. Преподавателям будет сложнее преподносить материал.

В-третьих, не у всех школьников есть доступ к интернету, некоторые семьи по разным причинам не пользуются компьютерами вообще.

Дети привыкли к тому, что школа — это, прежде всего, очное общение с учителем, face to face, но никак не онлайн-формат.

У чеников будет непросто заинтересовать в участии в дистанционном образовании.

Родители переживают, что многое из учебной программы будет упущено, некоторые из них настроены к новым форматам не сказать, чтобы враждебно, но настороженно. Я в свое время пользовалась вышеупомянутыми Moodle, ЯКласс, Classroom (сервисом, позволяющим создавать курсы, назначать и проверять задания), но каждый раз были 5-6 человек, которые не могли их выполнять: ко мне подходили родители и говорили, что они не будут учиться в онлайн-режиме, потому что это «игрушки» и вся работа должна вестись в классе. Для избежания конфликта от новшеств приходилось отказываться.

— Некоторые сервисы, такие как «Фоксфорд», Яндекс.Учебник, MAXIMUM Education, Учи.ру, открыли бесплатный доступ к своим онлайн-решениям. Это поможет?

— Я думаю, что это отлично и показывают уровень сознательности современных предпринимателей в образовании, которые готовы работать вместе с государственными образовательными учреждениями в кризисной ситуации.

Для многих школ это станет спасением.

— Похоже, что в будущем обществу придется иногда сталкиваться с подобными ситуациями. К чему это может привести?

— Возможно, сложившаяся ситуация поспособствует появлению одной онлайн-платформы для всей страны или нескольких региональных платформ, которые будут облегчать переход к дистанционному образованию.

При этом не уверена, что ребята из удаленных регионов получат более качественный образовательный контент из-за обучения в онлайне. Его и сейчас много: есть огромное количество каналов на YouTube, есть проект Инфоурок, где можно найти записи занятий от очень хороших преподавателей. Есть просветительский проект Arzamas с лекциями по литературе и другим предметам. Но весь этот контент не сконцентрирован в одном месте, и это проблема.

Содержание предметов вряд ли будет сильно пересматриваться из-за перехода в онлайн. Но если химию без экспериментов в классе представить себе можно — достаточно их заснять и выложить в качестве учебных видео, то с физкультурой, рисованием или пением могут быть проблемы.

— Должно ли в будущем онлайн-образование вытеснить оффлайн?

— Полностью «цифра» никогда не заменит школу, так как школа — важнейший социальный институт. Замены ему пока нет.

В школе, кто бы что ни говорил, особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником. Но какие-то элементы цифровизации будут развиваться, и это хорошо.

— Расскажите о своем опыте преподавания в онлайн: какие были сложности, преимущества?

— Один из минусов онлайн-уроков — отсутствие зрительного контакта преподавателя с учениками. Чтобы понять, слушает школьник вебинар или включил его и ушел по своим делам, преподавателю приходится постоянно задавать точечные вопросы и ждать ответы в чате.

Среди плюсов — особая атмосфера. Она создается за счет забавных случаев, которые происходят в процессе и превращаются, как принято говорить в MAXIMUM, в шабаши. На одном из моих вебинаров девочка опечаталась и вместо «ура» напечатала «руа». Теперь, в этой группе мы вместо «ура» всегда говорим «руа». Много интересных вещей попадает из класса в онлайн и наоборот: те же шабаши, точечные вопросы, игры и соревнования.

— Вы много ездите по стране. Как меняется ситуация с цифровизацией образования?

— Ситуация меняется, но очень медленно. Чаще всего за словом «цифровизация» стоит появление новой техники в школах. И это важно, но это очень ограниченный успех, потому что отсутствует системный подход к работе по цифровизации. Если опросить педагогов, окажется, что большинство из них никогда не работали ни на одном из вебинарных или образовательных сервисов.

Мы часто говорим, что у нас есть технологии и возможности для массового перехода на дистанционное образование, но в большинстве школ я их не вижу.

Будем надеяться, что ситуация изменится. На данный момент нет вариантов, чтобы она не изменилась. Говорят же, что самые яркие точки роста случаются во время кризиса. Кризис, связанный с пандемией, заставляет нас ускоренными темпами менять подход к образованию.

Онлайн-школа против классической: как лучше учиться

Главный редактор онлайн-школы «Фоксфорд»

В прошлом году 1 сентября более 100 тысяч российских школьников остались дома: они и их родители выбрали альтернативные формы обучения. Три года назад таких было всего 8,5 тысяч. Мы в онлайн-школе «Фоксфорд» видим здесь тренд, поэтому решили разобраться, в чем плюсы и минусы дистанционного образования по сравнению с очным в школе и узнали у своих учеников, как они справляются.

Читать еще:  Сколько стоит обучение на косметолога

Очное образование: кому оно еще нужно?

Плюсы традиционной школы

Хотя дистанционное обучение обретает популярность, в привычную школу все еще ходят более 15 миллионов детей. У этого есть несколько разумных причин.

  • Привычный переход от дошкольного к среднему образованию

Ребенок выпускается из детсада, проходит подготовительные курсы и идет в первый класс в ближайшее к дому учебное заведение. Пусть это не самый простой период для семьи, но весь процесс прозрачный и понятный.

  • Меньше вовлеченности со стороны родителей

Маме и папе надо выбрать школу, оформить документы и иногда следить, что ребенок ходит на занятия и делает домашние задания. Периодически приходится расписываться в дневнике, спрашивать, почему вдруг появились низкие оценки, ходить на родительские собрания — и на этом всё. Ответственность за качество образования несут школа и государство.

Минусы

Согласно исследованию Harris Insights & Analytics, 79% российских школьников переживают из-за успеваемости в школе. Это самый высокий показатель по сравнению с Америкой, Германией, Китаем и Японией (всего в исследовании участвовало 5 стран). Дети страдают из-за того, что в школе их постоянно сравнивают с другими учениками, переживают из-за неудач в процессе обучения, нервничают во время контрольных работ и экзаменов.

  • Снижается мотивация к получению знаний

Так как главный результат обучения в российской системе — высокая оценка, у детей происходит подмена понятий. Сами знания не имеют ценности, важен только способ получить нужный балл. Поэтому дети много времени тратят на неэффективные усилия: зубрят, списывают, отрабатывают форматы тестов вместо того, чтобы погружаться в интересные им предметы.

  • Не каждая школа может похвастаться звездным преподавательским составом

Иногда родителям приходится возить ребенка по два часа в день туда и обратно, чтобы он мог учиться у ярких и профессиональных педагогов, у которых достаточно сил и энергии на каждого ребенка. Но далеко не все семьи могут себе это позволить.

«Раньше я училась в физико-математическом лицее. Мне не нравился темп, в котором проходят темы в обычной школе. Слишком растянуто, я схватываю гораздо быстрее».

Яна Негина, 8 класс, ученица «Фоксфорда»

  • Сложно наверстать пропущенный материал

Если ребенок заболел, уехал на соревнования или пропустил школу по семейным обстоятельствам, ему приходится самостоятельно искать информацию в учебниках, разбирать сложные темы с родителями, просить конспекты у одноклассников.

«Бальные танцы — очень важная часть моей жизни. Я занимаюсь ими с 7 лет, и с каждым годом всё чаще езжу по соревнованиям. В начальной школе учителя не обращали внимания на пропуски, но в 5-6 классе давление стало невыносимым. Нормально репетировать и без проблем выезжать на турниры можно только в цифровой школе».

Никита Дьяконов, 8 класс

Зачем учиться онлайн

Преимущества заочного образования

  • Экономия времени

Ребенку и родителям не надо тратить время на дорогу в школу, участвовать в обязательных факультативах и официальных классных часах. Надо только являться для прохождения промежуточной и государственной аттестации. Семья выбирает подходящий график обучения и вписывает в него семейные дела, кружки и спортивные секции.

  • Расходы только на образование

Дистанционной школе или репетитору не нужны деньги на новые стулья или пластиковые окна, они не будут ждать дорогих подарков к праздникам. Также не приходится ежегодно заказывать школьную форму или искать редкий учебник во всех книжных города.

  • Гибкое расписание и программа

Родители и ребенок сами решают, что будут изучать и в каком объеме. Более того, преподавателей тоже можно выбирать. Ситуаций, когда дети вынуждены отсиживать (или прогуливать) уроки посредственных учителей, не возникает. Конечно, для гармоничного развития нужно составить сбалансированный учебный план и придерживаться его — тут пригодится помощь профессиональных методистов.

В домашней школе «Фоксфорда», например, начиная с пятого класса, можно составить индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональную программу вплоть до конца 11 класса. Помимо математического и гуманитарного профиля, можно выбрать естественно-научный, технологический, физико-математический и социально-гуманитарный.

  • Учебные материалы всегда под рукой

Любой дистанционный урок можно посмотреть в записи, при необходимости — несколько раз.

Недостатки

Здесь нет звонков и строгих учителей, которые ждут в классе. Разработать режим дня и следить за его соблюдением, сбалансировать работу и отдых, добавить в расписание кружки и спорт — все это требует большого участия и внимания со стороны всех членов семьи.

«Конечно, для успешного обучения необходима мотивация. Нет внешнего давления, как в обычной школе, а значит, надо самому садиться за уроки. Поначалу это странно и трудно. Но постепенно перестраиваешься.

Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».

Мария Соколай, 10 класс

  • Надо придумать, как ребенок будет социализироваться

Общение со сверстниками в традиционной школе — важный элемент развития. Несмотря на его негативные аспекты (соперничество, агрессию, необходимость сравнивать себя с другими и подстраиваться под социальную группу), оно все же дает опыт тесного взаимодействия с другими людьми. Не говоря уже о том, что на базе ежедневного личного общения в классе можно завязать вполне здоровую дружбу.

При дистанционном обучении это придется компенсировать: учить ребенка знакомиться и заводить друзей во время занятий спортом и творчеством, организовывать совместные мероприятия с другими семьями, чтобы дети общались и сближались со сверстниками.

Выводы

Фото на обложке: Shutterstock / Fabio Principe

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector