Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предпрофильное обучение в 8 классе

Предпрофильное обучение учащихся 8-х классов: гуманистические аспекты

Разделы: Математика

Одной из ключевых задач российского образования на современном этапе является его ориентация на формирование познавательных и сознательных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации в обществе. Согласно Концепции профильного обучения на предварительном этапе его введения осуществляется переход на предпрофильное обучение в последних классах основной ступени общего образования (8-9классы). Целью обучения школьников основной школы (8-9 классы) становится их подготовка к осознанному выбору профилирующего направления собственной деятельности. Создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной школы, возможно через организацию курсов по выбору. Содержание, форма организации этих курсов, называемых элективными, ориентированы не только на расширение знаний по тому или иному предмету, но и на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Таким образом, элективные курсы, проводимые в 8-9 классах, призваны помочь школьникам объективно оценить свои способности к обучению, осуществить осознанный выбор профиля, соответствующего способностям и интересам [7].

Для учащихся 8-х классов в 2007 году мною была составлена рабочая программа элективного курса по углублённому изучению математики, состоящая из следующих модулей: “Множества”, “Делимость чисел”, “Рациональные выражения”, “Функции и их графики”, “Квадратные уравнения”, “Уравнения с параметрами”. В основу этого элективного курса положен учебник “Алгебра 8” (дополнительные главы к школьному учебнику), авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Материал, излагаемый в этом учебнике, соответствует программе углублённого изучения математики и выходит за рамки действующих учебников алгебры 8-го класса, в частности, учебника “Алгебра 8”, авт. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др., изданного под научным руководством академика А.Н. Тихонова [6].

Так как материал, выше названного учебника, строится по принципу модульного дополнения к действующим учебникам [1], то элективный курс, созданный на его основе естественным образом примыкает к курсу алгебры, углубляют и расширяют её. Кроме того, в элективный курс вошли некоторые задачи и упражнения из “Сборника задач по алгебре 8-9 кл.”, авт. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И.З вавич. Для контроля используются “Дидактические материалы по алгебре, 8” (с углублённым изучением математики), авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк.

Весной прошлого года, учащимся 7-х классов, обучающихся по программе для общеобразовательных школ с базовым уровнем и будущим восьмиклассникам, был предложен элективный курс, состоящий из выше указанных модулей. Учащимся и их родителям была предоставлена возможность выбора на предстоящий учебный год в 8-м классе предлагаемого курса. Из 44 учащихся 7-х классов (7-а, 7-б) подало заявление на обучение в 8-м классе по предложенному элективному курсу 18 человек, что составило около 41% от списочного состава семиклассников. Среди учащихся, пожелавших обучаться по предложенному элективному курсу, по итогам обучения в 7-м классе 4 балла и выше имело 10 человек, что составило более 55% от 18 человек, из них только двое имели 5 баллов. Остальные 8 человек имели 3 балла.

Выбор так называемыми “неуспешными” по математике детьми обучения на элективных курсах в какой-то мере стал неожиданным. Возникли сомнения: смогут ли эти дети освоить темы, которые включают новые для учащихся 8-х классов знания, отсутствующие в базовой программе и не дублирующие ее. В тот момент, принять “неуспешных” по предмету учеников в ряды обучающихся на курсе, помогла мысль о том, что программа элективного курса содержит учебный материал, который может вызвать познавательный интерес у учащихся, и поэтому имеет мотивационную значимость не только для тех, кому математика будет необходима, для профессионального обучения, но и для других детей, для которых она, возможно, не будет профилирующей в будущей профессии [4]. К тому же, изучение нового материала опирается на недавно изученный материал и легко восстанавливающийся в памяти учащихся. Например, делимость чисел, изучавшаяся в 6-ом классе в главе “Обыкновенные дроби” легко восстанавливается в памяти учащихся при изучении одного из модулей элективного курса “Делимость чисел”, состоящего из разделов: “Свойства делимости”, “Признаки делимости” и “Деление с остатком”. Ещё один пример. С преобразованием целого выражения в многочлен учащиеся познакомились в курсе алгебры 7-го класса. В модуле “Рациональные выражения” несколько расширяются сведения о таких преобразованиях. Учащиеся знакомятся с новыми приёмами преобразований и некоторыми новыми формулами. Ряд подобных примеров можно было бы продолжить.

Итак, было принято решение об обучении на элективных курсах группы учащихся с разным уровнем подготовки, поэтому необходимо было решать следующие задачи:

  • в процессе изучения предложенных модулей необходимо включать повторение и систематизацию опорных знаний;
  • для поддержания и развития интереса к предмету вводить занимательные задачи, сведения из истории математики, что особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся ещё недостаточно устойчив;
  • наполнять курс разнообразными, интересными и сложными задачами в соответствии с основным программным материалом, но на более высоком уровне;
  • значительное место отводить самостоятельной математической деятельности учащихся: решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов и т.д.;
  • организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющим избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них;
  • итоговый контроль провести в форме зачёта или защиты творческой работы, выступления на заключительной конференции [6].

В начале 2007-2008 учебного года элективным курсом по углублённому изучению математики к ранее изъявившим желание обучаться, добавилось ещё 5 человек, то есть стало 23, что составило около 48% от всех учащихся 8-х классов. Из них вновь прибывших в школу четырех учеников и двое за летний период сделали выбор в пользу математики. Сформировавшаяся группа школьников из двух 8-х классов с интересом включилась в изучение тем элективного курса и регулярно посещала занятия в течение первого полугодия.

Первый изучаемый модуль курса “Множества”, в содержании которого понятие множества, объединения и пересечения множеств, принадлежность элемента множеству, подмножества – всё эти понятия являются начальными понятиями математики. Они составляют не только основу математического языка и используются в различных математических дисциплинах, но и способствуют общему интеллектуальному развитию детей [2]. Восьмиклассники в достаточной степени овладели терминологией и символикой, свободно применяя её в теории и при выполнении упражнений такого типа:

1. Найти объединение и пересечение множеств А и В, если А-множество натуральных чисел кратных 7 и меньших 60, а В- множество натуральных чисел кратных 14 и меньших 70.

2. Изобразить в координатной плоскости множества точек, координаты которых образуют множества <(х;у)/х>0,x 1,y 3 +17а кратно 6.

2. В четырёхзначном числе 379* заменить звёздочку цифрой так, чтобы полученное число делилось:

Указать все возможные решения.

В третьем модуле “Рациональные выражения” школьники усвоили формулы образования коэффициентов многочленов, получаемых в результате возведения двучлена в степень при n>3, используя треугольник Паскаля, формулу квадрата суммы нескольких слагаемых и умело применяли полученные знания при решении следующих упражнений:

1. Представьте в виде многочлена

а) (х–3) 4 +(х+3) 4 ;
б) (с 2 +3с–2) 2 ;

За первые две четверти мы освоили три модуля из выше перечисленных. В конце декабря был проведён письменный двухчасовой промежуточный зачёт, в основу которого были положены первые три контрольные из “Дидактических материалов по алгебре, 8” для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики, авт. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Работу писало 14 человек , что составило 60% от 23 учащихся по списку. С работой справились все принимавшие в ней участие.

Многие из восьмиклассников, обучающихся на элективном курсе откликнулись на приглашение принять участие в Третьем всероссийском фестивале “Портфолио”, подав заявку в Издательский дом “Первое сентября”. Проектная или исследовательская работа учащихся – это особая часть деятельности учащихся, которой необходимо их учить, помогать овладевать техникой исследовательского поиска. Для восьмиклассников наиболее приемлемая форма – это реферативная. Школьников приходится постоянно ориентировать на то, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от ученика анализа используемой информации и самостоятельных выводов [3]. Конечно, не всем учащимся удалось полноценно включиться в исследовательскую работу, но открытие новых перспектив для самореализации оказалось очень важным для каждого ребенка.

Определённую положительную роль оказал элективный курс на результаты изучения базового курса по математике (алгебра, геометрия). Улучшили свои “учебные показатели” все обучающиеся на элективных курсах. Эти занятия внесли для них новизну во взаимоотношении между самими учениками и между учениками и учителем. На таких занятиях у педагога больше возможности для оказания поддержки учащимся в их учебной деятельности разнообразными положительными устными оценками и комментариями [5]. А это является средством мотивации, и воодушевленные поддержкой ученики продолжают заниматься по выбранному курсу и верят в благоприятный для них результат обучения.

Читать еще:  Сколько стоит обучение в музыкальной школе

Хотелось бы отметить, что не пропал интерес к курсу у ребят, имеющих текущие и четвертные удовлетворительные отметки. Таких учащихся в группе шесть человек. Для них престижно занятие на элективном курсе по углублённому изучению математики. Эта группа ребят желает знать математику, но они испытывают в освоении предмета некоторые трудности, связанные с особенностями их памяти, внимания, аналитических способностей. Как важно, оказалось, понять, что и эти учащиеся могут обучаться на элективном курсе, материал и задания которого способствуют их интеллектуальному развитию.

Последние годы много говорят и пишут о гуманном отношении к каждому ребенку. Мне кажется, что подлинный гуманизм немыслим без уважительного отношения к выбору ученика, к его желанию повысить свой социальный статус, к его стремлению еще и еще раз пробовать свои силы в той сфере, которая далека, быть может, от его будущей профессии. Безусловно, любой учитель по математике стремится к высокой результативности своего труда, а потому оказывается заинтересованным в том, чтобы в математический класс поступили учащиеся, имеющие математические способности. Но так ли это важно для самих детей и их родителей? Какой ценой формируются подобные классы? Все ли способные к математике ученики хотят прилагать дополнительные усилия для более серьезного изучения этого предмета? Каким потенциалом работоспособности обладают те, на ком многие учителя “поставили крест”? Эти и еще многие другие вопросы встают перед педагогами каждый раз, когда необходимо решать вопрос о наборе учащихся на профильное и предпрофильное обучение. И пусть гуманистические аспекты этого вопроса становятся все более актуальными.

Литература.

  1. Лукичева Е. Разработка элективных курсов: опыт, проблемы, решения//Математика, 2007, № 14.
  2. Макарычев Ю.Н. Алгебра: доп. главы к шк. учеб. 8 кл.: учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изучением математики / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. Г. В. Дорофеева. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса “Основы исследовательской деятельности учащихся”//Практика административной работы в школе, 2004, № 5.
  4. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов / авт.-сост. М. Е. Козина. – Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М.: Просвещение, 1977.
  6. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Сборник программ курсов по выбору по математике и информатике для предпрофильной подготовки учащихся. – 2-е изд., стереотип. – М: Глобус, 2007.
  8. Стратилатов П.В. Дополнительные главы по курсу математики. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9 классов / Сост. П.В. Стратилатов, изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Просвещение, 1974.

Программа предпрофильной подготовки для 7–8 классов «Моя профессиональная карьера»

Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Программа предпрофильной подготовки для 7–8 классов «Моя профессиональная карьера»

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 классов

«Моя профессиональная карьера»

Составитель: Пашкевич С. Ю., педагог-психолог ГОУ школа №1272.

В основе курса лежит программа Резапкиной Г. В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки» с элементами бизнес-тренинга по программам готовых тренингов «Искусство публичных выступлений», «Успешность», разработанные под редакцией Завьяловой Ж. В. и компьютерная диагностика программы «Эффектон».

Контингент учащихся: учащиеся 7-8 классов.

Срок реализации: 7 месяцев.

Количество часов: 58.

Количество занятий: 29 (по 2 часа,1 раз в неделю.

Цель программы — сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Пояснительная записка к программе «Моя профессиональная карьера»

В связи с тем, что существует необходимость реализации профильного обучения в школах на старшей ступени, возникла потребность создания предпрофильной программы с учетом специфики и возможностей ГБОУ школы № 1272, как базовой школы.

Программа «Моя профессиональная карьера» направлена на формирование представлений учащихся о профессиональной деятельности, особенностях выбора профессий и факторов, которые с ними связаны. Она разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на 58 часов, двухчасовое занятие один раз в неделю.

Ключевая идея: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Поэтому цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи программы:

— проведение профессиональных консультаций в микрогруппах;

— знакомство с факторами, влияющими на выбор профессии (темперамент, самооценка и т. д.);

— диагностика профессиональных интересов учащихся;

— проведение развивающих тренингов,направленных: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда; правилами выбора и способами получения профессии; а также отработка навыков самопрезентации, искусство публичных выступлений.

Основными средствами достижения задач являются: индивидуальная работа, групповые тренинговые занятия, на которых обучение происходит методом дискуссии, постановки и решения проблемных задач.

План занятий по программе «Моя профессиональная карьера»:

I четверть. Что я знаю о своих возможностях

• 1 урок. Самооценка и уровень притязаний.

• 2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Методика Д. Кейрси.

• 3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

• 4 урок. Что такое стресс.

• 5 урок. Определение типа мышления.

• 6 урок. Внимание и память.

• 7 урок. Уровень внутренней свободы. Социализация.

• 8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

II четверть. Что я знаю о профессиях

• 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.

• 10 урок. Определение типа будущей профессии

• 11 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.

• 12 урок. Определение профессионального типа личности.

• 13 урок. Профессионально важные качества.

• 14 урок. Профессия и здоровье.

• 15 урок. Профориентационная игра «Спящий город».

• 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

III четверть. Способности и профессиональная пригодность

• 17 урок. Способности общие и специальные. Практические способности.

• 18 урок. Административные способности.

• 19 урок. Менеджефрские способности.

• 20 урок. Лидерские качества.

• 21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.

• 22 урок. Волевые качества личности и оценка степени готовности к риску.

• 23 урок. Нервно-психическая устойчивость и адаптационные способности.

• 24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

IV четверть. Самосовершенствование. Планирование профессиональной карьеры

• 25 урок. Контроль над жизненными ситуациями. Оценка мотивации к успеху и боязни неудач.

• 26 урок. Ошибки в выборе профессии. Пути получения профессии.

• 27 урок. Навыки самопрезентации.

• 28 урок. Искусство публичных выступлений.

• 29 урок. Обобщающий урок по теме «Моя будущая профессия».

1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2008. – 208с., ил.

2. Тренинги на все случаи бизнеса / Под ред. Ж. В. Завьяловой. – СПб. : Речь, 2008. – 151с.

3. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400с. (серия «Библиотека школьного психолога»)

4. Профессиональная ориентация учащихся. – Мн. : Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 – 176с. – (Педагогическая мастеская).

5. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов/ Под Науч. ред. В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2008. 368 с.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?Психологические игры и упражнения:Практическое пособие: Пер. с нем. В 4-х томах. Т. 1. – М. : Генезис, 2000. – 160 с.

7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672с.

Игровая программа для 1–2 классов «Калейдоскоп веселья» ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «КАЛЕЙДОСКОП ВЕСЕЛЬЯ» Фонограмма 1 Ход игры: Добрый день, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада приветствовать.

Игровая программа для 1–5 классов «Ярмарка» Цель: • продолжить знакомство учащихся с культурными традициями народа; • формировать у молодого поколения уважение к родной стране; • способствовать.

Классный час для учащихся начальных классов «Моя малая Родина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Классный час Подготовила:.

Читать еще:  Обучение 1с дистанционно бесплатно

Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность современного педагога» «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Л. С. Выготский В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Фотоотчет о празднике для семей учащихся 3-х классов «Моя семья — моё богатство!» Семья — самое уютное и теплое место на Земле. И в этом местечке ты по-настоящему счастлив! Накануне празднования Дня семьи в средней школе.

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир» для учащихся 4–6 классов Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». 2012 г (для 4 – 6 классов) Сегодня мы отправляемся в музыкальный мир, мир весёлый.

Праздничная конкурсная программа ко Дню защитника Отечества (для учащихся 3–4 классов) «Вперед, мальчишки!» Цель: прививать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к Армии. Задачи: — воспитание чувства патриотизма, любви к Родине; — приобщение.

«Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС до». Интерактивная игра для педагогов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга» 155048 Ивановская обл., г. Тейково, Вокзальный.

Внеклассное мероприятие. Классный час для обучающихся 7–8 классов «Моя малая Родина» Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина» Классный час для обучающихся 7-8 классов Цель: 1. Углубить знания по темам курса географического,.

Курс «Предпрофильная подготовка» для обучающихся 8 класса

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

МБОУ «Бутрахтинская СОШ»

Курс «Предпрофильная подготовка» для обучающихся 8 класса

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Предпрофильная подготовка» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в средней школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

психологические особенности личности;

профессиональные интересы и склонности, способности;

классификация, типы и подтипы профессий;

проектирование профессионального жизненного пути;

карьера, виды карьеры;

личный профессиональный план;

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

раскрывать психологические особенности своей личности;

выявлять свои способности и профессиональные интересы;

определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

работать с профессиограммами;

ориентироваться в типах и подтипах профессий;

составлять личный профессиональный план;

проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На многих занятиях предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, схемы, видеоматериалы.

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Тематическое планирование курса «Предпрофильная подготовка»

Предпрофильное обучение в 8 классе

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех предметов, которые определяются как профильные. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Центральным звеном перехода к профильной школе должна стать предпрофильная подготовка выпускников основной школы. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения в старшей школе.

В Озерской средней школе им.Д.Тарасова предпрофильная подготовка в 8- 9 классах направлена на индивидуализацию образовательного процесса, развитие интересов учащихся, поддержание и развитие их склонностей и способностей в выбранных предметных областях. Учащиеся выбирают предметы учебного плана для изучения на расширенном уровне (курсы предпрофильной подготовки). Курсы предпрофильной подготовки интегрированы в общее расписание и дополняют содержание программ учебного плана. Организация курсов во второй половине дня позволяет расширить курс предпрофильной подготовки в течение учебного года. Темы курсов, предложенных обучающимся школой:

1. « Азбука выживания»
2. Пресс-центр «Дайте сказать!»
3. «Робототехника»
4. «Спортивное ориентирование»
5. «Юные помощники полиции»
6. «Туризм и краеведение»

Школой заключён договор о сетевом взаимодействии с государственным бюджетным учреждением Калининградской области профессиональной образовательной организацией «Колледж агротехнологий и природообустройства». Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать образовательные программы различного уровня и направленности; для обеспечения доступности качественного образования обучающихся, удовлетворяющего потребности социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых информационно- коммуникационных и педагогических технологий. В 8 классе реализуется модульный сетевой курс «Профессиональные пробы», который включает следующие направления:»Эксплуатация сельскохозяйственной техники», «Ландшафтное проектирование», «Картографо-геодезические работы», «Спасатель (оказание первой медицинской помощи)», «Топография (ориентирование на местности)».
В 9 классе реализуется модульный сетевой курс «Первая профессия», как самостоятельный элективный курс по итогам которого обучающиеся получают свидетельство квалификации рабочего. Ребята осваивают профессии:1.»Спасатель», «Водитель транспортных средств», «Геодезист», «Рабочий зелёного строительства».

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводится анкетирование педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8х — 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;

2) психологическая диагностика, целью которой является:

  • изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
  • соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;

3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения.

Данная работа проводится совместно с ГКУ КО «ЦЗН г.Озерска».

По окончании 9 класса учащиеся зачисляются в 10-11 профильные классы на основании выбора учащегося и его семьи.

Для зачисления в 10-11 профильные классы учащиеся сдают два обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по выбору, соответствующих дальнейшему профилю обучения.

Профильное обучение – это система обучения, позволяющая за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильный уровень изучения предметов также дополняется профильными спецкурсами (в т.ч. программами дополнительного образования). Обучающиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями, а также в соответствии с теми предметами, вступительные испытания по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы (перечень). В 2019-2020 учебном году в Озерской средней школе им.Д.Тарасова открыты: 10 класс, 11 класс социально-экономического профиля. Обучение ведется по индивидуальным учебным планам по программам базового и профильных уровней.Темы курсов, предложенных обучающимся : 10, 11 классы (социально-экономический профиль):

Читать еще:  Вокал химки обучение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

С 2004 г. Великосельская средняя общеобразовательная школа является базовой площадкой лаборатории сельских школ при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по введению предпрофильной подготовки.

Наша школа начала работу над содержанием и методикой введения предпрофильной подготовки в основной школе с 1 января 2004 года на базе лаборатории сельской школы при ЯГПУ под руководством профессора Л.В. Байбородовой и профессора Л.Н. Серебренникова.
Представляем вариант модели предпрофильной подготовки, в основе которой лежит практико-ориентированный подход.
Наша школа имеет параллели в среднем и старшем звене, квалифицированные кадры, поэтому для организации предпрофильной подготовки мы остановили свой выбор на внутришкольной модели. Предпрофильная подготовка проводится в 8-9 классах на основе создания разновозрастных групп по интересам.
Подготовка учащихся к ситуациям выбора профиля обучения предусматривает этапы:

  • Подготовительный (7 класс) – выявление образовательного запроса учащихся;
  • Основной (период обучения в 8-9 классах) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятия решений в различных образовательных ситуациях;
  • Завершающий (окончание 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

П одготовительный этап начался в январе 2004 года.

Чтобы изучить ситуацию была проведена диагностика учащихся, анкетирование родителей и педагогов. Что позволило выяснить степень готовности учителей к проведению этой работы, интересы и направленность учащихся 7-8 классов, потребности и запросы родителей.

Следующим шагом было проведение родительских собраний в 7-8 классах с целью педагогического просвещения родителей по этому вопросу.

Был проведен педагогический совет, на котором учителя были ознакомлены с теоретическими положениями концепции профильного обучения, видением предпрофильной подготовки в школе глазами администрации, высказали собственные предложения. Для дальнейшей работы по введению предпрофильной подготовки была создана творческая группа учителей. Ее задача заключалась в том, чтобы изучив имеющийся теоретический и практический материал, попытаться создать модель предпрофильной подготовки на базе Великосельской СОШ.
К июню общая структура и содержание первого года обучения были разработаны. Составлен учебный план (на базе БУП-98), произведена разбивка часов вариативной части плана в соответствие с планируемыми курсами.

В первом полугодии проводилась ознакомительная работа с учащимися, с целью обоснованного выбора ими направления деятельности во втором полугодии и в дальнейшем профиля обучения через:

  • Информационно — профориентационные курсы;
  • Вводно-ознакомительные курсы по сферам деятельности.

Через информационно-профориентационные курсы (1 час в неделю на базе всего класса) учащиеся знакомились с разнообразием профессий, личностными качествами, необходимыми для их овладения, «Образовательной картой» региона. Они проводились одновременно на базе всего класса последним уроком одновременно во всех четырех классах (предусмотрена возможность перехода от одного направления к другому). По каждой сфере деятельности курс рассчитан на 4 часа.

Через вводно-ознакомительные курсы (2 часа в неделю на базе всего класса) проводилась реклама проектов, предлагаемых по каждому направлению, курсов по выбору, которые помогут учащимся успешно справиться с проектной деятельностью, а также проведение минипроб, позволяющих ребятам ощутить себя в той или иной роли. Они проводились 5-6 уроками в один и тот же день. По каждой сфере деятельности курс рассчитан на 8 часов.
В этом учебном году информационно — профориентационные и вводно-ознакомительные курсы проводились только в 8 классе, 9 классы в первом полугодии посещали курсы по выбору (3 часа), среди которых были предметные, межпредметные и практико-ориентированные курсы. На выбор учащихся было предоставлено 12 курсов («Школа ремонта», «Дизайн интерьера», «Компьютерная графика», «Экономика и бизнес», «Web – дизайн», «Теория вероятностей и статистика», «Учись писать грамотно» и др.). В этом году информационно-профориентационный курс был отдан 1 педагогу, т.к. мы посчитали нецелесообразным дробить этот курс между учителями, отвечающими за одну сферу деятельности. Изучив материалы опубликованных книг «Опыт программно-методического обеспечения», изменили программу информационно-профориентационного курса в соответствии с программой А.П. Чернявской и дополнили ее проведением экскурсий на близ лежащие предприятия и учебные заведения. Здесь нам оказывали помощь как родители, так и специалисты.

В предпрофильной подготовке участвовало 4 класса в 2004-2005 учебном году и 1 класс в этом учебном году. Каждый месяц первого полугодия отводится на работу класса по одному из направлений ( сфер деятельности – Ч-Ч, Ч-П, Ч-ХО, Ч-З). Пятое направление – Ч-Т – осуществлялось через предмет «Технология» по программе «Хозяин (хозяйка) сельского дома».

За каждое направление деятельности отвечал один учитель, входящий в творческую группу. К проведению курсов привлекались учителя предметники и другие специалисты в своей сфере деятельности.
В 2005-2006 учебном году вводно-ознакомительные курсы вели разные педагоги так же как и в прошлом году, но на них больше внимания уделялось активным формам работы: ребята сами подбирали материал по профессиям, готовили сообщения, проводились мини пробы (создание эскиза школьной газеты, подготовка заметок в газету, создание декораций для театра, эскизы причесок, эскизы стильной молодежной одежды, калькуляция новогоднего подарка и др.) Девятиклассники так же привлекались на занятия вводно-ознакомительных курсов для освещения некоторых вопросов.

Одновременно в первом полугодии проводилась работа по созданию «портфолио» учащихся 8-9 классов. Эту работу вели классные руководители под руководством школьного психолога.

Заканчивается первое полугодие промежуточной диагностикой с использованием тех же диагностических методик с целью выявления возможных изменений в интересах детей, которая поможет учащимся сделать выбор проекта и вида деятельности при работе над ним.

Таким образом, по окончании первого полугодия, осуществляется дифференциация всех учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки (условно – «хочу»).
Во втором полугодии реализуется содержательная линия предпрофильной подготовки (условно – «могу»).
Этот этап состоит из двух видов деятельности: овладения новыми теоретическими знаниями и практическим применением этих знаний при работе над проектом.

Каждый учащийся 8-9 класса выбрал проект (их предложено – 10), над которым он будет работать во втором полугодии, определился с ролью в написании этого проекта и, исходя из этого, посещал курсы по выбору, чтобы получить необходимую информацию. Образовались разновозрастные группы по интересам. В процессе обучения на курсах учащиеся собирали материал для проекта, каждый в соответствии с выбранной им ролью в этом проекте.
В этом учебном году ребятам было предложено самим сформулировать темы проектов в которых они хотели бы участвовать. К концу первого полугодия было сформулировано название общего проекта «Из прошлого в будущее села Великое». Этот проект включает в себя 7 мини-проектов из разных сфер деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся прослушивают теоретический курс, связанный с темой проекта. Если учащимся требуется информация из других сфер деятельности, то они могут получить консультацию у руководителей проектов или учащихся, работающих в них.

В мае 2004-2005 уч года прошла защита проектов, по результатам которой были выставлены оценки каждому школьнику.

На заключительном этапе предпрофильной ориентации проведены:

  • диагностика «на выходе», для отслеживания результативности предпрофильной подготовки;
  • оформлены личные карты достижений;
  • составлена карта выбора профиля с выходом на индивидуальную образовательную траекторию.

Итоги проведения предпрофильной подготовки:

  • все группы получили практический результат своей работы;
  • школьники учились выбирать руководствуясь критериями «хочу», «могу», «надо»;
  • учащиеся и учителя познакомились с основами проектной деятельности;
  • научились делать компьютерные презентации;
  • ребята учились работать в разновозрастной группе, объединенной общими интересами;
  • в результате была составлена карта образовательных потребностей учащихся 8-9 классов, на основании которой в этом году формировался индивидуальный образовательный план для каждого учащегося 10 класса.

Результаты экспериментальной работы по предпрофилю

  • Создана внутришкольная модель предпрофильной подготовки в Великосельской СОШ;
  • Разработаны авторские программы вводно-ознакомительных и информационно-профориентационных курсов;
  • Адаптированы и апробированы программы курсов по выбору;
  • Созданы 10 проектов и оформлены их компьютерные презентации;
  • Получен практический результат каждого проекта;
  • Для каждого учащегося 9 класса выдана личная карта достижений и составлена индивидуальная образовательная траектория.
  • Выпущены три книги под редакцией профессора Л.В. Байбородовой и профессора Л.Н. Серебренникова с материалами Великосельской СОШ:
    • « Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт организации», «Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения»
    • «Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся»
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector