Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предметы обучения в школе

Какие предметы изучают и сдают на семейном обучении

При переходе на семейное образование может возникнуть много вопросов. Какие предметы изучать? Нужно ли хоумскулеру писать контрольные и какие предметы обязательны для аттестации? Можно ли, находясь на домашнем обучении изучать всего один или несколько предметов? Ответы вы найдёте в этой статье.

Какие предметы изучают на семейном образовании

Семейное образование (СО) — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. При такой форме образования ребёнок может не ходить в школу и заниматься дома. Ему нужно только сдавать аттестации. Какие же предметы изучают на домашнем обучении?

Одно из преимуществ семейного образования — возможность изучать те предметы, которые нравятся. Например, если ребёнок интересуется астрономией или мечтает выучить японский язык. Семейное обучение позволяет также углублённо изучать предметы, необходимые для поступления в вуз.

При выборе дисциплин для изучения важно не забывать, что хоумскулер обязан освоить программу своего класса согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и потом доказать это учителям на аттестации. Даже начинающему писателю придётся выучить физику и химию хотя бы на базовом уровне. Зато на СО он сможет больше внимания уделить литературе и русскому языку.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» расписание составлено с учётом образовательных стандартов и интересов учеников. В первой половине дня уроки по базовым предметам (математика, русский язык, литература и другие), а во второй — углублённые и олимпиадные курсы в рамках индивидуального маршрута учащегося.

Какая бывает аттестация

  • Оценки, которые ученик получает в процессе обучения.
  • Складывается из самостоятельных и домашних работ, устных ответов.
  • Обычно не влияет на промежуточную аттестацию.
  • Не требуется от ученика на СО.
  • Сдаётся учеником по всем предметам за четверть, полугодие и учебный год в целом.
  • Форма: устная, письменная (тест, контрольная, реферат) или комбинированная.
  • Сроки сдачи устанавливаются школой, принимающей аттестацию.

Государственная итоговая аттестация:

  • В 9 классе в форме ОГЭ (основного государственного экзамена).
  • В 11 классе в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена).
  • Сдаётся всеми учениками в одно и то же время, строго регламентирована.
  • Допуск к экзамену осуществляется, только если есть оценки за промежуточную аттестацию.

Какие предметы нужно сдавать

На промежуточной аттестации

Хоумскулер должен сдать все предметы, которые есть в учебном плане школы. Для каждого класса это свой перечень. При составлении учебного плана школа ориентируется на ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Есть ФГОС для начального (1–4 классы), основного (5–9 классы) и среднего (10–11 классы) общего образования. В каждом прописан список обязательных предметов.

Вот примерный перечень для 5–9 классов:

  • филология (русский язык, литература, иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (алгебра, геометрия, информатика);
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (ИЗО, музыка);
  • технология;
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

На итоговой аттестации

В 9 классе на ОГЭ нужно сдать два обязательных предмета (русский язык, математика) и два на выбор.

В 11 классе на ЕГЭ достаточно сдать русский язык и математику, но ученик может дополнительно выбрать дисциплины, которые нужны ему для поступления в высшее учебное заведение.

Учебные предметы в России

Уче́бные предме́ты — учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государств.

По итогам каждой четверти (в 1-9-х классах), полугодий (10—11), и каждого учебного года ученикам выставляются оценки. После окончания школьного курса обучения по учебным предметам сдаются выпускные экзамены и вступительные экзамены в ВУЗы. В старшей школе могут углублённо изучаться предметы профильного обучения.

Контрольная работа по математике или сочинение (изложение или диктант) по русскому языку и литературе (до 2010) — обязательные экзамены (если нет ЕГЭ) после 9-го и 11-го классов. В 9-м классе ученик сдаёт по выбору два экзамена и в 11-м классе — три экзамена .

Содержание

Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)

Математические

  • Матема́тика: 1—6 класс.
  • Алгебра: 7—11 класс.
  • Геометрия: 7—11 класс.
  • Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).

Естественно-научные

  • Природоведение/Окружающий мир: 1-5 класс
  • География: 6—11 класс
  • Биология: 6—11 класс
  • Астрономия: 11 класс (не везде)
  • Физика: 7—11 класс.
  • Химия: 8—11 класс.
  • Естествознание: 9—11 класс (не везде)

Гуманита́рные

  • Исто́рия: 5—11 классы.
  • Гражданове́дение: 5—7 классы
  • Обществозна́ние: 6—11 классы
  • Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»

Филологи́ческие

  • Чистописание 1 класс 1 полугодие
  • Родной язык 1 класс 2 полугодие—11 класс
  • Чтение 1—4 класс
  • Литература 5—11 класс
  • Иностранный язык 2—11 класс

Трудовое обучение

  • Труд: 1-4 класс.
  • Технология : 5—11 класс.
  • Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.

Физкультура

  • Физкультура: 1—11 класс.
  • Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
    • Шахматы: 1—4 класс.
    • Волейбол: 4—6 класс.
    • Настольный теннис
    • Футзал и др.

Искусство в школе

  • Изобразительное искусство и художественный труд: 1—2 класс (иногда, за счёт объединения учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология (Труд)»
  • Музыка (Пение): 1—7 класс
  • Изобразительное искусство (Рисование): 1—11 классы не во всех школах (обязательно обучение до 7 класса)
  • Мировая художественная культура (Искусство): по БУП 2004 года в 8-9 классах, по БУП 2011 года — в 8 классе.
  • Гитара: 5—8 класс. Обычно как факультатив.

Прочие (факультативы)

  • Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
  • ОПТ: 10—11 класс
  • Начальная военная подготовка: 10-11 класс
  • ОБЖ: 5—11 класс
  • Риторика: 1 класс
  • Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
  • Правоведение: 10—11 класс
  • Философия: 10—11 класс
  • Краеведение: 6—9 класс.
  • Экология: 10—11 класс
  • Классный час: 1—11 класс.
  • Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
  • Элективный курс: 5-11 классы.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Учебные предметы в России» в других словарях:

Учебные предметы — Учебные предметы название курсов, изучаемых в школе в России и других постсоветских государствах. По итогам четверти в (1 9 классах), полугодий (10 11), и годовых (всегда) выставляются оценки. По учебным предметам сдаются выпускные экзамены и… … Википедия

Учебные заведения — Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

Читать еще:  Обучение сурдопереводу дистанционно

Основы духовно-нравственной культуры народов России — (ранее Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19… … Википедия

Религия в России — … Википедия

АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ — учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета … Православная энциклопедия

Лесные учебные заведения — подготовляют Л. техников. Они существуют теперь почти во всех государствах Европы и, кроме того, в Ост Индии и Японии. Начинают возникать во второй половине прошлого столетия в Германии в виде так наз. Meisterschulen, в которых опытный лесничий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Революция 1917 года в России — См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

Политическая ситуация в России в 1917—1918 годах — Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия

Духовные учебные заведения — готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. Появились в древних государствах с выделением общественных групп жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием которых можно было… … Большая советская энциклопедия

Школьное образование в России — Сюда перенаправляется запрос «Школьное образование». На эту тему нужна отдельная статья. Школьное образование важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится … Википедия

Школьные предметы: список

Обязательные предметы

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

  • алгебра;
  • астрономия;
  • биология;
  • география;
  • геометрия;
  • естествознание;
  • изобразительное искусство (рисование);
  • иностранный язык;
  • информатика (ИКТ);
  • истоки;
  • история;
  • краеведение;
  • литература;
  • литературное чтение;
  • математика;
  • мировая художественная культура (МХК);
  • музыка;
  • начальная военная подготовка;
  • общественно-полезный труд;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы духовно-нравственных культур народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • основы финансовой грамотности;
  • основы экономики (экономика);
  • проектирование;
  • психотренинг;
  • риторика;
  • родная литература;
  • родной язык;
  • русский язык;
  • статистика;
  • технология (труд);
  • физика;
  • физическая культура;
  • философия;
  • химия;
  • черчение;
  • экология.

Учебные предметы в 8 классе в 2019-2020 учебном году – полный список

Наиболее заметные изменения в школьном расписании для будущих восьмиклассников остались позади – при переходе из шестого в седьмой класс их ожидало самое большое количество новых предметов. Теперь учебные дисциплины будут более или менее стабильными до самого конца обучения в школе. В восьмом классе прибавится только один-два новых предмета, в зависимости от школы. Напомним, какие предметы изучаются в 8 классе в 2019-2020 учебном году, как выглядит полный список возможных дисциплин школьного расписания для восьмиклассника.

Читать еще:  Обучение на английском языке

Список предметов, которые изучаются в 8 классе в 2019-2020 учебном году

Восьмиклассников ожидают те же самые предметы, что и в седьмом классе. Хотя без новых дисциплин также не обойдётся. Самым значимым нововведением для восьмиклассников станет появление в расписании такого предмета, как химия. В восьмом и девятом классе на этих уроках будет изучаться большой раздел неорганическая химия. Многие считают “неорганику” более сложной, чем органическая химия, которую проходят в 10-11 классах. Поэтому важно с первых же занятий понимать материал, который будет давать учитель.

В большинстве школ в 8 классе появится ещё один новый для учеников предмет – основы безопасности жизнедеятельности. Впрочем, некоторые школьники с ним уже знакомы – в отдельных учебных заведениях ОБЖ преподаётся с 7 класса.

Предметом ОБЖ школьники, родители и даже учителя часто пренебрегают. Хотя он представляет собой одну из немногих дисциплин, которая будет практически полезна на протяжении всей жизни. Знание даты Куликовской битвы может и не понадобиться, а вот усвоение информации, которую дают на ОБЖ, может однажды спасти здоровье и жизнь.

В части школ начиная с 8 класса не преподаётся такой предмет, как музыка. Хотя в других учебных заведениях она остаётся в расписании.

Больше никаких значимых изменений в расписании занятий для восьмиклассников не будет. Некоторые дисциплины могут присутствовать в расписании той или иной школы, а могут и не включаться в него. Речь о таких предметах, как родные язык и литература, второй иностранный язык. Основной костяк предметов остаётся одинаковым во всех школах.

Список предметов, которые изучаются и могут изучаться в 8 классах в 2019-2020 учебном году, выглядит следующим образом:

  • Русский язык.
  • Литература.
  • Родной язык – не во всех школах.
  • Родная литература – не во всех школах.
  • Иностранный язык.
  • Второй иностранный язык – не во всех школах.
  • Алгебра.
  • Геометрия.
  • Информатика.
  • История.
  • Обществознание.
  • География.
  • Физика.
  • Химия.
  • Биология.
  • Музыка – не во всех школах.
  • Изобразительное искусство.
  • Технология.
  • ОБЖ.
  • Физическая культура.

7 предметов, которые дополнили бы школьную программу

7 предметов, которые дополнили бы школьную программу

Набор предметов в школьной программе никогда не был застывшей формой. Что-то появлялось под влиянием моды, что-то уходило вместе с политическим строем. Самое свежее и нашумевшее изменение — повсеместное внедрение «основ светской этики и религиозной культуры». Максим Макаренков задумывается о том, каких еще предметов не хватает в школьной программе.

Частное мнение родителя. Я постоянно слышу от своих знакомых, что современные дети подвергаются невыносимой нагрузке. И в школе, и дома без перерыва что-то учат, переписывают, зубрят (как я понимаю, готовятся к ЕГЭ). А школьную программу, по мнению многих родителей, давно пора проредить — слишком много лишнего. Чиновники от образования тоже заботливо советуют сократить учебную нагрузку и подумать лучше о здоровье детей. Я же, наоборот, вернул бы несколько предметов в школьную программу. Потому что дело не в количестве часов и нагрузке, а в подходе. На мой взгляд, задача школьного образования — подготовить всесторонне развитого гражданина, готового ответственно подойти к выбору своего дальнейшего пути в жизни. Готового, опять-таки ответственно, принимать и обосновывать самостоятельные решения. Все это требует изменения самой структуры преподавания и подготовки учителей.

Но давайте начнем хотя бы с возвращения (или внедрения) в школу нескольких очень важных предметов. Или, если угодно, помечтаем об этом.

Чему учит: основам самостоятельного связного мышления. Умению не пугаться сложных задач. Навыкам разностороннего обоснования различных фактов, ситуаций и поступков. Логика — это предмет, который учит думать самостоятельно.

Именно логика позволяет решать сложные задачи и искать неочевидные решения. Она учит сосредоточенности, умению воспринимать большие объемы информации и делать выводы из внешне абсолютно разнородных данных.

Интересно, что непродолжительное время логика преподавалась в СССР. В 1947 (!) году она была введена во многих советских школах, а вывели ее за штат лишь в 1959-м, причем далеко не все педагоги были согласны с этим решением.

Почему надо преподавать: именно качественное обучение логике может стать серьезным подспорьем в борьбе с бедой XXI века — клиповым мышлением, при котором дети (да и взрослые тоже) не могут устанавливать взаимосвязи между фактами и событиями, а воспринимают лишь готовые сюжеты со сделанным за них выводом. Наконец, логика может сделать процесс размышления интересным и увлекательным.

Чему учит: если логика учит думать, то риторика — говорить, договариваться и отстаивать свою точку зрения с помощью слов. Говорить так, чтобы тебя не просто услышали, а поняли; воздействовать на аудиторию силой слова. Огромное значение этому предмету придавал еще Ломоносов, написавший труд «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия».

Почему надо преподавать: значение риторики для российского общества сильно недооценивается. Между тем, в паре с логикой это именно тот предмет, знание которого позволило бы избежать огромного количества конфликтных ситуаций. Сегодня в отдельных школах предпринимаются робкие попытки ввести риторику в качестве факультативного предмета. Я бы сделал этот предмет обязательным, а в старших классах ввел бы еще и экзамен. Причем в виде диспута.

ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

Чему учит: история родного края, или же краеведение, учит любви и уважению к родной земле. Краеведение — увлекательное (таким оно по идее должно быть) путешествие по малой родине. Это сплав истории, этнографии, природоведения, географии, культурологии и других смежных дисциплин, который хороший педагог может сделать по-настоящему интересным.

Почему надо преподавать: человек, не знающий историю своей малой родины, всегда оторван от нее, его связь с окружающими людьми слабее. Даже к природе и своему дому он относится уже не так бережно, как тот, кто знает историю своего района, села, города. Чувство сопричастности к тому месту, где ты живешь, помимо прочего, прекрасный способ снизить уровень конфликтов в сложной среде российского общества.

Чему учит: наука об устройстве вселенной, о том, насколько мал человек и как неизмеримо могуч его разум, способный объять и изучить бесконечность. Наука, дающая прекрасное представление о месте человека во вселенной.

Почему надо преподавать: отличный способ вложить детям в голову научный взгляд на мир, вселенную и человека в мироздании. Может послужить хорошей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия.

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Чему учит: основам взаимоотношений полов, нормам, правилам и психологическим приемам, позволяющим создавать крепкую дружную семью. В подростковом возрасте этот предмет должен был учить разумной осмотрительности и сдержанности, умению осмысливать свои чувства. Он должен был показать юношам и девушкам завтрашний день их безоблачной любви (а такой всем нам в 16 лет видится каждая влюбленность) и объяснить, что и совместная готовка ужина, и планирование расходов на месяц, — все это тоже любовь.

Читать еще:  Как перевестись с заочного на очное обучение

Увы, в советской школе «этике и психологии» категорически не повезло. Было понятно, что предмет, объясняющий детям, что же такое крепкая социалистическая семья, нужен, но на излете советской эпохи к делу подошли спустя рукава, и кадры для этого предмета готовились по остаточному принципу. Возможно, это была одна из самых больших ошибок советского руководства.

Почему надо преподавать: для подготовки граждан демократического светского государства. Для того, чтобы люди учились строить гармоничные, здоровые личные отношения вне зависимости от принадлежности к этническим группам и религиозным конфессиям. Именно поэтому преподавать этику и психологию семейной жизни следует как светский предмет.

Чему учит: к сожалению, такого предмета нет даже в планах и прожектах. Да и сам термин мало кому знаком. Между тем учить правилам информационной гигиены надо не только детей, но и взрослых. В первую очередь эта дисциплина должна ознакомить со способами определения вредной информации и обучать методам очистки от этого яда. Понимание того, что компьютерный вирус может быть гораздо менее опасен для жизни, чем необдуманно опубликованное фото, сомнительный рекламный ролик или очередной маркетинговый конкурс, также является ее задачей. Фактически это курс выживания в диких джунглях общества потребления.

Почему надо преподавать: мы и наши дети живем в крайне агрессивной информационной среде, постоянно воздействующей на наше сознание. С помощью множества каналов до нас доносят свои «сообщения» рекламные агентства, маркетологи, политики и множество других людей и организаций. Цель этих сообщений в конечном итоге одна: с помощью токсичной информации сформировать инфантильного послушного потребителя. Противопоставить этому общество может лишь методику обучения здравомыслию.

ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

Чему учит: эта прекрасная методика, разработанная советским изобретателем, педагогом и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером, и сегодня используется в самых разных компаниях при решении сложных технических задач. Учит она, как следует из названия, грамотно справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем (ТС) и получать перспективные решения (в том числе и принципиально новые). Также она способствует развитию качеств творческой личности.

Почему надо преподавать: в школьной программе практически нет предметов, обучающих самостоятельному мышлению. Система тестов и экзаменов прекрасно справляется с обучением использованию определенных шаблонов и правил, но не в состоянии научить рациональному использованию мышления; она в принципе не может обучить тому, как создать что-то новое. ТРИЗ учит творческому использованию полученных знаний. По сути эта методика может стать краеугольным камнем системы обучения. Ведь она наглядно показывает, ради чего нужно учиться.

В царской России в перечне учебных дисциплин на первом месте стоял Закон Божий. Его осваивали в течение всего периода обучения. Закон Божий как предмет преподавания слагался в низших школах — из церковных молитв, священной истории, объяснения богослужения и катехизиса, а в средних учебных заведениях к этому присоединялась история христианской церкви. Правом преподавания Закона Божия, на основании церковных канонов и действующего тогда законодательства, обладали исключительно священнослужители и лица, окончившие духовные школы не ниже семинарии. Кроме преподавания Закона Божия законоучитель руководил ещё и молитвой учеников, чтением ими Священного Писания и религиозных книг.

Помимо общеизвестных учебных дисциплин, имела место космография — учебный предмет, преподававшийся в средних учебных заведениях и содержавший краткие сведения по астрономии, геодезии, физической географии и метеорологии. Термин «космография» ввёл Клавдий Птолемей (IV век до н. э.). Считалось, что космография — та отрасль познаний, которую особенно необходимо постичь юноше, причем одной из первых. Космография существовала до начала XX века.

ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Израиль. «Теория и практика кибервойн»

Определенную, и достаточно большую, часть нашей жизни мы проводим в интернете. Это ли не повод позаботиться о ее безопасности? На уроках теории и практики кибервойн старшеклассники Израиля будут учиться бороться с компьютерными вирусами и правильно вести себя в социальных сетях и блогах. Согласитесь, этот навык им еще как пригодится!

Армения. «Народные танцы»

У каждого танца Армении своя история и свой особый смысл. Поэтому армянские учителя решили сделать обучение народным танцам обязательным школьным предметом, посчитав, что обычных уроков родной культуры не достаточно. Чем не альтернатива обычной физкультуре?

Япония. «Любование природой»

На обычную прогулку этот урок похож только на первый взгляд. На деле школьников учат восхищаться красотой природы, а главное, радоваться общению с ней и удивляться ее причудам. Для этого необходимо уметь внимательно наблюдать за всем, что происходит вокруг.

ОПЫТ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Настоящая пасека с живыми пчелами — это диковинка! Такое можно увидеть разве что при школах Башкирии. Здесь уже больше сотни школ с собственными пасеками. Ведь башкирский мед считается одним из лучших в стране. На уроках пчеловодства дети изучают, как правильно ухаживать за пчелами, обрабатывать ульи, собирать мед и разбираться в нем. Работа на пасеке приучает человека быть аккуратным и терпеливым — а эти качества обязательно пригодятся в жизни.

Калмыкия. «Уроки шахмат»

Шахматный спорт всегда был популярен среди взрослых и детей Калмыкии. В 1998 году здесь построили даже Город шахмат (Сити-Чесс-холл), в котором проходят шахматные олимпиады. Неслучайно раньше всех уроки шахмат ввели в школьную программу именно в этой республике. Целью занятий является не обучение спортивной игре, а последовательное развитие мышления. Уроки строятся таким образом, чтобы не было проигравших.

Сегодня, спустя десять лет после введения предмета в сетку дисциплин, все дети Калмыкии умеют не только играть в шахматы, но и достойно проигрывать.

директор ЦО «Царицыно» № 548

Я слышал о предложении вернуть в сетку дисциплин черчение (в классическом варианте), несмотря на то, что сейчас никто так уже не чертит, и этот предмет далеко не всем нужен. Как правило, такие предложения выдвигают те, кто считает, что вместе с СССР ушла самая лучшая в мире школа.

Меня удивляет, что сегодня, если в какой-то сфере нашей жизни что-нибудь не так, сразу «лезут» в школу. Появились обманутые дольщики — нужно придумать финансовое право; открыли целлюлозный комбинат — срочно ввести экологию и так далее. Существует наивное представление, что если ввести какой-то новый школьный предмет, жизнь сразу изменится. По ряду причин это заблуждение. В школе и так присутствует многопредметность. Есть классическая формула: треть предметов детьми изучается основательно; треть — время от времени; а изучение последней трети и вовсе имитируется. Поэтому я убежден в том, что с появлением новых предметов количество объектов имитации возрастет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector