Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение в течение всей жизни

PRAKTIK

Обучение на протяжении всей жизни

Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.

Автор Юрий Духнич

Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, — но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Читать еще:  Обучение 1с 8 3 кадры

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, — но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.

Жизнь в стиле Lifelong Learning

Поделиться:

Lifelong learning — непрерывное развитие профессиональных и личных компетенций в течение всей жизни. Адепт этой концепции подходит к процессу развития осознанно, руководствуясь внутренней мотивацией, а не под давлением внешних обстоятельств. Почему постоянное развитие и актуализация skill set является необходимым условием для достижения успеха и гармонии в современном мире? Давайте обратимся к фактам.

Новый ритм бизнеса

Во второй половине XX века новые профессии возникали примерно раз в 20-30 лет, сегодня они формируются каждые 2-4 года. К 2022 году портфель навыков для большинства бизнес ролей изменится на 42%, а доля новых ролей в общей структуре рынка труда достигнет 27% (доклада The Future of Jobs, представленному на WEF).

Потребность в новых компетенциях максимально высокая, а перечень профессиональных стандартов просто не успевает формироваться. Особенно быстро обновляется индустрия коммуникаций. Знания, полученные студентом во время учёбы в ВУЗе, теряют свою актуальность ещё до завершения обучения.

Сегодня специалистам гуманитарной сферы необходимо обладать хотя бы начальными навыками кодирования, разбираться в экономике и маркетинге, а также иметь хорошо развитые социальные компетенции, которые позволяют эффективно распределять задачи между участниками рабочего процесса и сформировать продуктивные команды. Техническим специалистам при этом важно развивать коммуникативные, а также лидерские soft skills.

Оперативное освоение и внедрение новых инструментов – важное конкурентное преимущество специалистов для любого типа и масштаба бизнеса. Даже Марк Цукерберг, один из основателей Facebook и успешный бизнесмен, устанавливает себе новые личные учебные цели каждый год.

Метанавыки

Растущий тренд рынка труда – спрос на кросс-дисциплинарность: естественные науки и PR, медицина и event, IT и психология. Понятие профессии уже устарело, бизнесу нужно большее, чем узкий шаблонный набор навыков. Рутинные задачи будут автоматизированы. Еще в 2013 году специалисты Оксфордского университета подсчитали, что только в США около 47% существующих рабочих процессов будут автоматизированы. Большую ценность будут иметь специалисты с мультипотенциалом. На первый план при выборе сотрудника все активнее будут выходить креативность, кросс-функциональность, адаптивность к изменениям и постоянное стремление актуализировать свой инструментарий. Наиболее востребованными являются T-shaped-специалисты, у которых есть не только основная специализация, но и знания в смежных областях, а также желание и способности развиваться в еще более широком радиусе.

В условиях цифровизации и автоматизации особую ценность приобретают навыки взаимодействия/ коммуникации (лидерство, коллаборация, кросскультурность, управление изменениями) и метанавыки (осознанность, эмоциональный интеллект, адаптивность, стресс-менеджмент), говорится в докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia. Все больше профессий будет связано с умением находить новые решения или выносить собственные суждения, не опираясь на заданные параметры.

Согласно исследованиям Гарвардского университета, наличие гибких навыков уже сейчас определяет профессиональную успешность сотрудника на 85%, в то время как профессиональные навыки (hard skills) — лишь на 15%. Для ознакомления — 15 гибких навыков для старта успешной карьеры от совета наставников Forbes.

Slash & Second career

Сегодня все больше людей, уже состоявшихся в профессии, готовы отказаться от стабильности, чтобы начать карьеру с нуля в новой области и наконец заняться тем, о чем давно мечтали. «До поступления и во время обучения я работал инженером по медицинскому оборудованию в онкологической клинике. В день защиты диплома я отработал последний день в качестве инженера и скоро выхожу на работу в медицинскую компанию в должности PR-специалиста», — делится выпускник школы MACS программы «Репутационный менеджмент» Сергей Сергеев.

По данным мониторинга экономики образования, проведенного Министерством образования РФ, 30% жителей страны от 34 до 64 лет продолжают учиться после окончания первой или второй ступени ВУЗа или участвуют в дополнительных образовательных программах. Специалисты прогнозируют, что тенденция будет только набирать обороты, и процент заинтересованных в получении дополнительного образования в ближайшие три года будет активно расти.

Однако найдя для себя новое направление, человек не обязан бросать то, что у него есть уже сейчас. Согласно позиции психолога Сальвадора Мадди, человек, оказываясь перед мучительным выбором, может только навредить себе, тогда как проще сделать ставку сразу на оба варианта, которые в дальнейшем смогут дополнять друг друга. На Западе концепция slash careers приобретает всё большую популярность – речь идет о построении нескольких карьер одновременно. Человек может быть юристом и блогером, менеджером и продюсером, врачом и ювелиром.

Чаще всего вторая специальность — это любимое дело, которое приносит не только удовольствие, но и дополнительный доход. Но если раньше “побочной” деятельностью становились творческие направления, такие как писательство, занятия фотографией, то в последнее время люди все чаще выбирают для себя работу в сфере технологий, digital коммуникаций и преподавания.

Привычка учиться

Скорость изменений — вызов для бизнеса, образовательных учреждений и для каждого отдельного человека. Концепция lifelong learning отвечает на этот вызов: ВУЗам и школам будет необходимо разрабатывать новые программы и форматы, а работодателям предстоит больше инвестировать в обучение и развитие сотрудников. Именно обучение и развитие внутренних команд становится приоритетом для дальновидных и успешных компаний.

В исследовании Learning and Earning, подготовленном журналом The Economist совместно с компанией Burning Glass Technologies, говорится о том, что в условиях непрогнозируемого будущего рынок требует большего акцента на обучение в течение всей жизни, а не только в стенах университета, и даже в рамках курсов по повышению квалификации. Освоение новых навыков со временем должно стать для большего числа людей частью повседневной жизни, “обязательной программой”, такой как занятия спортом или обустройство быта.

Обучение — самая эффективная инвестиция, вложенные ресурсы возвращаются с большими процентами и сразу. Привычка учиться позволит добиться профессионального успеха, остаться востребованным и жить в удовольствие. Поговорим о жизни в стиле lifelong learning на Дне открытых дверей в школе MACS.

HR-СТАТЬИ

Обучение в течение жизни (Life Long Learning)

Life long learning (LLL) — концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться – это никогда не рано и никогда не поздно». На самом деле, Обучении в течение всей жизни в современном мире это больше чем концепция. Это философия, пустившая корни и давшая жизнь различным организациям по всему миру. Философия LLL предполагает, что человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений и отвергает аксиому что «Невозможно научить старую собаку новым трюкам». Обучение в течение всей жизни предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала, во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, в университете, в детском саду и яслях, дома и даже по пути с работы домой используя все возможные каналы и способы и методы обучения.

Читать еще:  Обучение на кондитера в москве для начинающих

В целом, Обучение в течение всей жизни (Life Long Learning — LLL) – это обучение:

  • Всех,
  • Всему,
  • Везде,
  • В любом возрасте

Согласно концепции LLL, классическое образование и обучение должны быть расширены до такой степени, чтобы включать в себя:

Все возрастные группы,

Все навыки и области знаний,

Все возможные способы,

Все и каждый имели возможность развиваться.

Обучение в течение всей жизни предполагает разнообразные формы обучения, начиная дистанционным обучением, онлайн-обучением, традиционным непрерывным образованием и заочными курсами и заканчивая обучением, осуществляемым самим человеком. Мотивация для обучения у каждого человека может быть своя: кто-то хочет повысить квалификацию, приобрести новые навыки, а кто-то полностью изменить свою жизнь, например, выйдя на пенсию посвятить себя новому дело.

Постоянное увеличение продолжительности начального, среднего и высшего образования (14-18 лет, в зависимости от страны) выдвигает на передний план в качестве основной, краеугольной способности и характеристики личности – способность постоянно учиться.

В процесс обучения в течение всей жизни также вовлечены и работодатели, начиная от малого бизнеса и заканчивая транснациональными корпорациями. Внутреннее корпоративное обучение, по своей сути схоже с LLL, и помогает использовать потенциал каждого индивидуума для успеха всей компании и для оперативного ответа и изменения организации на вызовы динамичной внешней среды.

Таким образом, в настоящий момент практическая реализация концепции «Обучение в течение всей жизни» является единственной действенной «антикризисной программой», «программой выхода из кризиса» как для отдельно взятой личности, так и для бизнеса, а значит и страны в целом.

Учись всю жизнь

Веками считалось, что однажды полученного профессионального образования хватит на всю жизнь, и за эту самую жизнь требования к твоей профессии не изменятся. Сегодня все не так. Сейчас принцип Life Long Learning взят за основу всемирной стратегии обучения. Учиться надо абсолютно всем, только по-разному. Один из самых известных в мире социологов — Грэйс Крайг — предложил такое деление по возрастам: ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя — от 40 до 60 и поздняя — от 60 лет.

Дети и молодежь сидят на уроках и лекциях, а люди «средней и поздней взрослости» — на тренингах и воркшопах. Не знаете, что такое воркшопы? Динамические занятия, где участники не просто слушают, а активно учатся. Это дискуссии, «круглые столы», мозговой штурм, деловые проекты.

— Всегда готовы учиться примерно 15 процентов взрослых, еще 15 процентов никакой силой не заставить учиться, а вот оставшимся 70 процентам нужен толчок — социальная реклама, акции, плакаты, пример соседа или кого-то из близких, жизненная необходимость, в конце концов! Взрослый человек должен задать себе вопрос: как не отстать от других? Речь в первую очередь идет о компьютерной грамотности, — рассказывает заведующая кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков Российской медицинской академии непрерывного профобразования Надежда Шестак. (Надежда Владимировна, поясним, автор одного из пособий по андрагогике — разделу педагогики, который посвящен обучению взрослых.)

Какие азы компьютерной грамотности обязательно надо освоить? Писать тексты в Word, пользоваться электронной почтой, поисковой системой и научиться правильно задавать вопросы.

— Кажется, что это слишком сложно для вас? Скажите себе: «Если это получилось у других, получится и у меня». Компьютер поможет найти новые знания по твоей профессии. А если вы не работаете, например, сидите дома с ребенком, то подскажет, какая сегодня погода, даст совет, как одеться, переведет нужную статью с иностранного языка, свяжет вас с поликлиникой, — объясняет Надежда Шестак.

Есть и другие стимулы пойти учиться. Сегодня мамы 25-35 лет ищут нянь не по объявлениям на заборах, а в интернете. И кандидаты с опытом работы, педобразованием, да к тому же владеющие компьютером, — в числе самых востребованных. А если эта няня еще и недавно прошла курсы, допустим, по уходу за особенными детьми и выложила сертификат в Сеть, цены ей нет. К слову, базовые курсы для нянь стоят от 6-7 тысяч рублей. Это же касается и сиделок. В Сети можно найти дистанционные курсы сиделок от 5 тысяч рублей. И сертификат может гарантировать повышение зарплаты на 5-8 тысяч рублей в месяц.

Необходимость непрерывного образования потянула за собой очень важный вопрос подготовки специалистов для работы со взрослыми.

— Андрагог — необязательно человек с высшим образованием, достаточно среднего профессионального, не важно, мужчина это или женщина, но он должен «уметь что-то хорошо делать», уметь общаться со взрослыми людьми и знать их психологические особенности. Нужны массовые курсы подготовки андрагогов, рассчитанные хотя бы на 36 часов, — считает Надежда Шестак.

Обычные преподаватели далеко не всегда смогут быть хорошими андрагогами — они привыкли говорить, наставлять, а взрослые давно уже разучились слышать и слушать. Да и мозг взрослого человека не такой пластичный, как мозг ребенка. К примеру, если двадцатилетний может научиться водить машину за 30 часов, то тридцатилетнему на это понадобится уже 60 часов, а сорокалетнему — 120! В 18 лет вы легко прочитаете за час 60 страниц, а в 40 большинство не осилит за это время и половину. Все это надо учитывать андрагогу.

Курсы педагогов-андрагогов в России сегодня предлагают несколько негосударственных центров, они ориентированы на директоров школ, руководителей вузов, центров переподготовки. Читают лекции по андрагогике в магистратуре РГПУ им. Герцена. Многие эксперты считают андрагогику профессией XXI века, и в некоторых странах мира она давно преподается как самостоятельная специальность в университетах.

Семь особенностей обучения взрослых

1. Взрослые воспринимают только ту информацию, которая им сейчас нужна и применима для решения их задач.

2. Очень важна подача информации. Взрослый человек живет в плену стереотипов и установок и услышит только то, что укладывается в его представление. К примеру, все уверены, что овсянка полезна. Можно сколько угодно говорить, что это не так, слова пролетят мимо ушей. Но когда вы скажете: «Овсянка способствует остеопорозу, так как вымывает калий из костей», отношение к информации будет совсем другим.

3. Для взрослого человека важно создать зону комфорта: по сравнению с молодыми он хуже видит, хуже слышит, разучился учиться. Вы посадили его за парту? На адаптацию нужно не меньше недели, а все время учебы не должно быть больше года.

4. Взрослые не готовы писать от руки.

5. Взрослые не всегда умеют задавать вопросы для поисковика в интернете.

6. У взрослого человека есть амбиции. Он может специально задавать вопросы, чтобы поставить преподавателя в неловкую ситуацию. Тут совет один: надо работать с группой, а не с одним «учеником».

7. Демонстративное поведение у взрослых встречается чаще, чем у детей. Вы ведете занятие, а «ученик» открыто читает газету. Вы сказали ребенку: «Я тебе не мешаю?» Взрослый может ответить: «Мешаете!» Вы спросите ребенка: «Что там такого интересного?» Он, скорее всего, смутится. А взрослый может ответить: «Тут такая интересная статья. » и будет пересказывать ее громко перед всей аудиторией.

Во Франции с 1937 года готовят андрагогов-аниматоров для волонтерской деятельности. В Норвегии специальный департамент образования для взрослых появился еще в 60-х годах прошлого века. Примерно тогда же два университета в Испании открыли двухлетние курсы, где готовили специалистов по обучению взрослых. В Греции подготовка андрагогов идет с 1997 года. В Румынии почти во всех государственных университетах есть центры по непрерывному образованию взрослых. В Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции андрагогов сейчас готовят и государственные организации, и частные, причем используются разные формы — вузовские программы, летние школы, народные школы, тренинги. В этих странах от 80 до 90 процентов взрослого населения вовлечены в процесс непрерывного образования, в Западной Европе таких около 40-80 процентов.

Получить новую профессию бесплатно можно будет уже в этом году. В госпрограмме «Содействие занятости населения» в 2019 году появятся средства на обучение людей предпенсионного возраста (тех, кому больше 50 лет). Ежегодно не меньше 25 тысяч человек будут получать новую профессию или профобразование. Свои умения, знания и мастерство можно будет показать на чемпионате «Навыки мудрых», который станет ежегодным. Предложения об этом внесло правительство.

Доклад «Непрерывное образование как парадигма «обучение в течение всей жизни» — инвестиции в человеческий капитал»

Непрерывное образование как парадигма «обучение в течение всей жизни» — инвестиции в человеческий капитал

Читать еще:  Windows server 2012 обучение

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно;

живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Life long learning — концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться – это никогда не рано и никогда не поздно». На самом деле, Обучении в течение всей жизни в современном мире это больше чем концепция. Это философия, которая предполагает, что человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений и отвергает аксиому что «Невозможно научить старую собаку новым трюкам». Обучение в течение всей жизни предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, в университете, в детском саду и яслях, дома и даже по пути с работы домой используя все возможные каналы, способы и методы обучения.

В целом, Обучение в течение всей жизни – это обучение:

В любом возрасте

Согласно концепции LLL, классическое образование и обучение должны быть расширены до такой степени, чтобы включать в себя:

Все возрастные группы;

Все навыки и области знаний;

Все возможные способы,

Все и каждый имели возможность развиваться.

Среди существующих определений можно выделить три основных направления:

1. Образование на протяжении всей жизни (life long learning , LLL ).

2. Образование взрослых ( adult education ).

3.Непрерывное профессиональное образование ( continuing vocational education and training ).

Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

1. Образование на протяжении жизни. Данная концепция понятия непрерывного образования базируется на следующих принципах:

– обучение длиною в жизнь (lifelong learning);

– образование шириною в жизнь (lifewide learning);

– самомотивация к образованию.

Обучение длиною в жизнь может рассматриваться как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Обучение в течение жизни предполагает, что людям необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни, и не только посредством информальных (informal) методов, что делает каждый гражданин в любом случае (ежедневное обучение), но и путем неоднократного получения формального (formal) образования, обновления знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования. Наряду с этим, люди также могут принимать участие в неформализованном (non-formal) образовании, проходя обучение вне пределов формального сектора образования: на рабочих местах, общественных центрах, спортивных клубах и др.

Что же такое формальное, неформальное и информальное образование?

Формальное образование связано с получением определенных квалификаций и степеней (например, диплом об окончании учебного заведения среднего или высшего профессионального образования, диплом кандидата или доктора наук, сертификат, подтверждающий профессиональную квалификацию и признаваемый на рынке труда).

Так, все 28 педагогов нашей школы имеют высшее образование, двое имеют два высших образования, одна является магистром педагогики, трое – магистрантами.

27 педагогов имеют квалификационные удостоверения.

Неформальное образование не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа (свидетельство об окончании языковых курсов, свидетельство о повышении квалификации и т. п.).

В данном учебном году курсовую подготовку по менеджменту в образовании прошла директор школы Митасова Л.В. (на базе РИПК), уровневые курсы – учитель казахского языка Лекерова Г.У.(2 уровень), трое завершили обучение по программе 1 уровня и получили сертификаты. 21 педагогический работник школы прошли курсы « Организация личностно-ориентированного подхода в условиях 12-летней школы». Двое учителей участвовали в международных конференциях по программе INTEL «Мобильная среда обучения и современное образование» и «Развитие информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям стандарта», а также прошли тематические тренинги из серии «Элементы». Двое педагогов успешно изучили курс «Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога», 1 учитель прошел курсы повышения квалификации по программе «Мой университет».

Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье или досугу. Как правило, информальное образование не ведет к получению документа.

Обучение шириною в жизнь предполагает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, обусловленных необходимостью или просто интересных для него видов деятельности.

Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится повысить уровень своих знаний, что, несомненно, окажет влияние как на его общее интеллектуальное развитие, так и на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.

2. Образование взрослых

Понимание непрерывного образования как образования взрослых делает акцент на специфике контингента обучающихся, особенностях его запросов и технологий обучения, разнящихся с потребностями молодого поколения.

Главное отличие непрерывного образования взрослого населения связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы.

Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Очень часто оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от нее предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.

В сентябре 2013 года стартовала Акция ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых». В рамках международного проекта «Обучение на протяжении всей жизни: традиции и инновации» мы приняли участие в конкурсе «Красивая школа». По итогам конкурса проект нашей школы занял 3 место в номинации «Инновационный потенциал содержания, форм и методов учебного процесса».

3. Непрерывное профессиональное образование подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.

В данном учебном году проведен Фестиваль педагогических технологий.

Цели и задачи Фестиваля.

Повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие творческой деятельности по использованию в педагогической практике эффективных образовательных технологий

Выявление и распространение продуктивного применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе.

Пропаганда новейших достижений педагогической науки, педагогических, теоретико-практических инноваций.

По итогам фестиваля отмечены лучшие работы Подманковой С.А., учителя истории, Енке И.А., учителя биологии, Лекеровой Г.У., учителя казахского языка. Выпущен альманах технологических карт урока.

Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся». За рубежом традиционный тип студента — молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, — уходит в прошлое. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков — таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.

Европейский Союз установил восемь ключевых компетенций LLL :

Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность — учить других.

Чтобы не оказаться без работы на рынке труда, необходимо взять вопрос самообразования под собственный контроль. Что это значит?

в качестве базы получить солидное высшее образование;

выучить иностранный язык, а лучше – два;

совершенствовать культурно-технический уровень;

использовать все имеющиеся возможности для получения знаний, умений и навыков; это значит – отслеживать новое в профессиональной сфере, читать специализированную литературу, не отказываться от работы на «соседнем участке» — дополнительные навыки никогда не повредят;

научиться быстро обновлять и пополнять знания, другими словами – «научиться учиться» – знать, где можно получить требующуюся информацию;

необходимо выработать у себя такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к делу.

Таким образом, можно сказать, что понятие непрерывности призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность.

В заключение следует отметить, что благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому политика в области развития человеческих ресурсов и инвестиций в человеческий капитал необходима как на уровне отдельной организации, так и в целом на уровне государства.

Обучение в течение всей жизни – требования и вызовы (Отчет о семинаре с участием представителей стран СНГ и Монголии)/Европейский Фонд образования, 2002 г.

Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий/ Алматы, 2009 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector