Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
70 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение основным гимнастическим комплексам и массажу

Комплексы массажа и гимнастики для детей
методическая разработка на тему

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комплексы массажа и гимнастики для детей

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет разработаны свои 3 комплекса упражнений, способствующих развитию движений ребенка.

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3 мес.).
1. Массаж рук (поглаживание). 2. Массаж ног (поглаживание). 3. Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное. 4. Массаж спины (поглаживание). 5. Ползание — упражнение рефлекторное. 6. Массаж живота (поглаживание). 7. Массаж стоп (растирание). 8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное). 9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку — упражнение рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 мес.).
1. Массаж рук (поглаживание). 2. Скрещивание рук на груди (упражнение пассивное). 3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание). 4. Поворот со спины на живот вправо — упражнение пассивно-активное. 5. Массаж спины (поглаживание и разминание). 6. Положение «пловца» — упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота (поглаживание и растирание). 8. Массаж стоп (растирание и похлопывание). 9. Упражнения для стоп (рефлекторные). 10. Сгибание и разгибание рук («бокс») — упражнение пассивное. 11. Вибрационный массаж грудной клетки. 12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений — горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 мес.).
1. Скрещивание рук на груди. 2. Массаж ног. 3. «Скользящие шаги» (имитация велосипедных движений) — упражнение пассивное. 4. Поворот со спины на живот вправо. 5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание). 6. «Парение на животе» — упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота. 8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное. 9. Массаж стоп. 10. Упражнение для стоп. 11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук). 12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно — упражнение пассивное. 13. «Парение» на спине — упражнение рефлекторное. 14. Вибрационный массаж грудной клетки. 15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений — горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 мес.).
1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца. 2. «Скользящие шаги» (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно). 3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку. 4. Массаж спины. 5. Ползание. 6. Массаж живота. 7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. 8. Круговые движения руками. 9. Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное. 10. Напряженное выгибание — упражнение активное. 11. Поворот со спины на живот влево. 12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное. 13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.

Исходное положение для всех упражнений — горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое в 8 мес. (овладением сидения без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 мес. до 1 года 2 мес.).
1. «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами. 2. «Скользящие шаги». 3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону. 4. Массаж спины. 5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами. 6. Наклон туловища и выпрямление. 7. Массаж живота. 8. Поднятие выпрямленных ног до палочки. 9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой. 10. Напряженное выгибание. 11. Приседание при поддержке за руки с кольцами. 12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен. 13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение для упражнений 3, 4, 7, 8, 9 — горизонтальное. Упражнения 11 и 12 выполняются по речевой инструкции.

Шестой комплекс (для детей от 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес.).
1. Сгибание и разгибание рук с кольцами. Выполняется с помощью взрослого; исходное положение — стоя на полу. 2. Поднятие выпрямленных ног до палочки, лежа на полу. 3. Приседание, стоя на полу. 4. Пролезание через обруч; выполняется лежа на животе. 5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.

Седьмой комплекс (для детей от 1 года 6 мес. до 2 лет).
1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т.п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см. 2. Лежа на полу на спине достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени. 3. Проползти под стул, скамейку, палку, обруч и т.д. (прогнуть спину). 4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»). 5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т.п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см).

Гимнастика приводится ежедневно, спустя 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Форма одежды — трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке. Продолжительность занятия 10-12 мин. Для проведения занятия необходимы две веревки или скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т.п.

Восьмой комплекс (для детей от 2 до 3 лет).
1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки). 2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени. 3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоту 25-30 см (лежащую на стульчике). 4. Перешагивать через кубики, карандаши, расположенные на расстоянии 20-30 см друг от друга. 5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш. 6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).

Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 мин. после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 мин. Форма одежды — трусы и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике, при открытой форточке (фрамуге). Для занятий необходимы бельевая веревка или скакалка, палка (длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки, мяч.

Комплексы массажа и гимнастики по возрастам

Комплексы массажа и гимнастики по возрастам

Комплекс для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

Физиологические предпосылки. У детей данного возраста иногда наблюдается гипертония мышц-сгибателей конечностей, пассивные движения не проводят. Активные движения основаны на врожденных рефлексах (защитном, кожно-мышечном). Расслабление сгибателей стимулируется легким поглаживающим массажем.

1. Массаж рук — поглаживание.

2. Массаж ног — поглаживание.

3. Массаж живота — поглаживание.

4. Выкладывание на живот.

5. Массаж спины — поглаживание.

6. Рефлекторное разгибание спины — на правом, затем на левом боку.

7. Массаж живота — поглаживание.

8. Выкладывание на живот 2–3 раза по 2–3 минуты.

9. Массаж стоп — поглаживание, растирание, рефлекторное воздействие.

10. Рефлекторное ползание.

Рекомендации. Содействие уравновешиванию сгибателей и разгибателей мышц конечностей (особенно верхних). Проводить комплекс оживления, положительного эмоционального восприятия действия массажа и гимнастики. Исходное положение ребенка — горизонтальное.

Комплекс для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

Физиологические предпосылки. К этому возрасту исчезает физиологическая гипертония сгибателей рук. Постепенно можно вводить в комплекс упражнений пассивные движения. Укрепляются мышцы шеи. Появляются попытки изменения положения тела, такие, как поворот со спины на живот. Исчезает феномен ползания.

Читать еще:  Дистанционное обучение в великом новгороде

1. Массаж рук — поглаживание.

2. Пассивные упражнения для рук — скрещивание их на груди.

3. Массаж ног — поглаживание, растирание, разминание.

4. Упражнения активные и пассивные — поворот со спины на живот (вправо).

5. Упражнение рефлекторное — «поза пловца».

6. Массаж спины — поглаживание, растирание, разминание.

7. Массаж живота — поглаживание, разминание.

8. Массаж стоп — растирание, похлопывание, рефлекторное.

9. Ребенок лицом к массажисту, поддерживание подмышечной области — пританцовывание. Двигательная реакция на шагание, наклоняя тело ребенка на себя, возникает шагательная реакция, дозируя 3–5 раз.

10. Упражнение пассивное — сгибание и разгибание рук («бокс»),

11. Массаж грудной клетки — поглаживание, легкая вибрация.

12. Поворот ребенка со спины на живот (влево).

Рекомендации. Содействовать уравновешиванию

сгибателей и разгибателей ног. Поддерживать все манипуляции ласковыми словами, разговорами. Дозировать все движения по 5–6 раз. Помнить, что в этом возрасте появляются первые признаки торсии при повороте со спины на живот.

Комплекс для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

Физиологические предпосылки. Происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног — проводить пассивные движения ног, укреплять мышцы шеи — вводить комплекс упражнений для поднимания головы, плечевого пояса («парение» на спине). Двигательные условные рефлексы подтверждать звуковыми сигналами (счет — раз, два, три и т. д.).

1. Массаж рук — разные виды приема поглаживание.

2. Скрещивание рук на груди.

3. Массаж ног — поглаживание, растирание, разминание.

4. Пассивные движения — «скользящие шаги» (велосипедные движения) 6–8 раз.

5. Поворот со спины на живот (вправо).

6. Массаж спины — поглаживание, растирание, разминание, вибрация (похлопывание).

7. Рефлекторное упражнение «парение на животе».

8. Массаж живота — поглаживание, растирание.

9. Упражнение активное — приподнимание головы и туловища с фиксацией ребенка за руки и разведением их в стороны.

10. Массаж стоп — растирание, рефлекторное воздействие.

11. Сгибание и разгибание рук — «бокс» 6–8 раз.

12. Сгибание и разгибание ног, как попеременно, так и одновременно, выполняя упражнение пассивно.

13. Рефлекторное упражнение «парение», при этом поза ребенка — на спине.

14. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание, вибрация.

15. Поворот ребенка со спины на живот — влево.

16. Массаж спины и ягодиц.

Рекомендации. Применять различные игрушки (кольца, погремушки). Подготавливать к ползанию. Больше звуковых сигналов, особенно на развитие ритма всех движений. Массаж рук можно дозировать меньше.

Комплекс для детей в возрасте от 6 до 10 месяцев

Физиологические предпосылки. Ребенок выполняет сложные координационные движения. Развиваются статические функции (сидение без опоры, стояние с опорой). Возникновение условных связей с внешней средой. Используются раздражители первой сигнальной системы — слуховые, зрительные, соответствующие подкрепляются двигательными движениями и исполнением в согласованности.

1. Поглаживающий массаж рук и сведение — разведение их в стороны 8–10 раз.

2. Массаж ног — сгибание и разгибание их, как одновременное, так и попеременное («скользящие шаги») 6–8 раз.

3. Массаж живота — поглаживание, растирание, разминание, легкая вибрация.

4. Поворот со спины на живот вправо — движение делает сам ребенок.

5. Массаж спины и ягодиц — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

6. Ползание лежа на животе, усложняя движение «парением».

7. Круговые движения руками.

8. Попеременное сгибание и разгибание ног 8-

9. Напряженное выгибание на руках массажиста.

10. Поворот со спины на живот — влево.

11. Из позы ребенка лежа на животе приподнимание туловища за руки.

12. Упражнение активное — присаживание при поддержке за руки.

13. Массаж грудной клетки — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

14. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

Рекомендации. Укрепляя мышцы спины и ног, постепенно способствовать движениям перехода ребенка в вертикальное положение. Укрепление двигательных рефлексов. Понимание речевой инструкции. В этом возрасте ребенок может стоять и переступать ногами, чему необходимо способствовать. Продолжать выполнение упражнений на развитие торсии позвоночника.

Комплекс для детей в возрасте от 10 месяцев и до 1 года 2 месяцев

Физиологические предпосылки. Ребенок может стоять без опоры и самостоятельно ходить. Поэтому ввести упражнения в этих позах ребенка. Ребенок любит сидеть на корточках. Больше инструкций, речевых подтверждений по выполнению различных движений с использованием различных предметов. У ребенка развивается понимание речи, интонации — этому надо способствовать.

1. Обхватывающие движения руками, с использованием кольца и поддерживаемые речевыми командами.

2. Сгибание и разгибание рук и ног с сопровождением речевой инструкции, выполняя приемы поглаживание, растирание, разминание, легкие вибрационные воздействия, выполняя «скользящие шаги», как одновременно, так и попеременно.

3. Поворот со спины на живот вправо (удерживая за ноги ребенка при этом движении), сопровождающийся речевой инструкцией, данное движение ребенок должен выполнить и без поддержки.

4. Массаж спины — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

5. При поддержке за обе руки ребенка, присаживание его с речевой инструкцией.

6. Круговые движения руками — упражнение пассивное.

7. Упражнение пассивное — поднятие прямых ног с речевой инструкцией.

8. Движение по паравертебральным линиям (вдоль позвоночника) с соответствующим рефлекторным прогибанием позвоночника.

9. Поворот со спины на живот при поддержке ребенка за руки, с речевой инструкцией — данное движение выполнять влево.

10. Из позы ребенка лежа на животе при фиксации рук, приподнимание с речевой инструкцией.

11. Упражнение для сгибания рук на присаживание ребенка.

12. Массаж грудной клетки и живота — поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

13. Дыхательные упражнения, сдавление на выдохе по боковым линиям грудной клетки (аксиллярным).

Рекомендации. Положение ребенка — лежа, а при некоторых упражнениях сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Широко использовать речевые соответствующие инструкции: как «сядь», «подай», «возьми», «держи крепче», «отдай» и т. д. Стремиться укреплять мышцы для сидения, стояния и воспитывать двигательные рефлексы (условные) с пониманием речи и координации движений. Соблюдать ритмичность выполнения движений. Массаж проводить до выполнения гимнастических упражнений.

Комплекс для детей от 1 года 2 месяцев и до 1 года 6 месяцев

Физиологические предпосылки. Ребенок в этом возрасте требует больше активных упражнений, но при этом нужно помнить как о его быстром утомлении, так и быстром восстанавлении его сил. Чередовать групповые занятия с индивидуальными. Больше занятий в игровой форме. Около половины гимнастических упражнений проводить в исходном положении лежа (горизонтальном), разгружать позвоночник, мышцы ног. Есть свои особенности в нагрузках на стопы. В этом возрасте велик процент детей, страдающих плоскостопием, исключить из упражнений спрыгивание с высоты и делать лишь подпрыгивания. Больше речевых инструкций и подкреплять их соответствующими предметами и действиями.

1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами, предметами) в позе стоя.

2. Присаживание самостоятельное, при этом фиксировать колени ребенка лежа на спине с возвращением к исходному положению.

3. Напряженное прогибание позвоночника ребенка лежа на животе.

4. Приседание с кольцами в позе стоя на полу.

5. Поднятие выпрямленных ног до предмета (гимнастической палки, рук массажиста), при этом ребенок лежит на спине (на гимнастической скамейке, на полу).

6. Поднятие выпрямленных ног до предмета (гимнастической палки, рук массажиста), при этом ребенок лежит на спине (на гимнастической скамейке, на полу).

7. Напряженное выгибание (можно стоя на коленях массажиста).

8. Присаживание в позе лежа на спине (на полу, гимнастической скамейке).

9. Наклон туловища и выпрямление в позе стоя (на полу, столе).

Читать еще:  Обучение на дому по состоянию здоровья

10. Ходьба по неровной поверхности (по ребристой доске, резиновому коврику, специально оборудованному месту).

11. Пролезание (преодоление) под гимнастической скамейкой в позе лежа на животе.

Рекомендации. Следить за дозировкой, дети быстро утомляются. При групповых занятиях чередовать коллективные упражнения с индивидуальными, во время которых дети отдыхают. Вначале начинать с упражнений для двух детей, затем постепенно доводить до 4–6 в группе. Во время индивидуальных выполнений упражнений, остальные дети должны быть заняты. Точность и правильность гимнастических упражнений корректировать с помощью простейших аппаратов, руками массажиста и гимнастическими приспособлениями. Периоды отдыха между упражнениями не должны быть слишком длительными во избежание утраты работоспособности.

Общие методические указания по проведению примерных комплексов массажа для детей раннего возраста.

1. Помнить о противопоказаниях к назначению массажа и гимнастических упражнений — таких, как воспаление и раздражение кожи, гипертония отдельных групп мышц, гипотрофия, пассивность ребенка, отсутствие умения стоять, сидеть и т. д.

2. Комплекс упражнений является примерным, и поэтому конкретизировать последовательность и дозировку согласно индивидуального состояния ребенка и его возможностей.

3. Дозировать каждое движение вначале от 2–5 раз и постепенно увеличивать нагрузку и время проведения процедуры, начиная от 10–15 минут.

4. Специалисту по детскому массажу желательно обучать родителей владению простейшими приемами массажных манипуляций и гимнастических упражнений.

5. Желательно занятия проводить ежедневно с постепенным увеличением нагрузки и обязательно вызывать положительные ответные эмоции у массируемого ребенка, строго соблюдая режим дня.

6. Следить за всеми возрастными изменениями, наблюдаемыми у ребенка.

7. Постоянно находиться в контакте с лечащим педиатром, выполняя его рекомендации по воздействию на ребенка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.

Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)

  1. Массаж ручек и ножек (поглаживание).
  2. Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
  3. Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
  4. Растирание стоп.
  5. Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
  6. Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).

Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)

  1. Массаж ручек (поглаживание).
  2. Пассивное скрещивание ручек на груди.
  3. Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
  4. Массаж спинки (разминание и поглаживание).
  5. Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
  6. Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
  7. Массаж (растирание и поглаживание) живота.
  8. Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
  9. Рефлекторные упражнения для стоп.
  10. «Бокс» — пассивное разгибание и сгибание ручек.
  11. Массаж грудной клетки (вибрационный).
  12. Поворот влево со спинки на живот.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев).

  1. Скрещивание ручек на груди.
  2. Массаж ножек.
  3. Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения («скользящие шаги»).
  4. Поворот вправо со спинки на животик.
  5. Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  6. Массаж животика.
  7. Рефлекторное «парение» на животе.
  8. Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  9. Массаж стоп и упражнение для них.
  10. Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  11. Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  12. Рефлекторное «парение» на спине.
  13. Поворот влево со спинки на живот.
  14. Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).

  1. Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
  2. Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
  3. Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
  4. Массаж животика, спинки.
  5. Ползание.
  6. Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
  7. Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
  8. Круговые движения ручками.
  9. Активное упражнение — напряженное выгибание.
  10. Поворот влево со спинки на животик.
  11. Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
  12. Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).

Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  1. Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  2. «Скользящие шаги».
  3. Массаж спины.
  4. Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  5. Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  6. Наклон и выпрямление туловища.
  7. Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  8. Массаж живота.
  9. Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  10. Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  11. Напряженное выгибание.
  12. Круговые движения ручками с кольцами.
  13. Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении. Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)

  1. Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
  2. Приседание (ребенок стоит на полу).
  3. Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение — лежа на полу).
  4. Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
  5. Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  1. Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  2. В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  3. Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  4. Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  5. Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  6. Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)

  1. Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
  2. Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
  3. Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
  4. Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
  5. Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
  6. Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.

Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу. Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.

Читать еще:  Обучение маникюру кострома

Принципы проведения массажа и гимнастики для детей 3 и 4 месяца жизни

Медицинский массаж и гимнастические упражнения для ребёнка третьего и четвёртого месяцев жизни. Описание потенциала и спектра возможных воздействий.

Малыш растёт и развивается. Совершенствует свои навыки. Вот он уже лежит на животе, опираясь на предплечья. Теперь планировать свои с ним занятия стало гораздо удобнее. Увеличилось его время бодрствования. До 4-5 часов в сутки. Как определить, удачное ли выбрано время для массажа? Просто посмотреть на поведение ребёнка. Если он доволен и смеётся, то время выбрано верно.

В этом возрасте ребёнок уже становится более активным, более совершенными становятся движения его конечностей. Ребёнок видит, что совершая различные движения можно менять своё положение в пространстве. И скоро он уже будет понимать, что ему нужны не все эти движения, а только те, которые помогают продвинуться вперёд.

К четырём месяцам малыш уже поднимается на прямые руки, кулачки, которые от рождения не разжимались, теперь разжимаются. Это даёт возможность попытаться поиграть с ним в ладушки, просто давать потрогать предметы с разной фактурой.

К четвёртому месяцу у ребёнка уже сформировано гуление&; он стал гораздо общительнее. Если ему улыбнуться, сказать что-нибудь ласковое, то он отреагирует всем телом. Будет всплескивать ручками и ножками. Начинает оформляться осознанное хватание. В частности, он уже может не только удержать игрушку, которую ему дали, но и самостоятельно хватать предметы. Ребёнок любит всё яркое, так обеспечьте его несколькими яркими погремушками. Предпочтительной формой погремушек является удлинённая. Ручка у такой игрушки должна быть круглой, для правильного захвата игрушки рукой. Сначала ребёнок хватает всё подряд, так как это рефлекс, но постепенно рефлекс уступает место осмысленному действию. Так, ребёнок выбирает себе игрушку, которая ему больше нравится. В возрасте 3-4 месяца у ребёнка появилась уже способность самостоятельно выбирать, захватывать и снова выпускать из рук игрушки.

Становлению более правильных движений поспособствует то, что к этому возрасту нормализуется тонус мышц верхних конечностей. Это говорит о том, что можно вводить в массажно-гимнастический комплекс элементы пассивной гимнастики. Сначала самые простые, и постепенно усложняя их.

Комплекс №2 содержит в себе упражнения для пассивных занятий. Начинать делать эти упражнения нужно с того, чтобы осуществлять вибрационное воздействие.

В возрасте четырёх месяцев ребёнок уже может самостоятельно переворачиваться со спинки на животик. Следите, чтобы он не оставался без присмотра там, где есть опасность падения! В этом возрасте нужно во время массажа делать упражнения корректирующие технику этого переворота. И хотя ребёнок стал старше и массаж может продолжаться уже более длительное время, не давайте ребёнку уставать. Если он утомится, отложите не сделанную часть массажа не потом. К этому возрасту детский массаж делается интенсивнее. Теперь, кроме поглаживающего воздействия вводится новый приём массажа — растирание. Растирают либо кончиками пальцев, либо делая пальцы кольцом. В любом случае, массаж и начинается и заканчивается с поглаживающего воздействия для релаксации мышц и успокоительного эффекта. Таким образом, гимнастика и массаж для детей этого возраста преследует своей целью приведение тонуса мышц нижних конечностей, обучение технике смены положения в пространстве, воспитание хватательных навыков. Для этого кроме обычного вашего массажа добавьте более продолжительное общение с малышом, давайте ему в руку игрушки, которые удобно держать, купание в тёплой воде и обучение грудному плаванию. В сама комплексе детского массажа добавляются новые, более интенсивные движения, упражнения на развитие врождённых рефлексов, упражнения пассивной гимнастики с вибрационными приёмами массажа.

Обучение матери простейшим приемам массажа и гимнастики (Время обучения)

Обучение матери следует начинать тогда, когда ребенок ее достигнет 11/2—2месячного возраста с поглаживающего массажа спины и живота, проводимого 1—2 раза в день, в сочетании с воздушной ванной. Поглаживающий массаж конечностей, также показанный ребенку с первых месяцев жизни, в связи с положительным влиянием его на тонус мышц-сгибателей, технически более сложен и поэтому не может быть широко рекомендован матерям.

Ребенок этого возраста обычно реагирует беспокойством и криком, если массаж конечностей проводится малоопытной матерью и расслабления мышц-сгибателей не происходит.

С трехмесячного возраста, кроме массажа, в занятие включаются гимнастические упражнения.

Приводим перечень наиболее простых гимнастических упражнений и приемов массажа из нашей системы, которые могут быть рекомендованы для обучения матерей:

  1. Массаж спины.
  2. Массаж живота.
  3. Охватывающие движения руками.
  4. Сгибание и разгибание ног вместе.
  5. Поворот со спины на живот за правую руку. То же за левую руку.
  6. Отклонение головы назад в положении на животе, на весу.
  7. «Парение» в положении на животе.
  8. «Парение» IB положении на спине.
  9. Сгибание и разгибание рук попеременно.
  10. Сгибание и разгибание ног попеременно.
  11. Упражнение для стимулирования ползания.
  12. Присаживание при поддержке за отведенные в стороны руки.
  13. «Скользящие шаги».
  14. Присаживание (упражнение для сгибателей рук).
  15. Поднятие выпрямленных ног.
  16. Круговые движения руками.
  17. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки.
  18. Наклон туловища и выпрямление.

Из этих упражнений составлены 7 примерных возрастных комплексов.

Эти комплексы отличаются от возрастных комплексов, описанных выше и рекомендуемых для детских учреждений (ясли, дома ребенка, где гимнастику проводит не мать, а обученная сестра, хорошо владеющая техникой), тем, что в комплексах для матерей включены только те упражнения, выполнение которых несложно. В то же время во всех возрастных комплексах сохранены основные принципы, изложенные выше.

«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт

Занятие проводится одновременно с шестью детьми. Построение занятия № упражнения Название упражнения Для какой мышечной группы (главным образом) Исходное положение Число детей № 42 Движения руками с палками Для рук и плечевого пояса Сидя на гимнастической скамье Вся группа № 43 Приседание, держась за гимнастическую палку Для ног Стоя То же № 34 Напряженное выгибание…

Основными задачами занятий у детей старше 1 года 2 месяцев и до 3 лет надо считать следующие: Используя речевую инструкцию в гимнастических занятиях, добиваться не только полного понимания детьми этих инструкций, но и взаимного речевого контакта. Для этого давать детям поручения по подготовке занятий, в чем они по мере сил и возможности должны принимать участие….

Положительное влияние гимнастики на здоровых детей не вызывает сомнений. Доказана полезность ее и при ряде патологических состояний, особенно при хронических расстройствах питания и рахите, а также при затяжном и вялом течении пневмонии, колита и некоторых других заболеваний. Осторожное применение гимнастики должно давать положительный эффект и у детей с врожденным пороком сердца, без нарушения компенсаторной деятельности,…

Усложнения выражаются: увеличивающейся нагрузкой; переходом от непосредственной связи с лицом, проводящим гимнастику, к связи посредством приспособлений (кольца, палочки, аппараты); переходом от прямой помощи в осуществлении движения (пассивные движения) к речевой инструкции; переходом от выполнения упражнения из горизонтального положения к выполнению его из сидячего и, наконец, из вертикального положения; переходом от выполнения упражнений в индивидуальном порядке…

Со здоровыми детьми грудного возраста, не посещающими ясли, можно и должно заниматься гимнастикой дома. Следует, однако, отметить, что из всех факторов физического воспитания в домашних условиях наибольшие технические трудности возникают при назначении гимнастики, так как занятия гимнастикой с ребенком требуют от каждой матери приобретения специальных навыков и знаний. Каждый участковый врач должен быть хорошо знаком…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector