Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образование детей с трудностями в обучении

Специальное образование детей с трудностями в обучении
статья

В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, у которых наблюдается недоразвитие мозговых структур, у детей с задержкой психического развития можно наблюдать мозаичные органические повреждения центральной нервной системы, что обусловливает неравномерность проявлений недостаточности развития. Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется прежде всего в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с задержкой психического развития способны освоить программу общеобразовательной средней школы и даже продолжить свое образование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержкой психического развития)

Почти 50 % среди неуспевающих учеников младших классов составляют так называемые дети с задержкой психического развития.

Такой термин применяется к детям с минимальными ограниченными повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Такие дети отличаются недостаточностью развития эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, речевой деятельности, замедленностью обработки информации в сравнении с другими детьми, низкой познавательной активностью. Задержки психического развития могут быть вызваны неблагоприятным воздействием различных факторов во время внутриутробного развития ребенка, длительными хроническими заболеваниями, особенно в раннем возрасте, или в случае длительного нахождения ребенка в условиях депривации.

В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, у которых наблюдается недоразвитие мозговых структур, у детей с задержкой психического развития можно наблюдать мозаичные органические повреждения центральной нервной системы, что обусловливает неравномерность проявлений недостаточности развития. Коррекционно-педагогическая помощь таким детям требуется прежде всего в дошкольном возрасте. В условиях создания специального образовательного процесса дети с задержкой психического развития способны освоить программу общеобразовательной средней школы и даже продолжить свое образование.

На сегодняшний день этот вид нарушения развития довольно хорошо изучен, существуют методики, позволяющие отделить детей с задержкой психического развития от других категорий детей, имеющих нарушения развития. Разработана классификация детей с задержкой психического развития согласно происхождению нарушения: задержка развития конституционального, соматогенного,психогенного, церебрально-органического происхождения.

Для оказания помощи детям с задержками психического развития в нашей стране создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в специализированных образовательных учреждениях компенсирующего типа (ДОУ, школы-интернаты, специальные школы для детей с задержкой психического развития, а также компенсирующие группы в структуре общеобразовательных учреждений), в которых работа с детьми ведется в трех направлениях: диагностико-консультативном, коррекционноразвивающем и лечебно-оздоровительном. С учетом особенностей развития ребенка и уровня его образованности подбирается коррекционно-педагогическая образовательная программа. Вводятся специальные образовательные предметы и занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная система занятий направлена на развитие у детей старшего школьного возраста с трудностями в обучении тех психических функций,которые создают основу для успешного обучения в школе.

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения или трудности в об.

Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн.

статья в рамках методической темы «Дополнительное образование детей как путь интеграции детей с особыми образовательными потребностями в окружающее общество».

Выступление на педсовете по проблеме воспитания и обучения трудных подростков.

В презентации освещаются современные педагогические технологии в специальном образовании детей с особыми образовательными потребностями.

Образование детей с трудностями в обучении

Трудности в обучении подтверждают необходимость создания особых условий обучения для детей с задержкой психического раз­вития с применением иных методов, чем те, которые используются в массовой школе.

В отечественной практике первые попытки специальной педаго­гической работы с детьми с ЗПР были предприняты в конце 50-х -начале 60-х годов в пределах небольших экспериментальных групп при Институте дефектологии АПН СССР, в которых такие дети, обучаясь в массовой школе, получали дополнительную подготовку.

Особый подход к обучению детей дайной категории дал положи­тельные результаты, подтвердившие способность детей с трудно­стями в обучении к овладению программой массовых дошкольных учреждений образования, а также программой начальной школы и возможность в большинстве случаев продолжать образование.

В настоящее время для этой категории детей помимо специаль­ных учреждений образования созданы и функционируют классы (группы) интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования.

В нашей стране создана система коррекционно-развивающего обучения, учитывающая индивидуальные образовательные потреб­ности каждого ребенка, его способности, динамику развития. Боль­шая работа проводится по разработке диагностических методик, позволяющих наиболее точно и своевременно отграничить эту ка­тегорию детей как от детей с интеллектуальными нарушениями в форме умственной отсталости, так и от детей с тяжелыми наруше­ниями речи.

Читать еще:  Обучение в сан франциско

Е.А. Медведева так определяет составляющие системы ком-i плексной помощи детям с трудностями в обучении:

• раннее выявление детей с нарушениями психического разви-
: тия,обеспечение преемственности форм и методов коррекционпой
[ работы в системе дошкольного и школьного образования, начально­
го и основного общего образования;

• совершенствование системы медицинского, педагогического и
психологического диагностирования с целью определения особен­
ностей организации коррекционно-образовательного процесса, со­
хранения и укрепления здоровья детей;

• создание системы лечебно-оздоровительной и профилактиче­
ской работы в условиях общеобразовательных учреждений;

• нормативное и учебно-методическое обеспечение практики об­
разования детей с ЗПР;

. • определение задач и содержания профессиональной ориента­ции, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;

• создание и применение критериев и методик оценки эффек­
тивности коррекциоттпо-развивающего образовательного процесса;

• разработку моделей служб консультативной помощи семье;

• i юдготовку педагогических кадров для системы дошкольного и
школьного образования.

Определяющим моментом в организации эффективной помощи этой категории детей является профилактика и раннее выявление нарушения развития. Таким образом, во главу угла ставится прин­цип единства диагностики и коррекции нарушения в развитии у де­тей дошкольного возраста.

Основными направлениями коррекциониой работы с детьми до­школьного возраста являются: 1) диагностике- консультативная по­мощь, 2) лечебно-оздоровительные мероприятия, 3) коррекционно-развивающая работа.

Эффективность и результативность коррекциошю-развивающей работы определяются согласованностью совместных усилий спе-циалистов-дефектологов, педагогических работников учреждения образования и семьи ребенка.

Целью коррекционной работы со школьниками с трудностями в обучении является определение и устранение причин трудностей в учении — «развитие общих способностей к учению в рамках лич­ностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуаль­ных недостатков развитрш» (В.В. Гладкая).

Наиболее общими принципами работы с этой категорией детей являются следующие положения:

• устранение причин затруднений в усвоении предметных зна­
ний и умений (исправление или ослабление имеющихся у ребенка
нарушений развития психических школьно-значимых функций и
формирование учебной деятельности);

• осуществление индивидуального подхода как на уроках обще­
образовательного цикла, так и во время проведения специальных
занятий;

• предотвращение наступления утомления (правильное чередо­
вание умственной и практической деятельности);

• поддержка детей, развитие веры в свои силы.

В.В. Гладкая определяет такие основные блоки направлений коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями и обучении:

1) формирование учебной деятельности детей и коррекция ее
недостатков (формирование учебной мотивации, общеучебных ин­
теллектуальных умений, развитие личностных компонентов позна­
вательной деятельности);

2) развитие психических функций, обеспечивающих учебную
деятельность (школьно-значимые функции: зрительное восприя­
тие, пространственная ориентировка, фонематический слух, па­
мять, устная речь, мышление и др.);

3) формирование базовых представлений и умений, необходи­
мых для успешного усвоения школьной программы (количествен­
ные представления, графические умения и др.).

Неотъемлемой частью коррекциониой работы с детьми с труд­ностями в обучении является нормализация их деятельности, в частности учебной, которая характеризуется крайней неоргани­зованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. С этой целью детей следует обучать выполнению словесных инструкций с несколькими заданиями, что предполагает анализ задания, выделе­ние и планирование этапов деятельности.

Особое внимание отводится работе с родителями ребенка: укре­пление веры в силы и возможности ребенка, формирование пра­вильного отношения к специальным учреждениям образования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Срапиите характеристики групп детей с ОГ1ФР: «дети с интеллектуаль­
ной недостаточностью в формеумстисшюй отсталости» и «дети с трудностями
в обучении, обусловленными задержкой психического развития».

2. Какие группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задерж­
кой психического распития, выделила К.С. Лебединская? Дайте характеристи­
ку каждой из них. Какие классификационные признаки положены в основу
систематики?

3. Назовите типичные особенности детей с ЗПР.

4. Обоснуйте первостепенное значение принципа единства диагностики и
коррекции отставания в развитии у детей дошкольного возраста с нарушен пи
ми психического разиитня.

5. Назовите основные направления коррекционной работы с детьми с труд­
ностями в обучении, обусловленными задержкой психического разиитня.

6. Составьте структурно-логическую схему по изученной теме.

Что такое трудности в обучении?

Что такое трудности в обучении?

Трудности в обучении— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Т О – носит временный характер, его нужно компенсировать, специально обучая ребёнка.

Дети с трудностями в обучении не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка трудность в обучении может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с особенностями.

Читать еще:  Обучение шиномонтажу в екатеринбурге

Наиболее ярким признаком исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость.

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире.

Если говорить об особенностях памяти у детей с трудностями, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем речевой..

Трудности в обучении нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития.

У детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом трудности в обучении не являются препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

Диагноз трудности в обучении появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту,лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии.

Трудности в обучении

Психолог Татьяна Ахутина о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией

pan xiaozhen // unsplash.com

Современные педагоги и родители очень обеспокоены тем, как часто встречаются у детей трудности обучения. По разным данным, такие проблемы имеют от 15 до 30% детей, которые поступают в школу. Но многие родители не догадываются, что большинство нарушений можно диагностировать и начать корректировать еще в дошкольном возрасте.

Проблема трудностей в обучении

К трудностям обучения относят стойкие трудности в овладении письмом, чтением и счетом. Дети с такими трудностями не успевают в школе по одному-двум предметам. У некоторых из тех, кто обращался за помощью к дефектологам или психологам, может стоять диагноз ЗПР (задержка психического развития), но часто они находятся вне поля зрения специалистов. Нередко о таких детях думают, что они не хотят учиться, ленятся или недостаточно умные. Однако это не так. Дело не в общем интеллекте или исходном нежелании учиться. У таких детей есть особенности развития отдельных психических функций, которые не позволяют им легко осваивать школьные навыки и делают этот процесс очень энергоемким. Дети очень быстро устают от заданий с требованиями, которые превосходят их возможности. Представьте, от вас требуют убрать сугроб с дороги, а у вас из инструментов только столовая ложка.

В Международной классификации болезней трудности обучения определяются как расстройства развития школьных навыков, которые возникают из-за нарушения в обработке когнитивной информации, что во многом происходит в результате биологической дисфункции. Они должны быть ранними, а не приобретенными, то есть не возникшими после какой-то травмы или какого-то специального случая. Они должны быть специфическими или первичными, а не вызванными особенностями обучения: неправильным обучением, болезнью или умственной отсталостью. Специалисты определяют трудности обучения как парциальное (частичное) отклонение в развитии высших психических функций.

Классификация трудностей в обучении

Существует два типа классификации трудностей обучения. Первый — по школьным предметам. Это могут быть трудности овладения чтением (дислексия), письмом (дисграфия) и счетом (дискалькулия). Второй тип классификации, нейропсихологический, связан с анализом механизмов проблем. Нейропсихологи выясняют, недоразвитие каких функций ведет к наблюдаемым особенностям детей. Нейропсихологический подход к анализу функций — структурно-функциональный. В соответствии с ним письмо, например, представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию и обеспечивается работой определенных мозговых структур. Существует три важнейших компонента функциональной системы письма. Первый из них — операции программирования, регуляции и контроля произвольных действий, которые осуществляются лобными отделами головного мозга. Второй — операции по переработке слуховой и кинестетической информации, связанные с активацией височных и теменных отделов преимущественно левого полушария. И третий компонент — операции по переработке зрительной и зрительно-пространственной информации, реализуемые главным образом задними отделами правого полушария. При слабости каждого из компонентов возникает специфическая форма трудностей письма. Один и тот же компонент может входить в разные функции. Например, проблемы со счетом чаще всего возникают при слабости первого и третьего из вышеназванных компонентов. Рассмотрим примеры школьных трудностей, вызванных разными механизмами.

Читать еще:  Тгпу дистанционное обучение

Ошибки, связанные с функциями программирования и контроля действий

У ребенка с недостаточно развитыми функциями программирования и контроля в тетрадках по математике мы увидим повторы при написании цифр и знаков, повторы действий. Пример списывается верно, но вместо вычитания ученик делает сложение, как в предыдущем примере (рис. 1). Также затруднено решение задач: ученик невнимательно читает условие задачи и плохо планирует ее решение. Простые примеры могут быть решены с ошибками, тогда как сложные решаются правильно. Такая необдуманность, импульсивность решения может еще ярче проявляться при устном счете.

В письме слабость функций программирования и контроля действий проявляется иначе. Здесь тоже частая ошибка: повторы букв или слогов, но возможны и их пропуски, слияние двух слов в одно, если конец и начало двух слов совпадают («все еще — всеще»). Дети часто начинают предложение с маленькой буквы и допускают ошибки на правила, которые они хорошо знают. Им не хватает ресурсов внимания, чтобы правильно выписывать слово и учитывать орфографические правила. На рис. 2 видно, как ребенок составляет предложение после списывания слов с доски. Это задание направлено на то, чтобы автоматизировать использование правила: «Пиши большую букву в начале предложения», и ученица перед выполнением задания его повторила.

Кто такие «дети с трудностями в обучении»?

Рисунок художника С. Теплова

Это вроде бы обычно развивающиеся дети, но родители замечают у них некоторые особенности. Что-то получается у них немного труднее, чем у сверстников, от чего-то они наотрез отказываются без видимой причины.

Логопед и нейропсихолог составили список утверждений, ответив на которые утвердительно, можно предположить, что у ребенка возникнут трудности в обучении.

Итак, можно предположить, что у ребенка возникнут трудности в обучении, если он…

  • иногда не понимает родителей, им приходится повторять ему одно и тоже несколько раз, часто переспрашивает, имея нормальный слух;
  • его речь неразборчива, он проглатывает звуки и окончания слов;
  • не любит рассказывать о событиях дня (прочитанной книге) или делает это настолько сумбурно, что родные с трудом его понимают;
  • говорит короткими фразами, используя 1-3 слова;
  • имеет ограниченный словарный запас, например, с трудом сыграет в игру «Я знаю пять профессий (птиц, деревьев…)»
  • путает похожие по звучанию слова, например может назвать муравья воробьём;
  • часто допускает грамматические ошибки (большая стулмаленький котята копаю лопатку);
  • изучение букв и цифр доставляет скорее мучение, чем вызывает интерес;
  • он не любит рисовать, вырезать и лепить;
  • с трудом освоил езду на велосипеде или предпочитает самокат;
  • не может сделать что-то двумя руками (завязать шнурки, открыть бутылку с водой, поймать мяч);
  • до сих пор не определился с ведущей рукой;
  • путает право и лево;
  • сложно запоминает стихи;
  • медлительный или, наоборот, гиперактивный, неусидчивый;
  • невнимательный;
  • не может разобраться с временами года, днями недели, понятиями вчера/сегодня/завтра.

Что делать?

  • Обратиться за диагностикой к логопеду и нейропсихологу. С помощью специальных тестов и заданий специалисты смогут определить, испытывает ли ваш ребенок трудности в обучении на самом деле и нуждается ли он в специализированной помощи.
  • Регулярные занятия с логопедом помогут ребенку улучшить словарный запас, восприятие речи на слух, научат слушать и слышать, сформируют графомоторные навыки (подготовят руку к письму), улучшат мышление, память.
  • Нейрокоррекционные занятия с нейропсихологом активируют работу головного мозга, помогут лучше концентрироваться на заданиях, улучшат координацию и ориентацию в пространстве, помогут развить память, внимание, восприятие.

Чем могут помочь родители?

Иногда родители расстраиваются, если их дети не успевают за сверстниками. Но именно с родительской поддержкой они смогут справиться с трудностями, достичь результатов.

Регулярное выполнение домашних заданий, которые дают специалисты, и поддержка своего ребенка помогут многое преодолеть.

Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия

Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).

Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.

За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.

Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector