Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Домашнее обучение в перми

Без школы нормально. Пермячка и психологи о семейном образовании

Свыше 200 пермских детей не ходят в школу, а получают семейное образование. Мама одного из таких ребят рассказала П-журналу о нюансах получения школьных знаний в семье. И, конечно, мы спросили психологов о социализации.

Не побоялись попробовать

Пермячка Лейла Сазонтова перевела сына Льва на семейное образование, когда мальчик учился во втором классе. Поначалу она беспокоилась — получится ли. Но все в итоге вышло наилучшим образом, говорит Лейла. Молодая мама даже написала книгу «Жизнь без школы», в которой она поделилась своим опытом.

[rara_tab_group type=»horizontal»] [rara_tab title=»Кстати»] Семейное обучение важно не путать с домашним и индивидуальным. Семейное подразумевает, что родители, а не школа несут ответственность за образование ребенка. Они решают, как выстроить программу. При домашнем на занятия к ребенку приходят учителя из школы, а индивидуальном — когда с ребёнком каждый учитель занимается персонально в школе или дома .[/rara_tab] [/rara_tab_group] Лейла и ее сын Лев

Сейчас идёт третий календарный год обучения Льва. Предыдущий учебный год мальчик прошёл всего за четыре месяца, и сейчас его аттестуют по программе пятого класса. В прошлом году у Льва было 3-4 четвёрки, а остальные пятёрки. Дополнительно он занимается в языковой школе, в школе искусств по классу фортепиано и на секции фехтования, посещает лекции по астрономии.

В результате почти трехлетнего обучения Лейла Сазонтова выделила несколько главных плюсов семейного образования.

5 плюсов семейного образования по мнению мамы и комментарии экспертов

1. Свободный график и программа.

Ребёнок не привязан к сформированному для всех расписанию. Если что-то он не усваивает, то это оставляет на потом. По словам Лейлы, остается для раскрытия талантов ребенка. Она сама преподает ему все предметы и хорошо чувствует себя в роли педагога, при этом остается еще время на себя.

Лейла Сазонтова:
«Поначалу мы с сыном каждый день проходили по несколько уроков. Но потом я поняла, что мы как бы переносим школу домой. Сейчас мы уделяем много времени отдельному предмету. В целом мы попытались исключить возможность того, что сын не усваивает программу из-за плохих учителей, отсутствия уроков или несовершенной программы. Правда, я столкнулась с тем, что учителя и завучи спрашивают материал с ребенка довольно строго. Некоторые семьи сталкиваются с тем, что учителя довольно критично относятся к родителям-педагогам».

По мнению завуча (средней) школы бизнеса и предпринимательства Валерии Кетовой, в семейном обучении важны не педагогические навыки родителей, а их степень ответственности. «В принципе я с пониманием отношусь к семейной форме обучения», — говорит Валерия Кетова.

2. Здоровье.

Обучаясь дома, дети меньше рискуют подхватить какой-нибудь вирус в отличие от своих сверстников.

Лейла Сазонтова:
«Мне кажется, что дети, которые уходят из школы, становятся здоровее. Стабилизируется режим дня. Ребёнку не нужно таскать на спине тяжёлый рюкзак. На мой взгляд, дети становятся здоровее и в психическом плане. Я сама когда-то работала в школе и знаю, какая там порой царит напряжённая обстановка».

Семейный психолог Надежда Керова, считает, может подойти обучение на дому тем детям, которые с трудом могут заниматься в большом коллективе. «Представьте: 30 человек в классе, фоновый шум, а ребенок должен концентрироваться. Для некоторых ребят всё это дается тяжело», — говорит психолог.

Завуч Валерия Кетова полагает, что минус в семейном образовании в том, что учителя не могут повлиять на его качество. «Ответственность за обучение несут родители, но все баллы по экзаменам таких учеников отражаются на наших показателях», — говорит Валерия Кетова.

Лейла Сазонтова:
«Я столкнулась с тем, что учителя и завучи спрашивают материал с ребенка довольно строго. Некоторые семьи сталкиваются с тем, что учителя довольно критично относятся к родителям».

3. Свои ценности

Лейла Сазонтова:
«Когда ребёнок учится в школе, вы не в курсе того, какие взгляды, ценности и вкусы прививают учителя. Может случиться, что они разнятся с вашими. Сейчас мы уверены, что дома и на секциях мой сын усваивает ту информацию, которую разделяет моя семья».

Детский психиатр Артем Насыров считает, что семейное образование не даёт некоторых необходимых жизненных навыков. «Школа дисциплинирует, развивает навыки коммуникации, умение выступать на публике, учит работать в коллективе. Отсутствие всего этого может сказаться на ребёнке в будущем. В частности, могут возникнуть проблемы с социализацией. Есть даже риск, что ребёнок вырастет социопатом», — говорит Артем Насыров.

4. Круг общения

Бытует мнение, что ребенок, получающий образование в семье, ограничен в общении.

Лейла Сазонтова:
«Один из плюсов этого образования в том, что ребенок может выбирать для общения людей, близких себе по духу. И в процессе обучения мы поняли, что с коммуникациями у мальчика проблем нет. Кроме того, он обладает хорошими ораторскими качествами — хорошо декламирует стихи, может и речь толкнуть».

Получается, что с одной стороны школа даёт навык коммуникации, с другой стороны – не факт, что именно этот опыт будет полезным для ребёнка, говорит семейный психолог Надежда Керова. «Многое зависит от потребностей детей. Кто-то сильно нуждается в постоянном общении, а кто-то не очень, им хорошо дома за чтением книги. К тому же в школе ребёнок попадает в коллектив, который он не выбирал», — отмечает специалист.

Школа сама по себе обеспечивает функцию коммуникации лишь частично, считает психолог Наталья Толмачева. «Ребёнок всегда может общаться и в других местах со своими сверстниками. Если атмосфера дружелюбная, то ребёнок проявит свою природную мотивацию и будет учиться сам. Приятно и легко узнавать новое, если тебя поддерживают даже если у тебя неудачи, а не гнобят за двойки (не важно опять же, учитель в классе или репетитор на дому)», — говорит психолог.

5. Экономия бюджета

Семье Лейлы больше не надо сдавать деньги на ремонт класса, подарок учителю и т.д.

Лейла Сазонтова:
«Мы платим за секции и доступ к познавательным интернет-ресурсам. Но в целом выходит меньше, чем во время учёбы в школе — в год это примерно на 10 тысяч рублей. Кстати, траты на образование может компенсировать государство. За год семья может получить около 40 тысяч рублей».

Однозначно нельзя сказать, что каждому подходит система семейного образования — ребенка может тянуть в школу или родители могут оказаться не лучшими учителями. И психологи, и практики семейного образования советуют прислушаться к самому школьнику — понять, что для него будет лучше, что подходит вам и не бояться экспериментировать.

Что нужно знать, переходя на семейное образование

· Вся ответственность за образование ложится на родителей

· Ребёнку всё равно нужно будет приходить в школу, чтобы пройти аттестацию

· Программу обучения можно корректировать исходя из особенностей ребёнка

· По мнению психологов, ребёнок может стать бОльшим индивидуалистом

· Родителям нужно будет больше времени уделять ребёнку

· Ребёнок сможет сам выбирать круг общения

· Минимален шанс того, что ребёнок станет жертвой травли

10 частных школ Перми плюс одна Академия для родителей

Сегодня расскажу об частных образовательных учреждениях, которые нам предлагает город Пермь

1. Монтессори-офис «Акселератор талантов»

Стоит в списке первым, потому что мы учимся здесь на проекте «Школа без школы».

Директора Веру Геннадьевну я когда-то впервые увидела в передаче «Хорошие люди» на телекомпании Ветта (город Пермь), и её слова о счастье затронули мою душу: «Ребёнок — это главный учитель взрослого. Я очень счастливый человек, потому что у меня много маленьких учителей».

О других причинах выбора «Акселератора талантов» :

Первое: Потому что одной страшно и нет чёткого представления, что и как можно изменить в процессе обучения.

Второе: Потому, что мне симпатичны основные принципы Монтессори-метода:

• отсутствие соревнования между детьми (для меня это решающий фактор),

• обучение навыкам самообразования,

• умение применять свои знания в реальности.

Третье, у меня, как у многих есть страх:

· У меня нет педагогического образования.

· Я не владею навыками ныне модного «эффективного тайм-менеджмента» и пока плохо представляю себе, как организовать учебный процесс ученика 5 класса дома.

· Нет уверенности, что мой ребенок сможет самостоятельно учиться

Акселератор талантов — школа, основанная на принципах Марии Монтессори, готова принять ребят от 6 до 12 лет на полный день. Для старших детей есть программы сопровождения с тьютором.

практика «Команда + » (с 1 по 11 класс) Умение работать в команде — необходимый навык настоящего: совместно с педагогом ребята занимаются исследованиями в социальных, экологических, образовательных и других проектах.

экспертная сессия «Трек индивидуального развития» (с 1 по 11 класс) (простыми словами — тестирование + рекомендации по гармоничному развитию) — об аналогичных программах в других школах Перми не слышала.

Это слепок с умений и навыков ребёнка, эмоционального состояния и телесно-кинетического развития. Продолжительность 2- 3 часа.

По результатам занятия Вы получите :

· карту развития ребёнка, основанную на его индивидуальности,

· рекомендации специалистов, как раскрыть его возможности и как преодолеть возникшие трудности,

· создадите совместно с экспертом конкретный план действий

экспертная сессия: Учиться легко — учиться с удовольствием (с 1 по 11 класс)

А вы знали, что нужно учить учиться не только себя, но ещё и свой мозг?

Не знали? Тогда добро пожаловать в школу для изучения «основ управления мыслями» или «методов прогнозирования озарений».⠀

Получите такой навык — и учёба превратится в увлекательный процесс.

2. ЦОДИВ .

это образовательное учреждение, которое находится в Санкт-Петербурге, но совмещает очно-заочное, заочное, семейную формы получения образования (с применением дистанционных образовательных технологий) и дополнительное образование детей и взрослых.

3. Семейное образование «В Радости» (вальдорфовская педагогика) .

Для школьников — преподавание эпохами (по 3-4 недели каждая), дети прикреплены к общеобразовательной школе. Кроме «традиционных» школьных предметов: рисование, музыкальное образование, физкультура.

Есть занятия для малышей (3,5 до 5 лет) — это творческие занятия.

4. Бирюзовая школа-парк .

В основе преподавания концепция, разработанная Милославом Балабаном. Здесь дети в смешанных возрастных группах учатся выстраивать собственные индивидуальные образовательные маршруты, принимать решения и быть самостоятельными и ответственными.

Читать еще:  Заочное обучение как проходит

5. Апельсин .

Частная школа начальных классов с элементами вальдорфовской педагогики. Дополнительные предметы: рукоделие, живопись, музыкальные занятия и кулинария

6. Незабудки .

Начальная Монтессори школа с 1 года до 9 лет. Вместе учатся разновозрастные дети, индивидуальная программа у каждого ученика.

7. Другая школа .

Набор детей с 1 по 11 класс. Обучение по программам: «Школа России», РП «Занкова»,РП «Эльконина-Давыдова», «Школа-2100».

8. София — частная школа .

Принимают детей с 1 по 11 класс

на сайте школы не заявлено по какой методике они работают, лишь написано, что образование даётся «в контексте мировой и национальной культуры» с индивидуальным подходом к каждому учащемуся и родителю.

9. Европейская школа .

Вот её принципы (за основу взято финское образование):

— Мы не приветствуем «углубленное» изучение одних предметов в ущерб
другим и не считаем, что математика важнее музыки или спорта.

— Мы учим тому, что действительно пригодится в жизни: как не
заблудится в городе, сварить суп и др.

— В 5 -11 классах действует система европейского профессионального
ориентирования «My way».

10. Частная гимназия «Ювента» .

Набор в школу с 1 по 11 класс

— Занятия проводятся с группами, в которых, как правило, не больше 10 человек

— работа по индивидуальным учебным планам в старших классах

— в каждом классе работает гувернер – педагог, сопровождающий учеников с первого по 11-й класс.

Академия семейного образования «Яблоневый сад» (при детском саду № 233 «Школа Рыцарей и Принцесс»)

Академия заслуживает упоминания, потому что родители тоже люди, и они хотят быть счастливыми и успешными.

· Мастерская семейного предпринимательства,

· Академия изящных родительских искусств «Яблочко»,

· Мастерская семейных игровых практик «Малахитовая шкатулка».

На этом канале я пишу о своём опыте обучения ребёнка на проекте «Школа без школы» . уже пройдены две экспертные сессии: «Трек индивидуального развития», «Учусь легко, учусь с удовольствием» Пошла вторая неделя, как сын самостоятельно начал изучать предмет «математика» я поняла, что: — «умение учиться» без школы и почти без мамы — вполне реальный навык — осталось узнать, будет ли этот эффект стойким, и как оценит знания аттестационная комиссия — выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели возможно, если идти в том же темпе, как мы начали.

«С домашним обучением могут справиться не все родители»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты о семейном образовании в Перми вместе с мамой 12-летнего хоумскулера Лейлой Сазонтовой

1 Позволить себе обучать ребёнка на дому могут только родители со свободным графиком работы.

Конечно, удобнее переходить на семейное образование, когда кто-то из родителей не работает или может позволить себе свободный график. Но я знаю разные семьи, где ребёнок обучается дома, и во многих из них работают оба родителя. Или, например, в семье только один родитель, и он работает полный восьмичасовой день. Мы с мужем самостоятельно строим свой график, но тоже работаем полный день, это может быть и 6, и 10 часов. На мой взгляд, семейное образование, когда оба родителя работают, не является большой сложностью.

Если говорить о степени вовлечённости родителей в обучение — она меняется со временем. Наш сын уже четыре года на семейном образовании, он заканчивает шестой класс. Сейчас Лев уже почти подросток, который может сам организовывать свой день, частично нести ответственность за учёбу и проходить какие-то материалы самостоятельно. В первое же время я, конечно, была полностью включена в его учёбу, со мной ребёнок проходил дома все те же 5-6 уроков, что и в школе. Постепенно мы прошли процесс «расшколивания», и больше он был нужен даже мне, чем ему. Сейчас моя роль в его обучении постепенно снижается и со временем, я думаю, будет сведена к минимуму.

2 Сложно мотивировать ребёнка учиться, если ему не нужно ходить в школу.

Весь процесс домашнего обучения работает, когда у ребёнка есть внутренняя мотивация. Не та, которая основана на страхе получить плохую оценку или нагоняй от взрослых, а мотивация, которая растёт непосредственно из интереса к обучению.

Да, ребёнок в ситуации, когда ему не нужно каждый день идти в школу, расслабляется, но мне это не кажется проблемой. Наоборот — это здорово, когда маленький, растущий человек всегда находится не в ощущении стресса, который диктует школа, а в расслабленном состоянии.

На изучение предметов, которые ему менее интересны, мотивации меньше, но с другой стороны, очень быстро выявляются те области знаний, к которым он действительно расположен. И к их изучению внутренняя мотивация у ребёнка есть. Выстраивается некая иерархия. Менее интересным предметам уделяется минимум времени, чтобы ребёнок освоил их и был эрудирован, мог сдать аттестацию по стандартам школьной программы. А предметам, которые действительно нравятся ребёнку, посвящается львиная доля его времени и сил.

3 Ребёнку хоумскулеру не хватает общения со сверстниками.

Это спорный вопрос. Даже если посмотреть на взрослых людей — каждому нужен разный объём общения. Кому-то нужно много взаимодействовать с другими людьми, кому-то — мало. И дети в этом плане от взрослых ничем не отличаются. Нет определённой цифры, которая отражала бы количество необходимых ребёнку часов общения или число друзей, даже просто людей, с которыми он коммуницирует.

В семейном образовании нет такой проблемы, как недостаток общения. Я наблюдаю за своим ребёнком уже четвертый год, пока он не учится в школе, и вижу, что он легко находит общий язык абсолютно с разными людьми, как с ровесниками, так и со взрослыми.

Ученик в школе зависит от коллектива, который он не выбирал. Это около 30 детей, с которыми он связан только потому, что они где-то недалеко друг от друга родились и близки по году рождения. Совсем необязательно, что это люди, близкие ему по ценностям и увлечениям, социальному положению. Здорово, если удается найти в школе близких друзей, но нередко сделать это не получается.

В семейном образовании всё достаточно проще по сравнению со школой: ребёнок может выбирать свой круг общения. Это секции, кружки, сообщества по интересам. Например, мой сын в третьем классе захотел учится в музыкальной школе, поступил туда и нашёл сверстников, которые увлечены тем же, чем и он. Так же было со спортивной секцией. И каждый из этих коллективов он выбирал осознанно, настолько, насколько это возможно в его возрасте.

Я смотрю на других ребят, которые учатся не в школе — это точно не те дети, которые испытывают недостаток в общении. Напротив, они очень активны в самостоятельном формировании круга ровесников, с которыми им интересно.

4 Семейное образование позволяет экономить: на школьной форме, канцтоварах и т.д.

Да, это так. Мне есть, с чем сравнить — первый класс мой ребёнок учился в обычной школе, а часть второго — в статусной, как их принято называть. Могу с уверенностью сказать, что с переходом на семейное образование наши обязательные расходы сократились. Не нужно покупать школьную форму, учебники, тетради на печатной основе. При этом мы, конечно, покупаем вещи, но именно те, которые, на наш взгляд, нужны ребёнку. У нас нет незапланированных или необоснованных трат, которые могут возникнуть в школе.

Семейное образование в некотором роде может быть даже выгодным, потому что в нескольких регионах России семьям, обучающим детей вне школы, платят компенсацию. Пермский край в их числе. Мы получаем, конечно, не великие деньги, но сумма за учебный год вполне покрывает расходы на языковую школу и книги.

5 К детям на семейном обучении педагоги во время аттестации относятся предвзято.

Не могу сказать, что есть такая тенденция. Здесь лучше говорить о том, что есть учителя, которые предвзято относятся и к школьникам, и к хоумскулерам — без разницы, где учится ребёнок. И есть те, кто непредвзят и объективен по отношению к детям.

Нам не встречался ни один учитель, который занижал бы оценку или требовал больше от моего ребёнка, чем от ребят, которые учатся в классе. Также я не могу сказать, что есть учителя, которые менее требовательны к ребёнку только потому, что он не учится в школе.

6 Образование на дому под силу только родителям, у которых есть склонность к педагогике.

Не могу сказать, что у меня есть склонность к педагогике. Я не получала педагогическое образование, равно как и большинство моих знакомых, которые забирают детей на семейное обучение в Перми, других городах и даже странах, где живут русскоговорящие семьи. Более того, не у всех таких родителей есть даже высшее образование.

На семейное обучение ребёнка могут взять, прежде всего те родители, которые готовы в большой степени быть вовлечены в его жизнь и взять ответственность за весь образовательный процесс.

7 Часть предметов на домашнем обучении освоить нереально — а как же химические и физические опыты или физкультура?

Это не так легко, но реально. Есть огромное количество секций и организаций, которые помогают детям проходить весь учебный процесс. В Перми тоже таких немало. Например, мой ребёнок полгода проходил курс физики в «Кванториуме» и не только в теории, но и на практике. В конце они создали и запустили собственные ракеты.

С физкультурой всё ещё проще. Подавляющее большинство детей на семейном образовании заниматся спортом. Без посещения школы у ребят освобождается много времени, которое можно пустить на различные активности. Это могут быть секции, бассейн, лыжи и т.д.

Да, могут возникнуть сложности со сдачей конкретных дисциплин в школьной программе: например, бегает ребёнок хорошо, а лыжи ему даются не очень. Но мы расставляем приоритеты и понимаем, что наличие «пятёрки» в аттестате ещё не значит, что у ребёнка хороший опыт и знания по всему предмету.

8 Дома ребёнок будет осваивать школьные знания через онлайн-уроки и проводить много времени перед монитором, это испортит ему здоровье.

Если говорить о количестве времени, которое он проводит у экрана, то есть разные варианты. Вопрос в том, какие из них выбирает родитель. Можно проходить аттестацию онлайн, а остальное время учиться без компьютера. Можно брать обучение в онлайн-школе, тогда ребёнок 3-4 урока находится за монитором. В нашей семье часть обучение проходит онлайн, частично я занимаюсь с сыном сама, частично он сам изучает материал по книгам.

Читать еще:  Проведение энергетических обследований обучение

9 От обучения на дому мало толку, если ребенок захочет поступать в вуз — там всё равно придётся ходить на лекции и семинары.

Обучение в школе сильно отличается от учёбы в вузе, где уже не нужно изучать все дисциплины, а можно посвятить себя тому, что интересно. Перспектива университетских лет нас не пугает. Я знаю, что ребёнок будет учиться там, где он захочет. Любопытно наблюдать, как сейчас формируются сферы, в которых сын чувствует себя уверенно, где ему интересно, как он понимает, чем он хотел бы заниматься.

Могу сказать, что далеко не все хоумскулеры получают высшее образование. Многие находят себя и начинают зарабатывать деньги ещё в школе. Знаю примеры, как ребята в восьмом-девятом классе начинают давать уроки онлайн по математике, программированию или учат собирать Кубик Рубика. И без высшего образования они уже знают, чем заниматься, а иногда и уже начинают зарабатывать деньги тем, что им по душе.

Кроме того, мы видим тенденцию к тому, что крупнейшие вузы запускают онлайн-образование, дают доступ к своим основным курсам и идут к тому, что получить высшее образование можно будет, не посещая лекции.

Здесь у детей огромное пространство для выбора.

10 Домашнее обучение подходит не для всех семей.

Оно подходит не для всех родителей, я бы так сказала. Думаю, нет такого ребёнка, который не смог бы освоить программу не в школе, а где-то ещё: с репетитором или родителями. Но есть родители которые или из-за рабочего графика или определённого склада характера не готовы вкладывать в обучение ребёнка свои силы и время. Такой семье в меньшей степени подходит домашнее образование.

Здесь есть очень важный момент — родители должны быть готовы к самоорганизации. Я знаю примеры, когда люди пишут в соцсетях: «Семейное образование — полная чушь, у нас ничего не получилось». Но так происходит, когда родители не смогли организовать этот процесс.

И здесь есть крайности, почему так случается. Некоторые родители хотят «заорганизовать» ребёнка и построить семейное обучение на примере школьного. Конечно, это им быстро надоедает, потому что в школе это готовые программы, которыми занимаются разные педагоги, а родитель должен охватить всё сам, один. Другой вариант — когда родители абсолютно не склонны к самоорганизации и всё пускают на самотек. А самостоятельность ребенка формируется далеко не в первом и даже не пятом классе, и контролировать обучение сам он не может. А если ребёнок не сдаёт аттестацию дважды, он обязан вернуться в школу и учиться со всеми детьми.

Поэтому при семейном образовании у родителей должна быть здоровая склонность к самоорганизации, и стоит идти каким-то средним путём. А если это чувство ответственности за обучение будет вдохновлять родителей, у любого ребёнка не будет никаких преград для того, чтобы учиться вне школьных стен.

Уведомления

Мы добавили смайлики в комментарии

Мы сообщим вам, когда на ваш комментарий ответят

Мы сделали кнопку «Все новости»

Все новости

В полиции Прикамья пояснили, почему нельзя верить SMS о штрафах за нарушение карантина

В церковь — в маске. Как в пермских храмах отметили Вербное воскресенье во время пандемии коронавируса

Вы нарушили режим самоизоляции, платите: мошенники придумали новый способ разбогатеть на коронавирусе

В числе новых заразившихся коронавирусом в Прикамье — один ребенок и четыре медика

В Прикамье еще 15 человек заразились коронавирусом

Больше двух тысяч человек за сутки заразились коронавирусом в России

Когда же это закончится? Как выйти из состояния, когда кажется, что самоизоляция — это навсегда

Один дома: как пережить изоляцию в одиночестве и не сойти с ума

Ситуация на 12 апреля: в Пприкамье выявлены еще 15 зараженных коронавирусом, среди них — врачи и ребенок

Спрашивали? Отвечаем! Как оформить документы онлайн и поехать туда, куда нельзя

Самолет рейса Москва — Пермь проверили после сообщения о бомбе

Вылечившиеся от коронавируса пациенты могут быть заразными до пяти недель

Школьники и студенты Прикамья будут учиться дистанционно до конца самоизоляции

Шенгенскую зону могут закрыть до осени из-за коронавируса

Двоих пермяков оштрафовали за нарушение самоизоляции. Они зашли в магазин не по месту жительства

В России еще 1667 человек заразились коронавирусом

Двое пермяков пытались через суд оспорить госпитализацию из-за коронавируса

Главный санитарный врач Прикамья подписал новое постановление. Публикуем важное

Пермская компания Promobot будет производить человекоподобных роботов на Дальнем Востоке

В последний вагон: почему женщины торопятся рожать, а в итоге становятся несчастными

Нет гантели? Возьми кота: 8 простых упражнений для похудения на самоизоляции

Ситуация с коронавирусом в Перми на 11 апреля: школьники будут учиться из дома до конца самоизоляции

Спрашивали? Отвечаем! Когда уже закончится эта пандемия

Врачи «на связи»: в Перми можно получить бесплатную онлайн-консультацию стоматолога и терапевта

Ненецкий автономный округ пал. В России осталось только два региона, где нет коронавируса

В пермской МСЧ № 133 закрыли отделение, где работала сотрудница, заразившаяся коронавирусом

«Это наша русская Ухань!» Как в больнице Уфы коронавирусом заразились 170 человек

Врачей пермской детской больницы попросили уйти в отпуск. С оплатой или без — медработники решают сами

Дмитрий Рыболовлев пожертвовал в пермский фонд борьбы с коронавирусом 80 миллионов рублей

В аэропорту Большое Савино самолет Пермь — Москва проверяют из-за сообщения о бомбе

Мишустин расширил помощь ипотечникам

В Перми у пассажиров вагона поезда возьмут анализы из-за попутчицы с подозрением на коронавирус

Сидите в самоизоляции, а батареи дома шпарят? Рассказываем, куда жаловаться пермякам

В Перми выписали еще семь пациентов, вылечившихся от коронавируса

Что такое пропуск по QR-коду и как это работает? Рассказываем на примере Нижнего Новгорода

Страдающая инфекционка — почему новую больницу в Перми не построили еще 50 лет назад?

В Уфе 170 врачей и пациентов одной больницы заразились коронавирусом

«Никакой больше дискриминации»: сайты госорганов проверят на удобство для инвалидов

«Наташ, ты спишь?» Мемы с котами стали хроникой смутных времен

Жизнь без школы. Почему пермские семьи переходят на семейное обучение. Две истории

Мы поговорили с родителями, чьи дети получают семейное образование

Семейное образование подразумевает самостоятельное изучение предмета, в котором, конечно, помогают и родители

Фото: Сергей Федосеев

Очередное лето закончилось, и дети вновь садятся за школьные парты. Однако не всем придется рано вставать, носить форму и выходить к доске. В Перми есть дети, которые находятся на семейном обучении — когда ребенок не ходит в школу. Оказывается, так тоже можно. Мы поговорили с родителями, которые решили не отдавать своих детей в обычные школы. Заодно мы узнали о плюсах и минусах такой формы обучения, как проходят занятия у детей и как вообще перейти на семейное образование.

Сын Полины Путяковой Андрей уже год не ходит в школу, сейчас ему 13 лет, и в этому году он пошел в шестой класс. Во время зимнего карантина Полина увидела, как ее сын может весь день просидеть за заданиями, которые дали в школе, и поняла, что он может заниматься самостоятельно, его не надо контролировать. Тогда впервые появилась мысль о семейном образовании. Спустя полгода, когда последние силы и у нее, и у ребенка отняли весенние экзамены, она решила предложить Андрею заниматься дома.

— В той школьной системе, которая сейчас существует, много изъянов. Я бы назвала это системным кризисом. Эти громкие случаи с цветом волос, с разными баллами у мальчиком и девочек, с объединением школ. Это из глобального, — Полина объясняет, почему они приняли такое решение. — Еще ему не подходил режим. Было тяжело рано вставать, приходить в школу, и все это по звонку. Он уставал. Приходил из школы и падал спать. А еще уроки. Домашнее задание делал лишь бы отвязаться, а не понять, мотивации не было. Уже ни на какие кружки сил не было. Он говорил: «Я хочу, но не могу».

Как перестать ходить в школу и с чем потом придется столкнуться?

Закон об образовании гласит, что родители имеют право сами выбрать форму обучения детей. Поэтому перейти на семейное обучение несложно — нужно написать заявление о переходе и отнести его в департамент образования (или школа может сама его передать). Этот процесс может занять максимум неделю, но в случае Полины все было готово через полчаса, так как школа сама передала все данные.

Полина отмечает, что главная сложность при переходе на семейное обучение — найти школу, к которой можно прикрепиться для прохождения аттестации.

— Мало у кого [из школ] есть такой опыт. А когда нет опыта — они боятся, потому что несут ответственность за ребенка — рассказала Полина Путякова. — Они не знают, что за семья и будут ли они ребенка учить. Вдруг родители просто идут на поводу у ребенка, который хочет сидеть перед телевизором?

Если удалось найти школу, важно договориться с учителями об удобном режиме аттестации. Сдавать экзамены могут предложить каждую четверть по всем предметам — так школе легче контролировать процесс. Однако Полина считает, что так теряется суть семейного обучения, теряется свобода. Еще важно спросить у педагогов о форме проведения аттестации, попросить тесты и задания — они могут остаться с прошлых лет. Так ребенку будет проще готовиться. Аттестации Андрея не пугают.

— Стресса нет. Насколько он был в напряжении, пока учился в школе, настолько он сейчас расслаблен. Даже перед аттестациями. С учителями повезло: к нему относились как ко взрослому, к студенту, который идет сдавать экзамен, — рассказывает мама Андрея.

Также можно сдавать экзамены не только в школе, а дистанционно с помощью специальных сервисов, которые затем передают результаты в школу. При таком варианте есть один минус — он платный, стоимость прохождения аттестации за год может доходить до 20 тысяч рублей.

Сам выбирает, когда будет заниматься

На учебу у Андрея ежедневно уходит по три-четыре часа, что не сравнится с семью уроками в школе, а ведь еще домашнее задание после уроков пришлось бы делать. Остальное время у мальчика занимают кружки и походы на выставки. Андрей интересуется дизайном и искусством, однако в школе этот интерес не могли поддерживать. С математикой было бы проще.

Читать еще:  Обучение в йельском университете

За год семейного образования Полина и Андрей стали ближе

Фото: Сергей Федосеев

Мальчик сам выбирает, когда будет заниматься, обычно это утренние часы. Но могут быть дни, когда хочется поспать подольше, и тогда время занятий передвигается в зависимости от других планов на день, например кружков. Такой режим нравится и Полине, и Андрею.

— Это проще для всех. И для ребенка, и для меня, — говорит Полина. — Это более комфортно: тебя никто не поднимает, пока ты спишь, работаешь в своем ритме. В классе же никто не остановится для тех, кто не понял. А тут план просто сдвигается на один день, ничего страшного. Да и много способов получения знаний. Если я тут не пойму, я пойду лекцию посмотрю на ту же тему, но в другом изложении. Я вижу, что знания и оценки стали лучше. Он стал более самостоятельным и уверенным в себе.

В школе дети изучают предметы параллельно. Андрей и Полина выбрали другой метод — блочный, они сдают предметы по порядку. Если направить все силы на один предмет, то половину учебника, например, биологии или литературы можно пройти за две недели. На эти две недели мама расписывает план на каждый день, по которому будет заниматься Андрей. Обычно это чтение параграфа и ответы на вопросы после него или письменные упражнения. Вечером мама проверяет выполненные задания, а если возникают трудности, то они вместе ищут ресурсы, чтобы лучше разобраться в теме.

«Образование семейное не потому, что он дома сидит, а потому, что вся семья участвует»

Жизнь этой семьи изменилась за год семейного образования, мама и сын сблизились, говорит Полина.

— Литературу надо объяснять. У нас тогда началась литература XX века — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Он читает и не понимает, почему именно Смоленщина, а не Московская область, к примеру. История страны — это немного абстрактно, история семьи — другое. Я рассказала, что моя бабушка жила там, на Смоленщине. И туда, в Смоленскую область, фашисты быстро дошли, армия не была к этому готова. Мне нравилось с ним разговаривать. Я видела, как он проникается этим и между нами укреплялась связь. За этот год мы стали ближе. Образование семейное не потому, что он дома сидит, а потому, что вся семья участвует.

Семейное обучение не означает, что ребенок все время находится дома. Он может ходить и на кружки, и в библиотеку, чтобы самостоятельно изучать предмет

Фото: Сергей Федосеев

Семейное образование это и не тогда, когда ребенок сидит дома без общения с другими ребятами. Когда Полина решила перевести ребенка на такое обучение, серьезно задумалась о выборе кружка. Ведь Андрею нужно будет такое место, где встреча будет связана с общением и работой в коллективе. Тут моделирование уже не подойдет. Этот вопрос тоже волновал Андрея, и теперь он записан в скаутский отряд и ходит в походы.

— Когда предложила ему дома учиться, спросил: «А как же общение?» Я ответила: «У тебя будет много кружков, и там будет много ребят». Он сказал: «Ну ладно» — и больше ни одного вопроса не задал, — вспоминает Полина.

На семейном образовании с первого класса

Есть и другой пример. Саша на семейном обучении с первого класса, и в этом году он идет во второй класс. Мама Саши Ольга рассказала, почему отказалась от обычной школы:

— Присматривать школу я начала года за три, — рассказала Ольга. — И с ужасом для себя обнаружила, что те, кто хочет поступить в элитные школы, начинают готовиться не за три года, а раньше. Тогда поняла, что мы уже опоздали. Я посмотрела на все это изнутри. И такое натаскивание еще до школы мне показалось противоестественным. Походила по школам в округе, и душа нигде не откликнулась. Потом случайно в социальных сетях узнала про возможность семейного образования. Сначала для меня это как-то дико было. Потом читаю-читаю, вроде принимаю.

Поскольку Саша еще учится в младшей школе, с ним надо заниматься. Поэтому он ходит в семейную школу. Она похожа на обычную, но детей в классе не 30, а семь или даже меньше. Школьной формы там нет, а уроки начинаются в 10:00, что дает ребенку возможность высыпаться. Занятия у Саши обычно заканчиваются в два часа. Потом, когда Саша подрастет, Ольга хочет перевести его на самостоятельное обучение.

Саша очень старается — чуть на стол не залез

Фото: Личный архив Ольги

Саша впервые побывал в обычной школе на аттестации, которая проходит раз в четверть. Она его не впечатлила — слишком много шума и людей. Однако Ольга хоть и рада такому выбору для своего ребенка, все еще чувствует сомнения.

— Был страх принять решение и взять на себя ответственность, — вспоминает Ольга. — Еще остаются сомнения по поводу того, что мы не совсем часть системы. Немного напрягает отношение в школе [по прописке]. Думают, что мы бездельничаем.

Страх школ в таких случаях вполне обоснован — вдруг и правда пустят все на самотек? Но это из-за неопытности, ведь таких детей на семейном образовании единицы.

Ранее мы делали подборку детских кружков, которые не назовешь обычными, и вели онлайн-трансляцию с Дня знаний в Перми.

Дети в Прикамье смогут учиться дома, а их родители — получать за это компенсацию

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

В Интернете народ обсуждает, что по аналогии с «Маминым выбором» теперь можно будет учить детей дома, а государство будет компенсировать родителям затраты на ребенка. Около 30 тысяч рублей в год.

Первая же мысль: неужто теперь всякие асоциальные семьи заберут своих чад из школ и, бросив детей на самотек, будут пропивать деньги? Министр образования Пермского края Раиса Кассина в беседе с корреспондентом «КП» опровергла подобные предположения и рассказала о проекте «Семейное образование».

При каких условиях можно перевести ребенка на домашнее образование?

Проект «Семейное образование», который сегодня разрабатывается в краевом министерстве образования, предполагает, что родители, не желающие, чтобы их ребенок обучался в общеобразовательной школе, могут забрать его на домашнее обучение. В Пермском крае уже реализуется проект «Мамин выбор», согласно ему родителям, которые предпочли детскому саду домашнее воспитание своих чад, выплачивается ежемесячное пособие — 5 тысяч рублей.

— Проект «Семейное образование» — не наша придумка, домашнее обучение детей с компенсацией затрат гарантирует Федеральный закон «Об образовании», просто в Пермском крае этот пункт закона пока не работал, — рассказывает Раиса Кассина.

По словам министра, любой родитель может забрать своего ребенка на домашнее обучение, только перед этим он должен обосновать перед школой, что это необходимо и что ребенок получит равноценное школьному образование. В таком случае между родителями и школой заключается договор, где прописаны стандарты образования, которые должен получить ребенок, и сроки его аттестации. Проверять, усвоило ли чадо азы науки на дому, могут раз в неделю, раз в месяц или раз в четверть — все это тоже будет оговорено в договоре. Если же учителя усомнятся, что родители смогут дать ребенку дома полноценное образование, они могут отказать в домашнем обучении.

— Таким образом, раздутое в прессе предположение, что разные маргинальные личности тут же заберут детей из школы, а деньги на их обучение начнут тратить на свои нужды, несостоятельно, так как учителя оценивают, кому отдавать ребенка на индивидуальное обучение, а кому — нет, — говорит Раиса Кассина.

Кто стремится дать детям домашнее образование?

— Не скажу, что очень много родителей хотят забрать детей из школы на домашнее обучение, но такие семьи есть, — продолжает министр.

Во-первых, это семьи, где дети по болезни не могут посещать школьные занятия наравне со сверстниками. Вторая группа — глубоко религиозные семьи.

— Есть, например, семьи священнослужителей, — рассказывает Раиса Кассина. — Они хотят дать своим детям религиозное воспитание. Почему нет — это их право.

В основном, по словам министра образования, семьи, желающие обучать ребенка дома, очень интеллигентные, родители — с высшим образованием. Вот такие интеллигентные семьи, особенно если они проживают в глубинке, составляют третью группу лиц, радеющих за проект «Семейное образование».

— Есть одна семья, которая проживает далеко в крае, там отец — кандидат физических наук, а мать — филолог. Они рассуждают, что дадут своему ребенку воспитание лучше, чем в сельской школе, и это вполне понятно, — рассуждает Раиса Кассина.

Сколько «стоит» ребенок?

Подушевое финансирование школьников в образовательном учреждении предполагает, что, когда ребенок уйдет на домашнее обучение, государство будет платить деньги его родителям, чтобы те могли оплачивать частных педагогов. В среднем по Пермскому краю эта цифра около 30 тысяч рублей в год, однако для каждого муниципалитета она будет разной.

Предполагается, что после принятия целого ряда подзаконных актов забрать ребенка со школьной скамьи на домашнее обучение можно будет уже с 1 сентября этого года.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Павел МИКОВ, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

— Важно понимать, что ребенок получает в школе не только знания, которые он может приобрести и в процессе самообразования, но и проходит процесс социализации — общается со сверстниками.

Не хотелось бы, чтобы явление семейного образования стало массовым. Достаточно вспомнить проект «Мамин выбор», когда в нашем обществе появился нарицательный термин «дети-маугли».

Родители стали массово забирать детей из детских садов, а деньги, которые выделяются на домашнее воспитание чад, стали использовать в качестве средства для жизни. Не хотелось бы, чтобы в случае с проектом «Семейное образование» произошла аналогичная ситуация. Необходим контроль над выделяемыми на детей деньгами, а в случае, если ребенок не проходит аттестацию, его необходимо возвращать на очную форму обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector