Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Домашнее обучение школьников

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Домашнее обучение в школе — что это такое и как перейти

Законодательно закреплено право человека на получение среднего образования. Это означает, что любой ребенок, не зависимо от его национальности, вероисповедания, половой принадлежности, а также физических возможностей, должен иметь доступ к образованию. То есть даже при невозможности посещать обычную школу, дети обязаны обучаться. Часто выходом из данной ситуации становится домашнее обучение в школе, но о том, что это такое, знают далеко не все. При наличии проблемы, когда малыш не может посещать занятия, родители начинают искать альтернативу учебе в школе.

Что такое домашнее обучение в школе?

Существует несколько видов получения образования в домашних условиях, из которых можно выбрать наиболее приемлемый вариант для конкретного ребенка. Все они регулируются на законодательном уровне.

Официальное название и понятие

Домашним обучением называют особый способ получения образования. Его особенность – изучение общеобразовательных дисциплин вне школьных стен (например, дома, в медицинских учреждениях или специализированных образовательных центрах). То есть ребенок изучает все важные предметы (математику, язык, литературу, физику и другие), получает учебники, пишет контрольные работы, но при этом не посещает школьные занятия.

Необходимые знания он может получать от родителей, приглашенных педагогов или занимаясь самостоятельно.

Каким законом регулируется?

В России возможность получения надомного школьного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2019 года. Данный законодательный документ определяет, что образование в РФ может быть получено 2 способами:

  1. В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Это государственные и частные школы, а также профильные учебные заведения разного уровня аккредитации.
  2. Вне таких организаций. Это может быть семейное или самообразование.

В других случаях возможно также семейное обучение. Оно осуществляется вне школы и возможно по желанию обучающихся в случае согласия их законных представителей (родителей, опекунов).

Виды обучения

Имеется несколько вариантов учебы на дому. При этом ученик или его родители выбирают наиболее подходящий вариант:

  1. Учеба в семье. Ее главная особенность – курирование учебного процесса родителями или другими взрослыми членами семьи. При этом ученик осваивает программу школы, не посещая ее. Школьные предметы преподают сами родители или приглашенные учителя.
  2. Домашнее обучение с частичным посещением школьных занятий. Такой вид подходит для детей, которые часто находятся на лечении в медицинских учреждениях. То есть, ученик школы может посещать занятия по возможности.
  3. Школьное надомное обучение. Это вид учебы, когда с ребенком занимаются школьные учителя на дому – преподают дисциплины, осуществляют проверку знаний, проводят аттестации.

Он разработан для людей с ограниченными возможностями.

  • Дистанционное обучение. Такой способ хорош для ребят, которые находятся далеко от школы. Для его осуществления необходим компьютер и доступ к интернету.
  • Экстернат. Этот вариант предназначен для детей с высокими интеллектуальными способностями. Обучение они проходят сами, появляясь в школе лишь для сдачи экзаменов (часто на несколько лет вперед).
  • Преимущества и недостатки обучения в настоящее время, по отзывам родителей

    Получение образования на дому имеет ряд преимуществ, а также недостатков. Из плюсов следует выделить:

    1. Возможность детей с ограниченными возможностями обучаться в обычной, а не специализированной школе.
    2. Дети не отстают от школьной программы, если долгое время отсутствовали на занятиях по причине нахождения на лечении или реабилитации.
    3. Удобный график.
    4. Снижение риска влияния плохой компании сверстников.
    5. Нет принуждения со стороны учителей.
    6. Возможность углубленного изучения любимых предметов.
    7. Снижение риска общего ухудшения физического здоровья или психического состояния.
    8. Возможность ускоренного прохождения школьной программы.

    К тому же надомное обучение является нестандартным. Поэтому подходит для особенных детей. Но такой вариант образования имеет и недостатки:

    • вся ответственность ложится на плечи родителей;
    • нет жесткой дисциплины (для некоторых детей это плюс);
    • возможность появления комплексов;
    • отсутствие некоторых предметов (физкультуры, музыки, ОБЖД);
    • плохая социализация из-за отсутствия общения со сверстниками;
    • недостаточный багаж знаний родителей (соответственно – низкий уровень образования детей);
    • недобросовестное обучение учителями-надомниками (вследствие отсутствия материальной или личной мотивации).
    Читать еще:  Декораторское искусство обучение

    Определить, как действует данная система на практике, помогают отзывы родителей, которые сталкивались с ней в отношении своих детей. Вот некоторые из них:

    Анна, Ростов-на-Дону: «Для своего сына я оформила домашнее обучение. Причина – неврологические особенности. Первые 2 года он учился в школе, но все время возникали проблемы. Это отражалось на его оценках. Пытались наладить контакт с учительницей, но не получилось. Теперь осваиваем основные предметы дома по школьной программе. Но по таким предметам, как пение, рисование и физкультура, нет аттестации».

    Валентина, Питер: «Сейчас обучением дома никого не удивишь. Родители часто идут на поводу у детей и оставляют их учиться дома, даже если нет медицинских показателей. С моей дочкой в класс ходит девочка, которая до 5 класса обучалась дома. Все уроки ей преподавала мать, педагог по образованию. Девочка вроде не глупая, но очень замкнутая. Как по мне, здесь сказались годы, проведенные дома без общения со сверстниками».

    Андрей, Москва: «Наш сын отличается от других детей. Он психически нормальный, очень сознательный, но обучение в школе не задалось – возникали разногласия с учителями. Они называли его тугодумом, а по математике были сплошные двойки. Попробовали экстернат. Все изменилось, а математика стала любимым предметом. Единственный минус – меньше стимулов, чем в школе».

    Как перейти и что для этого нужно?

    Чтобы перейти на такой вид учебы, необходимо выполнить определенный алгоритм действий.

    Когда ребенка стоит перевести на такое обучение?

    Существует множество причин, по которым ребенка переводят на домашнее или семейное обучение. Самые распространенные из них:

    1. Невозможность посещения школы в связи с тяжелой болезнью или инвалидностью.
    2. Постоянное пребывание в условиях стационарного лечения или периодическое прохождение реабилитаций.
    3. Наличие у ребенка увлечения, которое впоследствии может стать его профессиональной деятельностью (занятие тем или иным видом спорта, творческая деятельность – пение, музыка, танцы, рисование).
    4. Наличие проблем с учителями или сверстниками.
    5. Высокий уровень интеллектуальных способностей ученика.
    6. Постоянная смена школ в связи с частыми переездами родителей, что негативно сказывается на ребенке.
    7. Нежелание родителей, чтобы их ребенок обучался в определенной школе по моральным, идеологическим или другим причинам.

    Алгоритм перехода

    Алгоритм действий для перевода ребенка на обучение в домашних условиях практически всегда одинаковый:

    1. Для начала следует определиться с видом надомного обучения.
    2. Если перевести нужно ребенка-инвалида, то родители должны собрать требующийся пакет документов (медицинские заключения, справки).
    3. Если ответ комиссии будет положительным, то следует написать заявление на имя директора выбранной школы.
    4. Составление рабочей обучающей программы. При этом будут выбраны преподаватели, которые смогут проводить индивидуальные занятия дома.

    Заявление о переходе на индивидуальное обучение

    Если у ребенка нет проблем со здоровьем, мешающим ему посещать школу, для перехода на надомное обучение достаточно заявления. После этого собирают комиссию, на заседание которой приглашается ребенок и выносится окончательное решение. Ниже приведена примерная форма заявления.

    Обучающие программы и условия

    Индивидуальный план домашнего обучения составляют на основе учебного плана школы, к которой прикреплен ученик. При этом учитываются медицинские рекомендации и санитарные требования, а также индивидуальные особенности учащегося.

    В программу обязательно включаются основные предметы, указывается минимальный перечень контрольных и практических работ, сроки проведения аттестаций. Такой план занятий утверждается распорядительным актом директора школы.

    Как проверяются знания школьника?

    Проверка знаний обучающихся по школьной программе на дому происходит так же, как и в школе, к которой они прикреплены. В индивидуальном плане ребенка указывается перечень необходимых контрольных и практических работ. Их могут проводить учителя на дому или в режиме онлайн. Также надомные ученики обязаны проходить аттестации.

    Домашнее обучение вместо школы: кому подойдёт и как устроено

    «Мам, можно я не пойду сегодня в школу?» — спрашивали мы однажды утром, особо не надеясь на положительный ответ. Современным детям повезло больше: родители теперь могут выбрать для них домашнее образование. Но многие продолжают сомневаться, так ли это эффективно и не вредно ли для ребёнка. Разбираем варианты, плюсы и минусы.

    В этом году, по данным «МК», более 100 тысяч российских детей не пошли 1 сентября в традиционные школы, а председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находятся 10% учащихся. В качестве основной причины родители называют низкое качество школьного обучения, распространённые случаи агрессии со стороны сверстников и, увы, учителей. Но не ходить в школу — не значит не учиться. Давайте разбираться вместе.

    Варианты домашнего обучения

    Сейчас в России существует два вида обучения вне школы:

    Дистанционное (заочное) — школьное обучение «на расстоянии» с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Не считается отдельным видом обучения, это просто заочная форма, при которой занятия с преподавателем проходят по видеосвязи, а выполненные задания ученик передаёт в электронном виде. При этом аттестация проводится очно. Такой формат используют в государственных школах для обучения детей в отдалённых регионах, детей с проблемами со здоровьем, а также в частных платных школах.

    Семейное, самостоятельное — отдельная форма внешкольного образования, при котором вся ответственность ложится на плечи семьи или ученика-старшеклассника. Здесь тоже несколько вариантов:

    • Хоумскулинг — ученик всё равно должен быть прикреплён к учебному заведению, но только для прохождения аттестаций, весь процесс обучения родители организуют самостоятельно.
    • Анскулинг — ученик не прикрепляется к школе и не сдаёт аттестации, вплоть до ОГЭ в 9 классе.
    • Альтернативные школы — это могут быть как офлайн-школы различных систем и методик, так и онлайн-школы. Ученик там проходит обучение, там же сдает аттестации.

    По законам РФ, родители ребёнка несут ответственность за его среднее образование, но могут выбирать любой формат обучения.

    Как организовать домашнее обучение

    Чтобы перевести ребёнка из обычной школы на домашнее обучение, родителям необходимо отказаться от стандартной формы образования, подав специальное заявление. Форму можно скачать в интернете или попросить в администрации школы.

    Ребёнку на домашнем обучении всё равно придётся проходить аттестации. Родители могут заключить договор со своей школой на условиях экстерната, либо найти другую школу, имеющую соответствующую лицензию, с удобным графиком аттестаций. Чтобы получить домашнее образование, можно:

    • обучать ребёнка своими силами;
    • помочь ученику 9–11 классов учиться самостоятельно;
    • заниматься с преподавателями школы очно и онлайн;
    • обратиться к репетиторам.

    На сайте Tutor.ru опросили родителей, дети которых получают образование вне стен школы, какой вариант предпочли они. Большинство мам и пап младших школьников либо занимаются с малышами самостоятельно, либо обращаются к репетиторам. В этом возрасте ребёнку, как правило, сложно заниматься онлайн, поэтому чаще всего преподаватель приезжает домой. Мама при этом получает бонус — несколько часов свободного времени.

    Критерием выбора репетитора для младшего школьника обычно выступает доверие к преподавателю, его способность наладить общий язык с ребёнком, привить навыки усидчивости и умение сосредоточиться на занятиях. Но наши наблюдения показывают, что среди молодых родителей постепенно увеличивается спрос на онлайн-обучение. Это представители поколения Z, «люди с кнопкой на пальце», уже ставшие родителями.

    Чем старше ребёнок — тем выше требования к репетитору. Подход меняется: нужен профессионал, готовый работать на результат, развивать способности и давать знания за рамками школьной программы. Такие преподаватели всё чаще работают через интернет — это позволяет как минимум экономить время. Уже появились преподаватели, специализирующиеся только на онлайн-обучении.

    Онлайн-обучение: преимущества

    1. Доступ к лучшим профессионалам

    Если в двух столицах достаточно частных репетиторов высокого уровня, то в городах поменьше с этим зачастую возникают проблемы. Особенно если ребёнок участвует в олимпиадах или собирается поступать в престижный вуз. Онлайн стирает границы между городами и даже между странами. Вы сможете учиться у «своего» преподавателя, даже если зимуете на полюсе.

    2. Экономия времени и денег

    • Не надо никуда ехать, достаточно включить компьютер, ноутбук или планшет.
    • Не надо покупать форму, ученик на занятии может присутствовать в любой комфортной одежде.
    • Не надо тратить время на дорогу в школу и обратно, а также деньги на проезд.
    • Канцелярских товаров требуется меньше.

    3. Психологический комфорт

    • Индивидуальный темп занятий.
    • Уровень обучения может быть значительно выше школьного.
    • Занятия идут из дома, из любимого кресла, за любимым компьютером или оттуда, где комфортно в данный момент.
    • Не нужно общаться с теми, с кем не хочется общаться.
    • Ребёнок не узнает, что такое буллинг и «нелюбовь» учителя.

    4. Полная свобода

    • На домашнем обучении, особенно при работе через онлайн-каналы, вы спокойно можете уехать на «зимовку», в отпуск или отправить ребёнка к бабушке.
    • Это отличный выход, если ребёнок серьёзно занимается спортом или творчеством и редко бывает свободен.

    Онлайн-обучение: недостатки

    1. Социальная изоляция

    Действительно, общение через интернет вряд ли заменит реальные контакты со сверстниками, ведь именно с помощью общения ребёнок получает свой личный жизненный опыт.

    Как избежать. Старайтесь сделать так, чтобы ребёнок часто общался со сверстниками — во дворе, в дополнительных кружках. Следите, чтобы у него были друзья, с которыми он проводит достаточно времени.

    2. Отсутствие самоорганизации

    Такое бывает. Если школьников окружает мощная система контроля — от родителей до пропускной системы с оповещением, — то на дому ученикам приходится самостоятельно организовывать себя, и не всегда это происходит успешно.

    Как избежать. Лучше как можно раньше начинать учить ребёнка самостоятельно организовывать своё время, и главным фактором будет ваш пример. Если вы твердите, что нужно учиться, а сами всё свободное время проводите на диване за просмотром сериалов, то ребёнок тоже полюбит «филонить».

    3. Сложности с восприятием информации

    Школьникам младших классов бывает трудно удерживать внимание и учиться только через учебники и экран монитора. Особенно часто с этим сталкиваются преподаватели иностранных языков.

    Как избежать. Если ребёнок учится только по текстовым материалам и урокам без привлечения преподавателя, стоит попробовать занятия с репетитором индивидуально или в группе, либо пройти очные курсы для закрепления навыков. Младшие школьники очень хорошо реагируют на совместные занятия с родителями, интерактивные методики. Если ребёнку сложно высидеть определённое время, стоит попробовать сократить время урока. На домашнем обучении это возможно.

    Читать еще:  Профессиональная переподготовка врачей дистанционное обучение

    Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую

    За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?

    Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.

    «Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»

    Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.

    Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса. Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег. Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.

    К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.

    На надомном обучении

    Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение. На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума. Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.

    На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами. С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал. Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.

    «И вновь продолжается бой»

    Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.

    Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.

    Хватит!

    Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.

    Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа.

    И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.

    После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.

    Свободное плаванье

    Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, ничего особо никому не объясняя. Достаточно подать заявление в соответствующие инстанции, и со следующего дня за образование своей детки отвечаете вы и только вы.

    Что дальше? Я понимала, что к более-менее самостоятельному обучению мой сын не готов, да и я не успеваю настолько вникнуть в процесс, чтобы взвалить на себя программу 6-го класса в полном объеме. Поэтому мы посмотрели, что предлагают различные школы дистанционного обучения, и прикрепились к одной из популярных онлайн-площадок.

    О нашем «уходе» из школы скоро узнали все. «Как ваше домашнее обучение?» — ехидно спрашивали знакомые. А я отмалчивалась, ведь не могла же я им сказать, что понятия не имею, ведь делать выводы было еще рано. Да, ребенок начал высыпаться, я перестала делать план ближайшей аптеке по продаже пустырника и валерианы, собака, проводившая дни под кроватью в поисках тихого уголка, вышла к людям. Но ведь переводились мы не ради этого!

    В чем подвох?

    Променяв реальную школу на виртуальную, сын был в восторге. Поначалу. Затем новизна схлынула, а необходимость учиться осталась. И вместо мамы — палочки-выручалочки рядом с ним оказалась мама — директор домашней школы. Сказать, что плохо объяснили, уже было нельзя. До ребенка начало доходить, что в школе он еще мог как-то ускользнуть от внимания преподавателей, а вот дома он центральная, она же единственная фигура на этой сцене.

    Серьезным камнем преткновения стали уроки математики: в онлайн-школе предмет этот изучался строго по программе, домашние задания давались крохотные. При этом именно алгебра была сильной стороной сына. Пока мы не «сошли с рельсов», ему даже удалось несколько раз выиграть школьную олимпиаду. Теперь же он считал, что «сделал дело — гуляй смело», и взваливать на себя дополнительную нагрузку в освободившееся время не планировал.

    Одновременно с этим я поняла, что нам стало тесно в рамках онлайн-школы. На некоторых уроках сын продолжал киснуть от скуки, и я, прислушиваясь к происходящему, была с ним согласна: тоска-а-а! При этом в соцсетях, на каналах и в группах я видела ссылки на увлекательные лекции, оригинальные методические материалы, книги и пособия. Лиха беда начало: окончив год в онлайн-школе, продлевать абонемент мы не стали.

    А что сейчас?

    За лето я составила сыну программу, которой мы следуем, взяв целиком на себя историю и литературу, а английский отдав на откуп мужу. Остальные предметы мы «набрали» с бору по сосенке, руководствуясь способностями и восприятием нашего ученика. Так, физику он «слушает» в одной школе, биологию и обществознание — в другой, алгеброй и геометрией занимается с репетитором. Сын, конечно, может поныть, иногда ленится, но берет себя в руки. Бо́льшую часть времени ему действительно интересно.

    Если я о чем-то и жалею, так это о том, что слишком долго колебалась. Приди мы к семейному обучению раньше, потратили бы меньше нервов. Слушая своих знакомых, чьи дети учатся в школе, родителей бывших одноклассников сына, я каждый раз мелочно радуюсь, что меня это больше не касается. Но могу ли я всем советовать делать как мы? Совершенно точно нет. И вот почему.

    • Как я уже писала выше, у меня есть диплом о педагогическом образовании (я даже несколько лет проработала в школе) и достаточно свободного времени, чтобы вникать в тонкости обучения. Я в курсе, что такое ФГОС, методика преподавания, чем отличаются навыки от умений и знаний. Если вы задумываетесь о семейном образовании, но не готовы углубляться в подробности, тогда вам стоит довериться какой-то из онлайн-школ, благо выбор сейчас есть.
    • Я могу, не отрываясь от работы, следить, чем занят сын, и вижу, когда он отвлекается и поддается многочисленным соблазнам, поджидающим его в «вольной» жизни: поспать подольше, сделать задание небрежно или променять урок на постороннюю «видюшечку». Если у вас некому оставаться с ребенком в «учебное время», то придется рассчитывать только на его осознанность и мотивацию, а эти качества свойственны далеко не всем детям.
    • В общеобразовательной школе дети получают обязательное бесплатное образование. Семейное обучение материально обеспечивают родители. Онлайн-школы стоят денег, репетиторы стоят денег, учебники и другие книги тоже недешевы. И не во всех регионах выдают хоть какую-то денежную компенсацию тем, кто не посещает школу.
    • Социализация. Если у ребенка нет хобби, он не посещает кружки, дополнительные занятия, мастер-классы со сверстниками, а только ходит в гости «поиграть», ему негде научиться строить рабочие и партнерские отношения с другими людьми.

    Я считаю, что переводить ребенка на домашнее обучение можно, только если вы уверены, что сумеете дать ему дома не меньше, чем он получит в школе.

    А что вы думаете о семейном образовании? Могли бы выбрать такую форму обучения для своего ребенка?

    Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

    В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

    Читать еще:  Индивидуальное обучение испанскому

    Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

    Переходим на семейное образование

    Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

    Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

    Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

    Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

    При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

    Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

    Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

    Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

    Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

    Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

    К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

    Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

    В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

    Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

    Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

    При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

    Семейное обучение. Закон и порядок

    В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

    Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

    Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

    В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

    Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

    Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

    Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

    Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

    В этой же статье можно встретить и такую строчку:

    «Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

    Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

    Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

    Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

    «Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

    На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

    Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

    «При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

    То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

    В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

    А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

    В пункте 4 той же статьи указано:

    «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

    Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

    Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

    «РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

    Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector