Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Домашнее обучение 7 класс

Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую

За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?

Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.

«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»

Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.

Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса. Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег. Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.

Читать еще:  Предпрофильное обучение в 8 классе

К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.

На надомном обучении

Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение. На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума. Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.

На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами. С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал. Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.

«И вновь продолжается бой»

Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.

Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.

Хватит!

Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.

Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа.

И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.

После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.

Свободное плаванье

Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, ничего особо никому не объясняя. Достаточно подать заявление в соответствующие инстанции, и со следующего дня за образование своей детки отвечаете вы и только вы.

Что дальше? Я понимала, что к более-менее самостоятельному обучению мой сын не готов, да и я не успеваю настолько вникнуть в процесс, чтобы взвалить на себя программу 6-го класса в полном объеме. Поэтому мы посмотрели, что предлагают различные школы дистанционного обучения, и прикрепились к одной из популярных онлайн-площадок.

О нашем «уходе» из школы скоро узнали все. «Как ваше домашнее обучение?» — ехидно спрашивали знакомые. А я отмалчивалась, ведь не могла же я им сказать, что понятия не имею, ведь делать выводы было еще рано. Да, ребенок начал высыпаться, я перестала делать план ближайшей аптеке по продаже пустырника и валерианы, собака, проводившая дни под кроватью в поисках тихого уголка, вышла к людям. Но ведь переводились мы не ради этого!

В чем подвох?

Променяв реальную школу на виртуальную, сын был в восторге. Поначалу. Затем новизна схлынула, а необходимость учиться осталась. И вместо мамы — палочки-выручалочки рядом с ним оказалась мама — директор домашней школы. Сказать, что плохо объяснили, уже было нельзя. До ребенка начало доходить, что в школе он еще мог как-то ускользнуть от внимания преподавателей, а вот дома он центральная, она же единственная фигура на этой сцене.

Серьезным камнем преткновения стали уроки математики: в онлайн-школе предмет этот изучался строго по программе, домашние задания давались крохотные. При этом именно алгебра была сильной стороной сына. Пока мы не «сошли с рельсов», ему даже удалось несколько раз выиграть школьную олимпиаду. Теперь же он считал, что «сделал дело — гуляй смело», и взваливать на себя дополнительную нагрузку в освободившееся время не планировал.

Одновременно с этим я поняла, что нам стало тесно в рамках онлайн-школы. На некоторых уроках сын продолжал киснуть от скуки, и я, прислушиваясь к происходящему, была с ним согласна: тоска-а-а! При этом в соцсетях, на каналах и в группах я видела ссылки на увлекательные лекции, оригинальные методические материалы, книги и пособия. Лиха беда начало: окончив год в онлайн-школе, продлевать абонемент мы не стали.

А что сейчас?

За лето я составила сыну программу, которой мы следуем, взяв целиком на себя историю и литературу, а английский отдав на откуп мужу. Остальные предметы мы «набрали» с бору по сосенке, руководствуясь способностями и восприятием нашего ученика. Так, физику он «слушает» в одной школе, биологию и обществознание — в другой, алгеброй и геометрией занимается с репетитором. Сын, конечно, может поныть, иногда ленится, но берет себя в руки. Бо́льшую часть времени ему действительно интересно.

Если я о чем-то и жалею, так это о том, что слишком долго колебалась. Приди мы к семейному обучению раньше, потратили бы меньше нервов. Слушая своих знакомых, чьи дети учатся в школе, родителей бывших одноклассников сына, я каждый раз мелочно радуюсь, что меня это больше не касается. Но могу ли я всем советовать делать как мы? Совершенно точно нет. И вот почему.

  • Как я уже писала выше, у меня есть диплом о педагогическом образовании (я даже несколько лет проработала в школе) и достаточно свободного времени, чтобы вникать в тонкости обучения. Я в курсе, что такое ФГОС, методика преподавания, чем отличаются навыки от умений и знаний. Если вы задумываетесь о семейном образовании, но не готовы углубляться в подробности, тогда вам стоит довериться какой-то из онлайн-школ, благо выбор сейчас есть.
  • Я могу, не отрываясь от работы, следить, чем занят сын, и вижу, когда он отвлекается и поддается многочисленным соблазнам, поджидающим его в «вольной» жизни: поспать подольше, сделать задание небрежно или променять урок на постороннюю «видюшечку». Если у вас некому оставаться с ребенком в «учебное время», то придется рассчитывать только на его осознанность и мотивацию, а эти качества свойственны далеко не всем детям.
  • В общеобразовательной школе дети получают обязательное бесплатное образование. Семейное обучение материально обеспечивают родители. Онлайн-школы стоят денег, репетиторы стоят денег, учебники и другие книги тоже недешевы. И не во всех регионах выдают хоть какую-то денежную компенсацию тем, кто не посещает школу.
  • Социализация. Если у ребенка нет хобби, он не посещает кружки, дополнительные занятия, мастер-классы со сверстниками, а только ходит в гости «поиграть», ему негде научиться строить рабочие и партнерские отношения с другими людьми.

Я считаю, что переводить ребенка на домашнее обучение можно, только если вы уверены, что сумеете дать ему дома не меньше, чем он получит в школе.

А что вы думаете о семейном образовании? Могли бы выбрать такую форму обучения для своего ребенка?

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для учеников, обучающихся на дому.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 5.

Рассмотрено на заседании

Протокол № 1 от 09.09.2013г.

Заместитель директора школы

Приказом директора № 252

Директор МБОУ СОШ № 5

по русскому языку

ученика 7 класса (обучение на дому)

на 2013-2014 уч. год

Учитель русского языка и

1. Основа содержания обучения данному предмету.

Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы по литературе для 7 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованный МО и НРФ, тематического планирования , предложенного Разумовской М.М. с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.год., утверждённого Приказом по школе № 243 от 30.08.2013г.)

2. Цели и задачи обучения в данном классе.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

3. Общая характеристика учебного предмета.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания ( тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);

Читать еще:  Обучение по 223 фз саратов

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и

письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.

Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка

7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».

3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.

4. Место предмета в учебном плане ОУ.

Уровень обучения предмету «Русский язык » — базовый. Согласно Базисному учебному плану и учебному плану школы отводится на изучение русского языка в 7 классе на этапе основного общего образования 136 часов (из расчёта 4 учебных часа в неделю). Индивидуальный учебный план ученика Ефимова Александра утверждён на заседании школьного ПМПК (протокол № 1 от 01.09.2013г. (3 часа в неделю).

5. Особенности преподавания данного предмета.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Федеральным учебным планом и планом МБОУ СОШ № 5 в программе на 2013 – 2014 уч. год запланировано проведение 3 уроков с использованием ИКТ (урок по развитию речи «Заметка в газету», урок «Употребление наречий в речи», годовой контрольный тест).

На уроках развития речи использованы тексты хакасских писателей и поэтов, что предусмотрено обязательным минимумом содержания национально-регионального компонента.

6. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета русского языка в 7 классе.

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч. год рассмотрен на заседании экспертно-методического совета (Протокол № 5 от 28.03.2013г.) и утверждён приказом директора по обучению на дому № 249 от 05.09.2013г. «Об организации обучения на дому в 2013-2014 уч.г.». Перечень учебников соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч. год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г.)

  1. Русский язык. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 15-е изд. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией

М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2007.

  1. « Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской», составитель О. А. Финтисова. Издательство «Учитель», 2007.

Основное содержание программы (102ч.)

Изменяется ли язык с течением времени.

Язык и речь. Правописание и культура речи (22 ч.)

Повторение изученного в 5 – 6 классах.

Стили и типы речи. Фонетика и орфоэпия. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Правописание: орфография и пунктуация. Словарное богатство русского языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Публицистический стиль речи. Заметка в газету.

Наречие. Типы речи (34 ч.)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не, ни в наречиях, не с наречиями на о-а в конце наречий, ь после шипящих в конце наречий, употребление дефиса, н, нн в наречиях, слитное и раздельное написание наречий.

Разряды наречий. Свободное владение различными словарями.

Наречие в художественном тексте. Правильное произношение наречий. Типы речи. Рассуждение-размышление, описание состояния человека.

Служебные части речи

Предлог. Текст (8 ч.)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные., производные и непроизводные, Правописание предлогов. Правильное употребление предлогов в составе словосочетания.

Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.

Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа Зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Произношение союзов. Описание внешности человека.

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные ( отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные).Правописание частиц не, ни с различными частями речи и в составе предложений. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Произношение частиц.

Междометия. Текст. (6 ч.)

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий, Знаки препинания в предложениях с междометиями. Правильное произношение междометий и звукоподражательных слов. Употребление в речи предложений с междометиями и звукоподражательными словами. Характеристика человека.

Повторение (11 ч.)

Контрольный тест по всему курсу русского языка в 7 кл. с использованием ИКТ (2ч.)

Домашнее обучение в средней школе (5,6,7,8,9 классы)

Домашнее обучение предполагает учебный процесс, при котором делается ставка на самостоятельную работу. Но при этом используются специальные сайты, которые помогают выстраивать процесс обучения, дают всю необходимую информацию. Участвуют в такой системе и учителя: как и обычные преподаватели в школе, они помогают со сложными заданиями, объясняют новые темы, проверяют задания, оценивают уровень знаний и навыков. Сегодня эта система усовершенствована до такой степени, что имеет больше преимуществ, чем обычное обучение в школе. Даже не нужно, чтобы учителя приходили на дом к школьнику, как это было раньше. Может быть, в скором будущем онлайн-обучение на дому будет не менее распространённым, как и ежедневные походы в школу.

Кому подойдет домашнее обучение?

Такой выбор станет идеальным вариантом для ребят, которые по каким-то причинам не могут или не хотят постоянно находиться в школе. Это ученики, имеющие определенные проблемы со здоровьем или общением, а также дети, которым сложно добираться до школы изо дня в день. Подойдет такая система и тем ребятам, которые уже сделали выбор в пользу конкретной профессии и с ранних лет занимаются спортом, искусством или серьезно занимаются чем-либо в какой-то другой сфере деятельности. Они много времени тратят на свое основное занятие, ездят по конкурсам, соревнованиям, это отнимает практически все силы. Домашняя школа поможет компенсировать им все, что было упущено.

Отличным выбором домашнее обучение будет и для детей, которым просто надо подтянуть успеваемость по одному или нескольким предметам – дополнительные домашние занятия очень эффективны в этом вопросе. В программах учитываются и особенности каждого класса: любая ступень обучения имеет определенные сложности, которые нельзя сбрасывать со счетов.

5 класс

Домашнее обучение в пятом классе будет особенно полезным. Это время перехода из начальной школы в среднюю, что часто сказывается на успеваемости ребенка. Появляются новые предметы (география, всеобщая история), усложняются задания по уже знакомым дисциплинам. Увеличивается объем домашних заданий, что тоже является сложным моментом для некоторых детей. В это время обучение на дому поможет родителям контролировать учебу ребенка, а для него адаптация к новым задачам станет намного проще, и он не станет хуже учиться.

6 класс

К названным предметам в шестом классе добавится и биология – еще одна дисциплина, которая требует усидчивости и изучения большого количества теоретического материала. История России тоже начинает изучаться именно в шестом классе. На этом этапе важно систематизировать все знания, не упустить ничего ценного – домашнее обучение отлично поможет с этим справиться.

7 класс

Седьмой класс снова добавляет в расписание новые предметы. Простая математика теперь делится на геометрию и алгебру. Нередко детям дается только один из этих предметов, а второй нужно подтягивать до нужного уровня. Более сложным процесс обучения делает и физика – тоже новая дисциплина в списке уроков. В этот момент отметки могут резкой пойти вниз, поскольку многие ребята не справляются с разнообразием информации и количеством предметов. Но если в этот момент родители и учителя помогут ребенку не потерять мотивацию, дальше будет учиться уже легче.

8 класс

В 8 классе тоже добавляется новый предмет – химия. Разумеется, все остальные предметы не стоит упускать из виду. Впереди девятый класс и первые экзамены, поэтому к следующей ступени нужно прийти уже с хорошей подготовкой.

9 класс

Вся эта ступень посвящена тому, чтобы систематизировать, освежить все знания, полученные ранее. Это ответственный этап, потому что он связан с подготовкой к экзамену. ГИА (ОГЭ) позволяет убедиться в прочности полученных знаний и получить аттестат о среднем базовом образовании с достойными отметками. На хороший результат придется работать в течение всего года. Домашняя школа станет в этом надежным помощником. Продуманная система подготовки позволит ученикам не бояться выпускных испытаний.

Домашняя школа InternetUrok: особенности и преимущества

На сайте https://home-school.interneturok.ru/ ученики могут записаться в Домашнюю школу онлайн-обучения InternetUrok. Это уникальный проект, который сделает процесс учебы интересным, легким и максимально эффективным. Дети могут заниматься по отдельным или всем предметам. Четко продуманная система позволяет идеально освоить любую дисциплину. Процесс обучения включает разные компоненты: видеоуроки, текстовые конспекты, интерактивные тренажеры и тесты, онлайн-консультации с преподавателем, выполнение домашних заданий.

Читать еще:  Институт синергия официальный сайт дистанционное обучение

Плюсы системы очевидны:

  • наличие объективной системы оценок,
  • возможность для родителей легко контролировать успеваемость детей,
  • служба кураторов, которые могут оперативно помочь,
  • высокая квалификация преподавателей, многие из которых имеют ученую степень и отмечены профессиональными наградами,
  • собственное расписание, охватывающее все дисциплины, но на более комфортных условиях,
  • интересная и понятная подача материала, которая увлекает школьников и позволяет им не терять мотивацию к учебе.

Обучение в школе платное, но имеет доступную стоимость. Средства, которые вы потратите, не идут ни в какое сравнение с полученным результатом. Родителям придется больше отдать на репетиторов и дополнительные занятия, если ученик не сможет самостоятельно поддерживать свой уровень успеваемости. В домашней же школе за небольшие деньги можно получить абсолютно все знания и навыки. Сам же процесс проходит в спокойной привычной обстановке, что только повышает качество обучения.

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для учеников, обучающихся на дому.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа № 5.

Рассмотрено на заседании

Протокол № 1 от 09.09.2013г.

Заместитель директора школы

Приказом директора № 252

Директор МБОУ СОШ № 5

по русскому языку

ученика 7 класса (обучение на дому)

на 2013-2014 уч. год

Учитель русского языка и

1. Основа содержания обучения данному предмету.

Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089, примерной программы по литературе для 7 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованный МО и НРФ, тематического планирования , предложенного Разумовской М.М. с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014 уч.год., утверждённого Приказом по школе № 243 от 30.08.2013г.)

2. Цели и задачи обучения в данном классе.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

3. Общая характеристика учебного предмета.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания ( тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца);

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности- описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и

письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.

Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка

7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».

3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.

4. Место предмета в учебном плане ОУ.

Уровень обучения предмету «Русский язык » — базовый. Согласно Базисному учебному плану и учебному плану школы отводится на изучение русского языка в 7 классе на этапе основного общего образования 136 часов (из расчёта 4 учебных часа в неделю). Индивидуальный учебный план ученика Ефимова Александра утверждён на заседании школьного ПМПК (протокол № 1 от 01.09.2013г. (3 часа в неделю).

5. Особенности преподавания данного предмета.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Федеральным учебным планом и планом МБОУ СОШ № 5 в программе на 2013 – 2014 уч. год запланировано проведение 3 уроков с использованием ИКТ (урок по развитию речи «Заметка в газету», урок «Употребление наречий в речи», годовой контрольный тест).

На уроках развития речи использованы тексты хакасских писателей и поэтов, что предусмотрено обязательным минимумом содержания национально-регионального компонента.

6. УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета русского языка в 7 классе.

Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2012-2013 уч. год рассмотрен на заседании экспертно-методического совета (Протокол № 5 от 28.03.2013г.) и утверждён приказом директора по обучению на дому № 249 от 05.09.2013г. «Об организации обучения на дому в 2013-2014 уч.г.». Перечень учебников соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч. год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г.)

  1. Русский язык. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 15-е изд. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией

М. М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2007.

  1. « Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской», составитель О. А. Финтисова. Издательство «Учитель», 2007.

Основное содержание программы (102ч.)

Изменяется ли язык с течением времени.

Язык и речь. Правописание и культура речи (22 ч.)

Повторение изученного в 5 – 6 классах.

Стили и типы речи. Фонетика и орфоэпия. Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы и средства связи предложений в тексте. Правописание: орфография и пунктуация. Словарное богатство русского языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Публицистический стиль речи. Заметка в газету.

Наречие. Типы речи (34 ч.)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не, ни в наречиях, не с наречиями на о-а в конце наречий, ь после шипящих в конце наречий, употребление дефиса, н, нн в наречиях, слитное и раздельное написание наречий.

Разряды наречий. Свободное владение различными словарями.

Наречие в художественном тексте. Правильное произношение наречий. Типы речи. Рассуждение-размышление, описание состояния человека.

Служебные части речи

Предлог. Текст (8 ч.)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные., производные и непроизводные, Правописание предлогов. Правильное употребление предлогов в составе словосочетания.

Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.

Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа Зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Произношение союзов. Описание внешности человека.

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные ( отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные).Правописание частиц не, ни с различными частями речи и в составе предложений. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Произношение частиц.

Междометия. Текст. (6 ч.)

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий, Знаки препинания в предложениях с междометиями. Правильное произношение междометий и звукоподражательных слов. Употребление в речи предложений с междометиями и звукоподражательными словами. Характеристика человека.

Повторение (11 ч.)

Контрольный тест по всему курсу русского языка в 7 кл. с использованием ИКТ (2ч.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector