Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент и менеджер в чем разница

Основные понятия менеджмента и менеджера

1.1 Основные понятия менеджмента и менеджера

В последнее время термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов, которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с поставленными целями.

Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. Поэтому по сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогно­зирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализа­ция ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка про­грамм для достижения поставленной цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контроли­ровать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зача­стую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Здесь можно привести один пример: В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесме­нов. Переговоры не ладились, потому что Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер”, несмотря на фантастическую зарплату, предло­женную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов, на “Крайслере” согласи­лись с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевы­вать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.

В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Это понятие прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.

Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был диктаторский тип, позднее ему на смену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно сказывалось на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал утрачивать свои позиции.

На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».

Далее появился новый тип менеджер-организатор. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управление производством. Чтобы принимать решения, менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный советом директор-управляющий. Держателями акций и руководителями производства оказались разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они стали общаться не только с работниками производства, но и с лидерами разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть от умелого осуществления целого пакета различных социальных функций.

В настоящее время менеджер выступает в системе общественного производства как:

е) человеческое существо.

Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

От него также требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и пред­принимательства, умение владеть ситуацией на рынках, прояв­лять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Среди серии менеджерских умений и навыков наиболее важны те, которые связаны с процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем этом требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим. Тем более что вторая половина 80-х годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.

Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг — «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса — главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собою людей — быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально-личностных.

Читать еще:  Татьяна пак тайм менеджмент

По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к персоналу. С одной стороны появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Усложнившаяся техника и технология диктует необходимость постоянного профессионального обучения специалистов, это не вызывает сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства. Между

тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Известно, что период 1775—1875 гг. был веком Великобритании — здесь действовали классическая христианская этика; период 1875—1975 оказался веком США — здесь господствовала протестантская этика; в 1975 году обозначился век азиатского тихоокеанского региона — здесь нашла поле своей деятельности конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса.

Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое, эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских функций.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая — с промышленным переворотом) одной из главнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. В условиях бурного процесса НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно отбрасывается в хвост прогресса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.

Менеджер — человеческое существо

Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер — человек, ничто человеческое ему не чуждо. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.

Менеджмент и менеджеры

Менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, на­правленной на достижение в хозяйственной жизни организации оптималь­ных результатов на основе разумного использования материальных, тру­довых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономиче­ского стимулирования.

Формирование в России рыночных отношений невозможно без ком­мерциализации хозяйственной деятельности и без подготовки управлен­ческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль в этом процессе принадлежит менеджменту и менеджеру.

Что означают термины «менеджмент» и «менеджер»

Менеджмент (management) обычно переводится с английского как управление. Глагол «to manage» (управлять) произошел от латинского «manus» (рука). Первоначально этим термином обозначали умение объез­жать лошадей или править ими. Затем данным термином стали обозна­чать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об управлении людьми. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Поэтому важнейшей функцией менеджмента является мотивация.

Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, одновременно процесс деятельности и науку, имеющие дело со сменой состояний, ка­честв объекта. Он имеет определенные закономерности и принципы, как и любая другая наука.

Менеджмент характеризуется определенными тенденциями, тормозя­щими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответ­ствующую динамику. Поэтому необходимо своевременно выявлять наме­чающиеся тенденции и динамику и умело использовать их в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать как элемент культуры, си­стемы ценностей и убеждений.

Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностировани­ем ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и до­минирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных ва­риантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перево­да данной управленческой ситуации в более благоприятную.

Существует еще самоменеджмент (более правильно — самоуправле­ние). Эффективное самоуправление объективно связано как с человечес­кой природой (биоритмами, генетической программой), так и с организа­цией (вещами, людьми, идеями, отношениями), социальным управлением.

Сила современного менеджмента, с одной стороны, в том, что он по­зволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно-тех­нического прогресса в производительную силу, а с другой — в созидатель­ном применении информационных технологий, способствующих наращива­нию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.

Кто же такой менеджер? В буквальном переводе с английского язы­ка — руководитель, управляющий. Термин «менеджер» используется для обозначения должностей: директор, руководитель лаборатории, заведую­щий отделом, начальник цеха, президент крупного международного кон­церна, заведующий магазином, администратор рок-группы и др.

Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различ­ны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотруд­ников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер — это прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполня­ет определенные управленческие функции.

В понятийном аппарате зарубежного управления понятие «менеджер» очень часто соседствует с понятием «бизнес», как деятельность, направ­ленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление ком­мерческой деятельностью, хозяйственными организациями.

Но бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, деловой человек, у которого нет подчинен­ных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека — предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

Если менеджер тяготеет к демократическому стилю руководства, придерживается рационализма, то различия между ним и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер придержива­ется предпринимательского стиля управления.

Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведение человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Человек в системе менеджмента имеет определенные притязания и ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого характера работы; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развития; отношений между членами организации. Чтобы можно было некоторым образом реализовать эти притя­зания, строят модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к организации.

Читать еще:  Инструменты управления менеджера

Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в оп­ределенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалифика­цией; член коллектива, способствующий успешному его функционирова­нию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения с коллегами; специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определен­ной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обяза­тельства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдаю­щий принятые нормы поведения.

Ожидания организации относительно каждого сотрудника могут различаться. При этом в рамках одной и той же системы по отношению к различным субъектам могут возникать разные комбинации ожиданий. В этих условиях можно предложить единую универсальную модель ожида­ний системы по отношению к человеку. По-видимому, можно предложить аналогичную модель ожиданий человека по отношению к организации (системе).

Существует проблема стыковки как этих двух макромоделей, так и микромоделей по различным комбинациям ожиданий внутри системы. Для разрешения этой проблемы могут быть использованы методы моделиро­вания информационных технологий.

Итак, менеджмент — особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способ­ная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и свое­временно перестраиваться с учетом требований внешней среды.

Управление организацией носит характер непрерывного процесса через реализацию функций менеджмента. В их составе выделяют: проекти­рование и планирование, организацию, координацию, регулирование, кон­троль и мотивацию.

Набирай и властвуй

У каждой компании система управления персоналом своя, подсказанная как уровнем самих управленцев, так и опытом компании в этой сфере. Но помимо традиционных схем управления появляются новые системы, на деле показывающие свою эффективность. В основном все новые идеи по управлению персоналом приходят с Запада и адаптируются под российскую реальность. Те, кто принес это первым, передают свой опыт.

«Сейчас стали популярны горизонтальные компании, где нет четкой иерархии — руководителей и подчиненных. Создаются проектные команды, когда под каждый отдельный проект внутри компании собираются сотрудники из разных отделов и работают над ним до завершения. Во главе каждой назначаются проектные менеджеры, которые курируют команду. По завершении проекта сотрудники расходятся и присоединяются к новым командам. Причем у каждого работника может быть несколько параллельных проектов. С таким видом управления экспериментируют IT-компании и другие инновационные организации», — рассказал «РГ» генеральный директор сервиса по поиску работы и сотрудников Rabota.ru Александр Ветерков.

Помимо этой модели, говорит эксперт, существует также ценностное управление, когда команда формируется исходя из ценностей компании, продукта и команды. Сотрудники работают в рамках единой системы ценностей, и в этих случаях значительно снижаются транзакционные издержки. Но каждый стиль может быть эффективен для одной компании и совершенно не соответствовать задачам другой. Возможно, для кого-то будет правильнее сохранять структуру с четким разделением обязанностей каждого сотрудника и вертикальным подчинением.

Но во всех структурах по-прежнему ведущей остается роль руководителя. Если он не умеет или не хочет реализовывать принципы успешного руководства, то никогда коллектив и система в целом не будут конкурентоспособны. Частичные бессистемные компоненты науки управления не могут определять конкурентоспособность системы в целом, говорят эксперты. Однако некоторые руководители, возможно, от недостаточного стратегического мышления нередко ждут инициативы снизу.

Задачи разные — цель одна

Эффективность работы человека связана с тем, насколько она его удовлетворяет не только в материальном плане, но и в содержательном. Исследование Rabota.ru показало, что для всех соискателей новой работы важны три составляющие: сплоченная команда, карьерный рост и интересные задачи. В зависимости от специальности факторы выбора работы могут варьироваться. Так, для продавцов важен бренд работодателя, хороший коллектив и возможность карьерного роста. Бухгалтеры, экономисты и юристы обращают внимание на устойчивость компании, коллектив, наличие медицинской страховки и возможность обучения за счет компании. Для водителей важны гибкий график и команда. Специалисты из сфер производства и строительства обращают внимание на бренд и известность компании, а также насколько она твердо стоит на рынке. IT-специалистам также важны бренд работодателя, уровень задач, обучение и рост квалификации, но еще и красивый офис и дополнительные «плюшки» от работодателя.

Грамотные управленцы называют один простой секрет, который способен в разы повысить эффективность сотрудников в самых разных областях. Это умение хвалить. То есть то, что называется моральным стимулом. Это важно в любом коллективе и любой отрасли. К сожалению, этот аспект учитывают далеко не в каждой компании, даже если не забывают о материальном стимулировании — премиях, бонусах и т.п.

Из детского сада в топ-менеджеры

Во многих случаях успех компании зависит от уровня подготовки к управлению людьми со стороны высшего руководства. Не каждый управленец может стать топ-менеджером. Для этого нужны особые качества.

«Топ-менеджер отличается от просто управленца и эффективного менеджера наличием хозяйской мотивации. Когда он оценивает решение, исходя не из исполнения бюджета или узких ключевых показателей эффективности подчиненного подразделения, а исходя из полезности и выгодности этого решения для всего бизнеса. Причем с отношением к бизнесу и деньгам как к собственным», — пояснил Александр Ветерков.

По мнению президента Superjob Алексея Захарова, истинных менеджеров высшего звена можно воспитать только начиная с детского сада, начальной школы и в семье. Топ-менеджеры не могут появиться из ниоткуда. Это люди со сложившимся набором качеств. «В самых крутых бизнес-школах на программах MBA (магистратура бизнес-администрирования) дают возможность приобрести новые социальные связи и узнать стандарты работы лучших корпораций лишь тем, кого мама с папой в детстве научили тому, чему нужно. Только и всего. Если в самую лучшую бизнес-школу пришел человек, который уже не является топ-менеджером, он и после MBA не станет топом», — отмечает Алексей Захаров.

Универсальные черты топ-менеджера сводятся к четкому видению цели, умению расставлять приоритеты, подбирать нужных людей и объединять их в команду. По мнению Захарова, качества успешного управленца зависят еще и от сферы применения. Одно дело — армия, другое — рекламное агентство.

Технологиям научат

Одним из факторов успеха компании является непрерывное обучение персонала. В последнее время появились новые инструменты корпоративного обучения, и многие компании быстро подхватили их. К ним относятся так называемые experience platforms — «платформы знаний» или «платформы опыта», а также новое поколение платформ микрообучения — усовершенствованные системы управления обучением и системы на основе искусственного интеллекта, которые рекомендуют, находят программы и обеспечивают процесс.

Многие компании постепенно начинают использовать искусственный интеллект и другие технологии в своих программах. Рынок насыщен встроенными решениями: почти каждый разработчик систем управления персоналом имеет встроенную аналитику, многие программы снабжены механизмами прогнозирования. Большой объем рекрутинга (в гостиничном хозяйстве, сфере услуг, здравоохранении, розничной торговле) автоматизируют с помощью чат-ботов и других новых инструментов.

«Я считаю эту часть HR-технологий самой динамичной и инновационной — в первую очередь потому, что каждой крупной компании приходится покупать целый набор инструментов, чтобы выдержать конкуренцию, — заявил аналитик Джош Берсин на саммите HR Digital. — Рынок становится все более напряженным, с уровнем безработицы, близким к рекордным минимумам. Мы вернулись к «войне за таланты», и на этот раз таланты ведут атаку. Другими словами, благодаря новым технологиям рекрутеры лучше разбираются в кандидатах, но точно так же кандидаты больше понимают про компании».

Читать еще:  Бизнес девелопмент менеджер как тестировать

Управлять компанией в этих условиях становится все сложнее. Однако и программы подготовки и переподготовки управленцев также совершенствуются и развиваются. Многому они способны научить перспективного руководителя, но в конечном счете решающими элементами успеха становятся личный опыт и понимание своей роли.

Менеджмент и менеджер в чем разница

Руководство и менеджмент это история про управление. Но что есть управление и в чем разница между Руководством и Менеджментом?

Понятие управления в русскоязычной культуре исторически не связано с демонстрацией власти и силы руководителя.

Управление — это поддержание справедливости и порядка первым лицом, способствование движению в заданном направлении.

Руководитель, помимо функции планирования, выполнения, контроля, идет впереди и ведет за собой, направляет, определяет границы деятельности, словом, активно воздействует на подчиненных.

Менеджер действует в установленных границах своей области, данных ему полномочий.

Руководство и менеджмент различаются не только по активности реализации функции управления, но и по степени предсказуемости своих действий.

Руководство нацелено в будущее, именно поэтому слово «руководитель» родственно «вождю». Руководитель часто вынужден действовать в условиях неопределенности, результат руководства измеряется качественными параметрами. Руководство может быть успешным, мудрым, правильным.

Менеджмент цикличен, результат его известен и вычисляем.

Так в русском управленческом новоязе появилось устойчивое сочетание «регулярный менеджмент», которое в силу тавтологии отсутствует в английском.

Можно сделать вывод, что manager — это наш заведующий, поставленный умело и разумно руководить четко ограниченной областью деятельности. Русскоязычное понятие менеджмента уже управления и руководства, ближе к обеспечению, функционированию, нежели к развитию. Менеджер обустраивает ту область, которую он контролирует, он ничего не предумывает и не занимается развитием. Руский язык отразил это смысловое различие и поместил «менеджера» в середину организационной иерархии. Ср.: менеджмер среднего звена, но высшее руководство компании.

Русскому понятию руководства соответствуют в английском еще два слов: guide (направлять) и lead (вести за собой, лидировать, быть первым).

На видео-лекции мы поговорим-сесии:

  1. Какие существуют этапы развития отдела продаж в В2В
  2. Как определить на каком этапе находится ваш отдел
  3. Матрица «Взаимоотношения/Процессы»
  4. 5 стадий Взаимоотношений с клиентами и как определить на какой стадии находится ваша компания
  5. 4 стадии развития бизнес-процессов продаж и как определить на какой стадии процессов находится ваш отдел
  6. Матрица компетенций команды продаж и какие компетенции необходимы в зависимости от этапа развития на котором находится ваш отдел
  7. То ли место отдел продаж занимает в вашей компании и как это быстро проверить
  8. 4 парадигмы мышления сотрудников компании

Будем рады знакомству с вами и откроем вам доступ для просмотра видео-лекции:

Менеджер продукта и владелец продукта: в чем разница

В статьях об управлении продуктами часто пишут о разнице между продакт- и проджект-менеджер — наверно, потому что звучит очень схоже. Если вы смогли в этом разобраться, то вот вам другая задача, со звёздочкой: понять разницу между менеджером продукта (он же продакт-менеджер, product manager, PM) и владельцем продукта (продакт-оунер, product owner). Вопрос непростой, тем более что в некоторых компаниях предпочитают объединять эти роли, вручая все обязанности одному человеку. Можно ли так делать и в чём разница, разбираемся вместе с куратором программы курса Project Manager Дмитрием Васиным.

Кто чем занимается

Если вкратце, продакт-менеджер — лицо, которое принимает окончательное стратегическое решение по продукту: по его видению, стратегии, бизнес-цели. А владелец продукта — это роль в методологии Scrum, ответственная за достижение максимальной ценности продукта.

Продакт-менеджер — это наёмный предприниматель внутри компании. Он нацелен на развитие продукта, который с наименьшими вложениями принесёт наибольшую прибыль. Продакт-менеджер сфокусирован на долгосрочной стратегии, отвечает за исследование конкурентной среды и своей аудитории. Здесь речь идёт о маркетинговых задачах и взаимодействии с клиентами.

Продакт-оунер несёт ответственность за достижение максимальной ценности продукта — как результата работы команды. И добивается он этого при помощи Scrum — фреймворка гибкой разработки программного обеспечения. Владелец продукта понимает, кто чем занимается в команде, управляет бэклогом, плотно взаимодействует с разработчиками и другими заинтересованными лицами. Он отвечает за то, чтобы все члены команды имели ясное представление, над чем работают и в какой последовательности будут выполнять задачи.

Почему возникает путаница

Scrum — простая структура, ориентированная на помощь командам в разработке программного обеспечения. Она не охватывает общие практики управления продуктами: разработку стратегии, составление дорожной карты и финансовый прогноз. Единственный инструмент управления, который предлагает этот фреймворк, — приоритизация бэклога.

Есть подходы, где разделяют роли продакт-менеджера и продакт-оунера, чтобы облегчить масштабирование. Например, SAFe — Scaled Agile Framework — фреймворк для координации работы над проектом (или связанными проектами) для пяти и более скрам-команд. Владелец продукта в SAFe — не то же самое, что продакт-оунер в Scrum, так что это только добавляет путаницы. Зачем тогда в Scrum вообще введена роль владельца продукта? Почему бы в фреймворке не использовать термин «менеджер продукта»?

Дело в том, что в 1990-х годах, когда был разработан Scrum, управление продуктами отличалось от сегодняшнего. Менеджеры продукта делали предварительные исследования рынка, планировали выпуск продуктов и определяли требования к ним. Затем они передавали спецификацию и требования менеджерам проектов, которые и занимались созданием продуктов. Затем менеджеры продукта возвращались только для того, чтобы поставить задачу на внесение правок или помочь на этапе запуска.

Сейчас, при гибком управлении, все работает совсем иначе. Сотрудники, создающие продукты, должны постоянно взаимодействовать с командами разработчиков, не пренебрегая рынком и внутренними заинтересованными сторонами.

Сегодня Scrum применяется за пределами сферы разработки: в банках, ритейле, медиакомпаниях. Эти организации приняли такую систему, но у них традиционно нет команд по управлению продуктами и, следовательно, менеджеров. А диджитал-продукты есть: приложения для онлайн-банкинга, программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, повышения производительности и снижения затрат.

Чтобы начать работать гибко, в этом случае достаточно ввести должность продакт-оунера (владельца продукта). Scrum позволяет возложить эту роль на кого-то из команды — так что не придётся создавать целую группу управления продуктами и инициировать организационные изменения. Сотрудники бизнес-подразделений после обучения и инструктажа смогут выступать в качестве владельцев продуктов. Но в долгосрочной перспективе полезно выделять эту функцию отдельно.

На практике термины «менеджер продукта» и «владелец продукта» часто используются как взаимозаменяемые. Однако специалисты не играют одну и ту же роль под разными именами — это две уникальные функции. Сравним рабочие задачи:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector