Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс формирование коммуникативных навыков

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру»

Елена Егорова
Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру»

Мастер класс

1) Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через игру

2) Свое вступление я хочу начать со слов В. А.Сухомлинского:

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В. А. Сухомлинский

3) В последнее время внимание педагогов и психологов все больше привлекают проблемы общения.

Актуальность проблемы общения возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

4) В ФГОС ДО предусматривается развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

5) В детской психологии выделяются две основные сферы общения ребенка – общение со взрослым и сверстниками.

6) Эти сферы общения отличаются между собой.

Особенность общения со сверстниками отличается от общения со взрослыми:

— яркой эмоциональной насыщенностью.

Дети не могут разговаривать спокойно — кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга.

— Нестандартностю и нерегламентированностью поведения.

Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения

— Преобладают инициативные действия над ответными.

Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

7) Наблюдая за детьми своей группы я отметила,что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

8) Для решения данной проблемы я использую традиционные и инновационные эффективные методы и приемы образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей:

беседы, игровые ситуации и упражнения, диалог, Триз-технологию, моделирование, ИКТ создание сюжетных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, лексические упражнения,

9) Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию игры, направленные на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности.

Игровая ситуация проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени от лица животного (рассказывает о себе, своем имени).

Цель: продолжать формировать навыки коммуникативного общения, развивать речь, учить находить выход из данной ситуации.

Участники становятся в круг и берутся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии. Один игрок остается вне круга. Его задача доказать всем, что он свой, и попасть внутрь круга.Эта цель может быть достигнута разными способами: кто-то может уговорить доброжелательных к нему игроков, кто-то попробует силой или хитростью ворваться в круг. Воспитатель следит, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты.

Цель: развитие умения общаться.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Играющие расходятся по залу, находят свою «пару», садятся за стол и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»

Мастер-класс «Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников»

Воспитатель
Булатинская Н.М.

Счастье – когда ты умеешь быть понятым и самим собой, и людьми. Вся наша жизнь проходит в общении с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них – зависит очень многое. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из проблем, стоящих перед взрослыми – помочь ребенку.

Наблюдая за детьми я все чаще с тревогой отмечаю, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные, дети с заниженной само​оценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью.

Мои опасения подтвердил педагог-психолог и рекомендовал использовать в работе с детьми по данной проблеме коммуникативные игры.

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме.

Цель: мотивирование педагогов на использование в своей работы представленного игрового материала по развития коммуникативных навыков общения детей.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

1.​ Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии умения общаться детей старшего дошкольного возраста.

2.​ Представить вам основные подходы использования игр и игровых упражнений на развитии навыков общения детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста

Включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, а так же умение выражать собственные эмоции вербальными невербальными средствами.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен владеть определённымикоммуникативными навыками:

умение слушать и слышать,

умение воспринимать и понимать информацию,

умение говорить и общаться.

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. ( Макаренко А. С.)

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Благодаря коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации воспитанников в обществе.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Ваши взаимоотношения с детьми», «Об отношениях их ребенка к сверстникам», обновила развивающую предметно-пространственную среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально- игровой деятельности), что способствует обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы разделила на игровые зоны: интеллектуальную, театрально-игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения. Это позволило детям организовать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

В своей работе с детьми я использовала такие виды игр, как:

Преодолению застенчивости могут помочь игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков.

«Где мы были, не скажем – а что делали, покажем»;

Игры для повышения детской самооценки

Побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.

«Клубочек ласковых имён»

Игры на развития внимания к другим людям

Способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей.

Коммуникативные игры для развития общения детей, установление контакта.

Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.

Игры на развитие доверительных отношений.

укрепление чувства единства группы, сплочённости, на развитие умений детей договариваться друг с другом, игры помогут детям в раскрепощении эмоционально-волевой сферы, научат их доверительным отношениям.

А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю вам почувствовать себя детьми и поиграть.

1.Первое упражнение называется «Аллитерация имени» или «Ласковое имя». Я предлагаю участникам по очереди называть свое имя с каким-либо прилагательным, начинающимся на первую букву имени.

2.Упражнение «Комплименты» направлено на рефлексию. Я попрошу всех встать в круг. Стоя в кругу, нужно перекинуть мяч любому участнику и сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент другому участнику, упражнение проводится по кругу (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Читать еще:  Ораторское мастерство и искусство речи упражнения риторики

3.Умение выделять положительные качества собеседника очень значимо для эффективности общения. В этом нам поможет упражнение «Чемодан». Я предлагаю одному из участников временно выйти из зала. Задача остальных — собирать ему в дорогу «Чемодан», складывая положительные качества, которая группа особенно ценит в этом человеке и которые ему помогут, чтобы его жизнь стала лучше (под фоновую музыку составляется «чемодан»). Затем «отъезжающему» передается и зачитывается весь список. (после выполнения упражнения проводится краткий анализ).

Все игроки сидят на ковре. (на стульях). Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего.

Цель: развитие чувства эмпатии ( сопереживание). Если обратиться к научному определению, то эмпатия – это способность человека постигать внутренний мир другого субъекта и сопереживать его проблемам. Также это чувство может проявляться умением воспринимать эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, осознавая, что к нему эти явления не имеет никакого отношения.

Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

​ пусть они избавятся от болезней

пусть все будут счастливы

пусть у всех будет обед

пусть все хорошо живут

пусть все дружно живут

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция по отношению к сегодняшней нашей с вами встрече, по которой вы хотели бы высказывать свое мнение.

«Большой» — для меня было важным и интересным…

«Указательный» — по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

«Средний » — мне было трудно (мне не понравилось)

«Безымянный» — моя оценка психологической атмосферы..

«Мизинец» — для меня было недостаточно.

Завершить своё выступление хотелось бы такими словами:

У мудреца спросили как- то раз! Скажи старик как вырастить дитя? Старик подумал и ответил не спеша. Что нужно, чтобы небо расцвело, чтоб сад зацвел и пели соловьи? Ответили ему, чтоб солнышко взошло. Так вот, сказал старик, чтоб вырастить дитя. Душа его как солнышко должна быть. А для того на свете есть садовник, что возделал сад. Цветком душа ребенка зацветет. Слезинка вдруг росою вздрогнет. Зальется звонким смехом мир. И все вокруг светлее встанет. Что за садовник? Он что Бог? Сродни ему — старик ответил. Зажжет таланта лучик он, что в дальних потайных углах. Даст знаний вечных направленья путь. И чтобы мать могла немного отдохнуть. Её заменит дав тепло и ласку. И как гончар из глины, он душу маленькую сотворит. Научит мир любить и выпустит на волю. Ему есть имя воспитатель.

Список используемой литературы.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет

Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.

Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011. 288с.

Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений.

Смирнова Е.О, Холмогорова В.М Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.

Мастер класс по теме: ««Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников»»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выбранный для просмотра документ МАСТЕР КЛАСС.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности» Семинар учителей начальных классов МБОУ «Никольская СОШ» Январь2018

Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников»

1. Творческое упражнение «Ритуал приветствия»

Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем. Конфуций

2. Упражнение: «Учимся слушать».

Слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать. Слышать – разуметь, понимать, рассуждать одновременно с говорящим, анализировать то, что говорят.

Приемы правильного слушания: 1.Сосредоточься на том, что говорит собеседник. 2.Не бойся переспрашивать. 3.Наблюдай за говорящим, его мимикой и жестами.

3. Упражнение «Неожиданные рисунки»

4. Упражнение «Сходства»

«У каждого из нас есть любимая игрушка…», «Мы все очень любим блинчики…», «Нам всем не нравится, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим ездить на море…»

Выбранный для просмотра документ Мастер класс.docx

Мастер — класс «Формирование коммуникативной компетентности»

для учителей начальных классов

Цель: актуализация знаний о применении коммуникативных компетенций, основанных на успешном и эффективном сотрудничестве участников учебы, и влиянии на позитивную динамику в формировании языковой деятельности каждой индивидуально взятой личности младшего школьника.

Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

Сегодня школа должна обеспечить формирование и развитие интеллектуальной, творческой и инициативной личности, способной жить в принципиально новых условиях, реализовать себя в жизни, быть успешной и содействовать развитию общества.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Формирование коммуникативных компетентностей у младших школьников — актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь оно получает поддержку и сочувствие, помощь, в реализации жизненных планов.

Какое же значение коммуникативной компетентности для младшего школьника?

Во — первых, оно влияет на учебную успеваемость

Во — вторых, от коммуникативной компетентности значительно зависит процесс адаптации ребенка в школе

В — третьих, коммуникативная компетентность может как благополучие его будущей жизни.

Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов решения социальных ситуаций.

Вот поэтому наш мастер-класс и называется

« Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников»

Творческое упражнение «Ритуал приветствия»

Цель: Развивать фантазию, творческое начало, чувство доброжелательного отношения друг к другу.

— Любая встреча начинается с приветствия.

— Мне всегда интересно смотреть, как люди приветствуют друг друга. Встаньте два добровольца и покажите, как выглядит типичное русское рукопожатие. Кто видел другие формы приветствия? Может быть, мы можем продемонстрировать их друг другу?

Сейчас вы должны придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга в этой группе. Можно провести в классе с детьми и менять приветствия каждый день или неделю.

Сначала каждый выбирает себе партнера. Теперь у вас есть время, чтобы изобрести новую и необычную форму приветствия для всех нас. Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.

(Пусть все пары покажут свои изобретения. Обсудите и выберите самое интересное

Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить,не наблюдая за вашим слушателем.

— Работая в группе, мы сталкиваемся еще и с проблемой «Умение слушать и слышать».

Упражнение: «Учимся слушать».

Цель: тренировка искусства слушания.

— Давайте вместе проанализируем понятия «слушать» и «слышать», уточним их значение.

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий:

Слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать.

Слышать – разуметь, понимать, рассуждать одновременно с говорящим, анализировать то, что говорят.

— Перед нами приемы правильного слушания

1.Сосредоточься на том, что говорит собеседник.

2.Не бойся переспрашивать.

3.Наблюдай за говорящим, его мимикой и жестами.

-Давайте проверим, хорошо ли мы умеем слушать?

(Для игры нужно 3 добровольца. Они выходят за дверь, остальные становятся наблюдателями. Задача добровольцев — правильно и максимально полно пересказать текст, озвученный им предыдущим участником. Делают они это по цепочке. Ведущий читает текст (один раз, без повторений) первому добровольцу (остальные ждут за дверью). Далее заходит второй доброволец, и первый рассказывает то, что услышал.

Пример текста: Далеко-далеко, за 370 тысяч километров отсюда, в Розовой Стране, в Цветочном городе, на зеленой улице, в маленьком доме с голубыми окошками жил смешной человечек по имени Джек.

Вопросы для обсуждения:

какие вещи были сложнее для запоминания?

что помогло услышать собеседника?

помогал ли собеседник как-то, может жестами?

смотрели ли в глаза, когда говорили?

На сегодняшний день трудности во взаимоотношениях детей возникают достаточно часто. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. Психологические игры, используемые в занятии, помогут создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия и доброжелательного отношения детей друг к другу.

Упражнение «Неожиданные рисунки»

Читать еще:  Дизайн ногтей мастер класс видео новинки спецэффекты

Цели: развитие коммуникативных навыков, формирование умений и навыков работы в команде, сплочение ученического коллектива, осознание детьми ценности дружбы.

Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и простой карандаш, подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде передайте начатый рисунок своему соседу слева. Пусть теперь он постарается увидеть что-то свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам, попробуйте оценить, нравится ли вам то, что получилось. Какие чувства возникли при первом взгляде на работу? Если что-нибудь вас не устраивает, можно изменить рисунок. Представьте, что перед вами настоящее произведение искусства, и дайте ему название.

Задачи: развивать способность видеть сходство между собой и другими детьми; умение договариваться и находить общее решение; навыки работы в команде.

Пусть каждая команда составит список того, что объединяет ее участников. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть любимая игрушка…», «Мы все очень любим блинчики…», «Нам всем не нравится, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим ездить на море…» и т.д. Время выполнения задания – 3 минуты. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Обсуждение. Все мы чем-то похожи. У каждого есть общие черты, объединяющие его с другими людьми. И это тоже очень хорошо. Иначе люди чувствовали ли бы себя одинокими. Расскажите, как вы работали в своей команде? Что нового и интересного узнали друг о друге? Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?

Мастер класс формирование коммуникативных навыков

Сензитивным (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Мною была поставлена трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были:

  • выбраны современные инновационные технологии, такие как: Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»; Панфилова М.А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е.В., «Вместе веселее!»; Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»;
  • на основе изученных технологий мною были разработаны и успешно внедрены в работу:

— Примерный перечень наблюдений, бесед, игровых ситуаций по формированию социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников.

-Пособие «Коммуникативные игры и упражнения для дошкольников».

определены наиболее эффективные методы и приемы успешной работы по направлениям: познавательно-речевое развитие в области коммуникации и социально – личностное развитие в области социализация.

Система игр направлена на укрепление эмоционального благополучия, развития эмоций, формирование социальной адаптации, формирование целостного представления собственного «Я».

1. Игры, направленные на сближение детей друг с другом.

«Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

2. Игры для развития эмоций — с помощью которых, знакомлю детей с «азбукой эмоций», формирую умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью провожу мимические и пантомимические упражнения: «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.). Эти упражнения включаю (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала занятия, заключительную часть или физкультминутку.

3. Игры на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого использую обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений: «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

4. Формирование целостного представления о собственном «Я» и обработка коммуникативных навыков проходит при проведении таких игр как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю, когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Кроме выше перечисленных игр и упражнений в течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приёмы, такие как:

ТРАДИЦИОННЫЕ:

  • проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
  • чтение художественной литературы для выражения детьми эмоциональных сопереживаний;
  • проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки;
  • организация совместной деятельности с детьми других групп детского сада (совместные праздники, развлечения, походы, участие в кукольных спектаклях, драматизации сказок, соревнованиях, фестивалях, конкурсах);

НЕТРАДИЦИОННЫЕ:

  • Минутки шалости (Снежинки, Маленькие ёжики, Любимое животное и др.)
  • Минутки вхождения в день

Наблюдения показывают, что приход утром в детский сад многих детей и родителей связан с эмоциональным дискомфортом, болезненным расставанием, тревогой. Именно поэтому воспитатели успешно используют так называемые ритуалы «вхождения в день», в содержание которых включены различные игры на сближение, коммуникативные массажи, игры на телесный контакт. Функция таких приёмов – положительный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, снятие напряжения, плавное переключение с одного вида деятельности детей на другой. Подобные «минутки вхождения» используются и в специально-организованной деятельности. Их вариативность зависит от тематики и содержания, общего настроения группы, наличием наглядного материала.

Минутки вхождения в день.

Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

Минутки вхождения в день, утренние настрои – помогают создать в группе атмосферу доброжелательности, радости, защищенности, настроить на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

В этих минутках воспитатель является равноправным участником и союзником делится своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями и ни в коем случае нельзя здесь играть роль учителя.

Все эти «минутки» будут эффективными, если детей вы не будете оценивать, добиваться правильных ответов и насильно привлекать к играм. Потому что каждый ребенок по-своему воспринимает окружающий мир. Готовьтесь к каждой встрече серьезно – увлекайте, заинтересовывайте, заражайте их эмоциями, создайте доброжелательную обстановку для развития чувств детей.

Вот и в нашей группе утро начинается с минут доброты, созерцания, нежности, любования, восклицания. Поможем детям стать счастливыми.

В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные некоторым детям практически исчезают, этому способствует умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети становятся дружными, добрыми, заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, они учатся самостоятельно разрешать конфликты, больше играют.

Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе. Спасибо за внимание!

А сейчас предлагаю Вам поиграть.

Статья: «Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»»

Мастер-класс для воспитателей

Читать еще:  Жаккард без протяжек мастер

«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Абрамова Татьяна Николаевна

Воспитатель

СП детский сад «Журавленок»

ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова п.г.т. Новосемейкино

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников.

  1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков.
  2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие старших дошкольников.

Нашу встречу я хочу начать с притчи.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Социально-коммуникативное развитие – «процесс усвоения дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений»

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС содержание образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммукативного развития.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.

Таким образом, в наших руках есть прекрасная возможность для формирования личности ребенка.

Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за детьми, я отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Как только ребенок в первый раз приходит в детский сад он оказывается среди сверстников. Дома он был центром внимания, получавшим много внимания и заботы. А в детском саду, таких как он много, и взрослые требуют от него быть более самостоятельным, терпеливым к сверстникам. Некоторые дети, которые уже адаптировались к детскому саду, начинают с трудом расставаться с родителями, жалуются на то, что его обижают, не любят сверстники. Чтобы ребенок нашел свое место среди сверстников необходимо создать сплоченный, дружный коллектив. Ведь им придется не один год провести вместе. Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Солнечные лучики», «Ветерок радости», «Карусель», «Поздороваемся необычно».

Анализ использования всех этих приемов в развитии общения дошкольников позволил нам сделать следующие выводы: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Основной вид деятельности, способствующий социализации детей – игровая деятельность.

Участники рассчитались на первый-второй-третий. Первые номера — руки за голову, вторые — руки на пояс, третьи — наклон туловища вперед. Каждый расхаживал в указанном положении по аудитории и старался поздороваться с как можно большим количеством людей. Потом было обсуждение, во время которого участники высказывались, было ли им удобно находиться в данном положении, хотели бы они изменить свою позу или позу партнеров.

Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении.

У меня в руках мягкая игрушка. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, и каждый, у кого в руках она окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я – Татьяна. Я люблю свою работу и детей.

Цель: Создание настроения у участников, сокращение дистанции в общении.

Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся участник. Если кто-то затрудняется сказать комплимент, можно пожать руку или обнять его.

— Легко ли говорить приятные вещи другим людям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Почему каждый достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;

по цвету брюк и юбок;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

  1. Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Участники делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

  1. Игра «Дружественная ладошка».

Цель: воспитание дружеских взаимоотношений, желание делать друг другу приятное.

Раздаются листки бумаги.

Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим друзьям по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.

Вот и мы с вами выполнили задание. Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Представление результатов работы

Широкое использование разнообразных упражнений на снятие эмоционального напряжения, материалов и оборудования в уголке психологической разгрузки группы способствует своевременному социальному развитию, формированию эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Рефлексия

Вопросы для рефлексии:

  1. Какие эмоции вы испытывали во время мастер-класса, какие чувства отозвались у вас? (Возможные ответы участников – радость, легкость, приятно…)
  2. Что понравилось вам больше всего?
  3. Что запомнилось?

Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector