Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренды онлайн образования

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Кристина Геворкян, спикер конференции по онлайн-образованию EdMarketLab, эксперт по запуску образовательных продуктов «Фонда развития онлайн-образования» и автор телеграм-канала «Тренды образования» — об EdTech-кухне, тухлых тенденциях и самом недалеком будущем обучения.

Обучение в онлайн-университете: курс «CRM-маркетинг»

В этом году ощущается заметное оживление рынка образовательных продуктов. Акселераторы и инвесторы стали активно интересоваться стартапами, корпорации разрабатывают собственные сервисы и курсы.

Онлайн-образование, состоящее из двух крупных сегментов — E-learning и EdTech — активно развивается. Этот рынок, пока еще несформированный, я ассоциирую с e-commerce и финтехом конца 90-х и начала 2000-х: не установлены правила и стандарты качества, не хватает специалистов с нишевым опытом, а клиент еще не привык платить за продукты и услуги. Поэтому не запрос, а сами игроки рынка стараются его развивать.

E-learning — это отдельные онлайн-курсы в разных форматах, проверочные тестирования и целые онлайн-школы или университеты. Развиваются по двум сценариям: «упаковывают» в продукт собственные экспертные знания и методики и занимаются продюсированием других экспертов.

EdTech — продукты и сервисы, сопровождающие процесс обучения (инструменты для аналитики, построения образовательных траекторий, организации онлайн-обучения и т. п.).

Какие тренды нужно учитывать при запуске своего e-learning-продукта

Я разделяю тренды на «тухлые» и «тру». Почему тухлые? Потому что есть тренды, о которых рынок говорит уже несколько лет и они стали очевидными и почти обязательными. Их несколько:

  • геймификация,
  • мобильное обучение,
  • микрообучение,
  • Soft Skills.

Коротенько о каждом из них. В традиционной форме геймификация включает в себя баллы, «ачивки», рейтинговые таблицы, сюжетный сценарий и определение ролей, но также может быть и полноценной симуляцией. Многие считают, что геймификация являет собой инструмент мотивации, но в отрыве от качественного образовательного контента она работать не будет. Применять игровые механики нужно с умом и не ждать, что они станут панацеей для успешного обучения. Самое классное решение — когда обучение вплетено в игру, как это реализовано в детских проектах Учи.ру или «Алгоритмики»:


Пример задания в Учи.ру

Мобильность — непременное условие для онлайн-обучения, связанное с ежегодным ростом числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств. По данным Mediascope, каждый год этот показатель увеличивается примерно на 15%:

Учитывайте этот фактор, когда выбираете платформу для размещения курсов, и в организации процесса поддержки обучающихся — сайты должны быть адаптивными, а коммуникацию удобно выстраивать в мессенджерах.

Также стоит обратить внимание на рост пользователей смарт-ТВ. Я уверена, что в будущем это станет популярным каналом доставки образовательного контента.

Микрообучение или курсы, разбитые на модули небольшого объема; продолжительность лекций в этом формате составляет в среднем 15 минут. Размер связан с пределами восприимчивости к новой информации (стандартное представление о 18 минутах концентрации внимания) и нацелен на получение практических знаний и навыков. В условиях, когда школьникам и взрослым не хватает времени на регулярное до-обучение, необходимо строить занятия таким образом, чтобы было возможно учиться малыми порциями.

Уже не первый год все говорят о важности развития soft skills, таких как эмоциональный интеллект, коммуникативные и управленческие навыки, тайм-менеджмент, конфликтология и др. Ценность таких навыков для массового пользователя пока еще не столь явная, но удивить подобными программами клиентов или инвесторов уже не получится.

К «тру» трендам я отношу:

  • иммерсивное обучение,
  • голосовые помощники и чат-боты,
  • сторителлинг и подкасты,
  • сообщества и наставничество,
  • индивидуальная траектория обучения.

Иммерсивное обучение представляет собой использование технологий виртуальной и дополненной реальности.


Примеры взяты из опыта компании Cerevrum

Считается, что мозг не различает реальные события и качественную симуляцию, поэтому использование виртуальной реальности открывает бескрайние возможности для обучения. Такие решения все больше становятся интересны корпорациям и помогают масштабировать и оптимизировать обучение сотрудников.

С постепенным ростом популярности VR-шлемов этот тип e-learning перекочует из сегмента B2B и на B2C-рынок.

Голосовые помощники и чат-боты выводят мобильное обучение на новый уровень. Смартфон теперь всегда под рукой, поэтому можно, к примеру, обучаться в программе-боте по пути на работу или общаясь с голосовым помощником, стоя в пробке. Пока их функциональность сильно ограничена, но потенциал к развитию огромен: отработка речевой и письменной грамотности, изучение иностранных языков, общее развитие и т. п.


Часть списка команд голосового помощника «Алиса»

Подкасты, конечно, не новшество, но я вижу активное движение в этом направлении. Аудиоформат удобен для прослушивания в дороге или параллельно с другими делами, а сторителлинг позволяет делать повествование нескучным. Возможно, этот тип донесения информации и не будет слишком массовым, но я рекомендую рассматривать его как дополнение к классическому видео-обучению — предоставлять слушателям возможность пройти курс в текстовом и аудио-формате.


Пример преподнесения информации через сторителлинг


Схема построения сценария

Учебные сообщества и наставничество/менторство становятся важными инструментами поддержки слушателя в образовательном процессе. В частности, в условиях цифровой трансформации и с появлением новых для рынка труда профессий становится актуальной поддержка экспертов. Это способ персонализировать обучение, давать больше обратной связи и снимать с обучающихся тревожность в условиях неопределенности.


Мотиваторы, полученные по итогам тестирования на программу «Остров1021»

Персонализация же важна в рамках построения индивидуальной траектории обучения. Она позволяет корректировать маршрут развития обучающегося, с учетом его первоначальных компетенций и поставленных целей через определение ключевых мотиваторов, подходящих форматов, интенсивности и скорости прохождения обучения.

Добавлю также, что стремительно «отмирает» проведение вебинаров в прямом эфире. Чаще всего время трансляции оказывается неудобным для слушателей, в повествовании автора встречается много отвлечений и «воды», что вызывает недовольство студентов. Поэтому я рекомендую использовать такой формат только в качестве MVP для тестирования содержания обучения, а финальную версию образовательного продукта для серьезных продаж делать в записи.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Новая азбука: как потребности поколения Z меняют онлайн-образование

В 2016 году Techcrunch опубликовал статью с заголовком «Edtech is the new Fintech», которая привлекла внимание мирового инвестсообщества к сфере образовательных технологий. Заголовок статьи вызвал шквал обсуждений на тему будущих перспектив глобального рынка образования. По последним прогнозам , к 2020 году объем глобальных инвестиций в образовательные технологии достигнет 252 млрд долларов, при этом большая часть придется на внедрение новых технологий в сфере школьного образования. Только рынок онлайн-образования сегодня оценивается в $50 млрд , хотя по последним данным всего 2% всех образовательных услуг реализованы в онлайн-формате.

При этом в ближайшие пять лет у 80% населения планеты будет доступ к интернету, 50% американского рынка труда заберут фрилансеры, а 90% жителей планеты до 30 лет будут проживать в развивающихся странах. С этим меняются требования к образованию — в современном мире оно должно стать более гибким, доступным и прикладным, чтобы помогать странам, компаниям и людям максимально задействовать человеческий капитал. За последние 5 лет глобальные инвестиции в Edtech выросли на 503%. Международный рынок развивается в онлайне и обусловлен активным развитием новых рынков — Индия, Китай, Азия, восточная Европа. В развивающихся странах — Индия и Китай — более 50% из всех пользователей интернета выходят в онлайн через мобильный телефон или планшет. Родители часто используют мобильные приложения для развития детей. Также в связи с популярностью микро-обучения в корпоративном сегменте мобильные приложения стали востребованными в сфере повышения квалификации. Рынок мобильных образовательных приложений и игр, электронных книг вырастет с $4,4 млрд по итогам 2015 года до $14,5 млрд к 2020 году.

Глобальный рынок онлайн-образования оказался на стыке двух трендов — персонализации образования и новых технологий диагностики. Люди будут видеть все больше смысла в обучении, а значит, будут готовы вкладывать все больше средств в собственное образование. Обучение станет важной инвестицией, и тренды, над которыми сегодня только экспериментируют, станут неотъемлемой частью удовлетворения потребностей поколения Z. Но можно ли примерять позитивную мировую динамику на российский рынок?

Российский рынок образования

Государственный бюджет на образование в 2016 году составил 3 058,98 млрд рублей. Из них 40% консолидированного бюджета — расходы на общее образование, около 70% средств распределяются на уровне субъектов РФ. Из федерального бюджета финансируются вузы и часть федеральных целевых программ.

Иногда к государственным инициативам привлекают частные компании. Разработка и поставка программ, издательская деятельность, оснащение учебных заведений, строительство — самые крупные статьи бюджетных расходов. Причем эти направления довольно закрыты, и к поставщикам применяются жесткие регламенты и стандарты. Так, например, ежегодно Министерство образования и науки утверждает перечень компаний, которые могут издавать школьные учебники и участвовать в тендерных процедурах. Крупнейшими игроки — «Эксмо» и Издательство «Просвещение».

Что касается частных инициатив, то основное развитие здесь происходит в сфере неформального образования для разных групп. В условиях постиндустриальной экономики, постоянного устаревания знаний формируется спрос на гибкие решения в сфере образования и подготовки кадров. Рынок онлайн-образования оценивается в 400 млн рублей и состоит преимущественно из корпоративных решений.

На рынке формального образования сфера дошкольного образования является самой популярной среди частного сектора. Это обусловлено сравнительно низким входным порогом, возможностью создания детских садов квартирного типа, высоким спросом на данный вид услуги и программами государственного софинансирования по схеме целевых потребительских субсидий, реализованных на территории ряда субъектов. Среди всех общеобразовательных учреждений, работающих на территории РФ, всего — 213 частных школ, большая часть которых находится в Москве и Московской области. За последние несколько лет количество частных школ по стране сократилось.

Что предлагает Министерство образования РФ

В сравнении рынков несложно заметить, что российский рынок образования не соответствует международным преобразованиям и необходимому темпу развития. Но мы все-таки движемся, и 25 октября этого года правительство РФ утвердило паспорта приоритетных проектов в сфере образования, одним из которых стал « Современная цифровая образовательная среда в РФ ». Например, по плану, к 2025 году 11 млн студентов пройдут курсы в формате онлайн на платформе «Открытое образование» (государственный вариант Coursera). («Открытое образование» — одна из данных платформ, документ предусматривает доступ к аудитории к различным ресурсам онлайн-обучения — Forbes)

С одной стороны, к любым проявлениям активности со стороны государства в цифровой сфере лучше относиться скептически, но для рынка образования наличие «верификации» со стороны государства определенно станет позитивным фактором, так как это снимет недоверие людей к онлайн-среде.

Читать еще:  Создание html таблиц онлайн

В то же время частные инициативы активизировались гораздо сильнее. Например, за последний год сфера частного образования в России существенно сдвинулась и пополнилась новыми инвесторами. Аркадий и Борис Ротенберги (издательство «Просвещение») заинтересовались сферой образовательных стартапов и инвестируют до 3 млрд рублей в совместный акселератор с ФРИИ. А Вадим Мошкович потратит $ 200 млн на строительство школы Летово и стипендиальный фонд для талантливых детей. Также появилось несколько крупных частных экспериментальных инициатив, направленных на создание новых подходов в сфере школьного образования – «Хорошкола» (основанная Яной Греф), школа благотворительного фонда «Дар «и другие.

Неудивительно, что в этой ситуации появилась ниша для создания новых технологий, методик и продуктов в сфере неформального образования, дополняющая и компенсирующая пробелы в сфере формального образования. Существует много амбициозных игроков на рынке неформального образования, в особенности в сфере изучения языков и подготовки к поступлению. Общий рынок репетиторства для школьников оценивается в 30 млрд рублей, при этом половину составляет подготовка к ЕГЭ. У читывая тренд на сокращение бюджетов на образование, очевидно решение усиления роли частного сектора в предоставлении услуг. Детское дополнительное образование, онлайн-образование, повышение квалификации, услуги репетиторов — направления с позитивной динамикой роста, несмотря на общее снижение платежеспособности населения.

Тренд 1. Персонализация образования

Адаптация образовательного контента, умное распределение — одна из ниш на рынке онлайн-образования. Тренд носит сквозной характер, и большая часть инициатив в данной сфере реализована в формате Saas-решений, которые позволяют создавать виртуальные персонализированные образовательные пространства (Virtual personalized learning environment). Такой формат персонализации отвечает на вопрос «как» — как повысить эффективность от образовательного процесса с учетом особенностей обучаемости студента?.

Есть и другая часть персонального подхода к образованию, связанная с подбором образовательных программ, которая отвечает на вопрос «что?» — что именно стоит изучать, какие навыки осваивать, чтобы добиться успехов в карьере, максимально раскрыть и развить уникальный потенциал каждого человека? Таких проектов пока меньше, но их количество будет расти вместе с приходом нового поколения на рынок труда.

Каналы монетизации на рынке технологий персонализации образования — это, в основном, продажи SaaS (s oftware as a service, программное обеспечение как услуга) образовательным учреждениям или интегрирование технологий в платформы массовых онлайн образовательных курсов. Рынок образовательного софта для школ, вузов и корпоративных образовательных форматов в 2015 году оценили в $5,8 млрд, через пять лет он достигнет $15 млрд.

Тренд 2. Продюсирование образовательного контента

Благодаря массовым открытым онлайн-курсам знания стали доступными, но при этом сама ценность контента сильно упала. Ежегодно снижается объем рынка самообучения, падает мотивация пользователей. Если раньше монополия на знания была у образовательных учреждений, то сейчас курс взят на децентрализацию. Каждый человек может являться источником образовательного контента. Это доказано успехом таких ресурсов, как Skillshare и Udemy, позволившим пользователям записывать свои уроки и зарабатывать на них.

Тренд на фриланс и желание иметь финансовую мобильность приведет к созданию большой индустрии сопровождения, обеспечивающей доступ и успешность на этом рынке. К этому также ведет низкий уровень концентрации, доступность знаний и борьба за внимание учеников. Уже сегодня каждый может зарабатывать на своих знаниях, превращая их в продукт, но далеко не все обладают необходимыми навыками. Зарабатывать будут те, кто сможет научиться «упаковывать» экспертов и выводить их знания на рынок, делать контент привлекательным.

Появляется целых рынок «упакованного контента». Его рост обеспечат платформы, которые научатся из огромного объема доступных курсов создать ценностное предложение под конкретную задачу конкретного ученика. Для создателей подобных платформ пути для монетизации тоже уже понятны: корпоративное обучение в условиях оптимизации бюджетов, выход на рынок повышения квалификации. В марте 2016 года индийский стартап Byju получил $75 млн от одного из самых известных мировых венчурных фондов, Sequoia capital. Харизматичные педагоги с актерскими навыками, спецэффекты и инфографика в совокупности со спецификой индийского рынка позволили компании выйти на 5,5 млн скачиваний приложения за три года. Этот сегмент на мировом рынке достиг $13,9 млрд в 2015 году, к 2020 году он вырастет как минимум на $3 млрд.

Тренд 3. VR и AR

С 2012 года компании в сфере виртуальной реальности (VR) привлекли финансирование в размере $1,25 млрд. За последние несколько лет фокус компаний из сферы VR начал смещаться в сторону образования, преимущественно школьного, предоставления комплексных 3D-решений для школ, от создания контента до оснащения школ необходимым оборудованием. Рынок VR решений для образования уже прошел отметку в $15,9 млрд. Эти технологии полностью меняет сам процесс обучения. Если до этого мы получали знания из книг и рассказов, то технологии VR позволяют формировать знания через опыт. Учащийся теперь полностью погружается в историческое событие или художественное произведение.

Дополненная реальность (AR) также станет неотъемлемой частью обучения и инструментом персонализации образовательного процесса. У каждого ученика появится своя персональная доска. Стартапы, которые научатся внедрять AR и VR в учебные продукты, смогут напрямую продавать их учебным учреждениям, корпорациям, а также договориться об интеграции новых технологий с образовательными онлайн-сервисами для повышения мотивации учеников.

Тренд 4. Новые технологии диагностики и выявления потенциала

Глобальный переход к экономике знаний и борьба за таланты меняет подход и к развитию человеческого капитала. Жесткий отбор талантов сменяется необходимостью выявлять таланты, развивать их, инвестируя время и деньги. Пересмотру подлежат единые образовательные экзамены, «диагностика» в компаниях. Пока число доступных образовательных форматов растет, потребность в оценке качества приобретаемых знаний и независимой верификации навыков очевидна. Системы digital-«значков», подтверждающих навыки, активно внедряются в школы и вузы. И это тоже новая сфера возможностей для стартапов. Тренд является частью рынка оценки и тестирования, одного из самых крупных сегментов на рынке онлайн-образования. За такие услуги будут платить корпорации, малый и средний бизнес, но найдутся платные пользователи среди желающих сменить карьерную траекторию, среди родителей. Такие услуги, с опорой на технологии стартапов, будут продавать и образовательные учреждения. Рынок стартапов с продуктами для оценки и тестирования способностей только в США превысил $9 млрд.

Тренд 5. Микро-обучение

Рассеянное внимание, отсутствие свободного времени и привычка потреблять контент маленькими «порциями», которую нам прививают социальные сети, подготовили почву для нового явления в образовательных технологиях. Микро-обучение, или bite sized learning, дает возможность осваивать новые области знаний в формате пятиминутных ежедневных уроков. У таких проектов есть интересные схемы монетизации, такие, как, например, допродажа полноценных сертифицируемых программ. Пользователь в формате микро-обучения знакомится с курсом, осваивает один модуль и дальше может докупить программу. Также появляются проекты, которые позволяют любой образовательный контент адаптировать в формат микро. Эти же технологии применяют несколько успешных компаний в сфере электронных книг. Такие технологии все а ктивнее приходят в корпоративное обучение и к 2020 году сформируют рынок объемом $31 млрд .

Топ-10 трендов онлайн-образования-2020

Как запускать онлайн-курсы и быть в тренде? Какое обучение в 2020 году привлечет максимум аудитории? Давайте разбираться.

Онлайн-курс, который вы запускаете на открытый рынок, должен не только решать задачи слушателей и приводить их к заветной цели, но и соответствовать современным трендам и новым технологиям. Например, выпускать сегодня образовательный продукт, не адаптированный под мобильные устройства, по меньшей мере неразумно — потенциальные клиенты, скорее всего, ценят удобство и уйдут к вашим более продвинутым конкурентам.

Давайте посмотрим на основные тренды в онлайн-образовании, которые будут актуальны в 2020 году (а скорее всего, и дольше).

Топ-10 трендов онлайн-образования

1) Индивидуальная траектория обучения

В 2020 году будет сохраняться запрос на гибкое онлайн-обучение, которое решает конкретные запросы пользователя. Становятся все более популярны модульные образовательные линейки, в которых слушатель может из отдельных блоков «собрать» персональную траекторию обучения, отвечающую его запросу.

Так, например, устроена модульная линейка EdMarket, в которой к базовому курсу вы можете докупить дополнительные модули и прокачаться в темах, например, маркетинга или методики онлайн-обучения.

2) Мобильное обучение

Здесь все просто: пользователи хотят проходить онлайн-уроки в дороге, когда выдается свободная минутка, в любом удобном месте. Если по какой-то причине ваш курс требует прохождения только со стационарного компьютера, скорее всего, вы потеряете аудиторию.

3) Микрообучение

Еще один тренд, который сохраняет актуальность не первый год. В современном графике жизни сложно найти свободное время, чтобы посмотреть 1,5-часовой вебинар. 10-15-минутное видео — другое дело.

Микрообучение предполагает, что вы «упаковываете» информацию в короткие ролики и дополняете их практичными заданиями, чеклистами и шаблонами. Подробнее о том, как устроено микрообучение, читайте в нашей статье .

Важно помнить, что микрообучение — это не “волшебная таблетка” и не универсальное решение. Если тема курса сложна, включает много аспектов и требует детального и длительного обучения, «упаковать» ее в формат микро-уроков не получится.

4) Онлайн-обучение с развернутой обратной связью

Онлайн-курсы, на которых слушатели получают обратную связь на домашнее задание, безусловно выигрывают у тех, которые не включают эту опцию.

Обратную связь (в форме личных консультаций, разбора домашних заданий, индивидуального сопровождения) студенты могут получать от преподавателей курса или от тьюторов — специалистов с опытом по теме обучения, которые разбирают домашние задания студентов, выявляют сильные и слабые моменты и помогают достичь нужного результата.

5) Тренд на создание комьюнити и нетворкинг

Слушатели приходят на онлайн-курсы не только за знаниями. Очень многих привлекает возможность завязать интересные знакомства, войти в сообщество творческих развивающихся людей, найти среди них, возможно, партнеров для своих проектов. Поэтому в 2020 году популярность набирают курсы, которые дополняют образовательную часть нетворкингом.

Например, все учащиеся в EdMarket общаются в телеграм-чатах, где могут поделиться впечатлениями, задать вопрос или попросить обратную связь на проект. Но помните, что коммуникацию в чатах придется поддерживать вам как организатору обучения: без модератора любое общение рано или поздно затихает или вырождается во флуд.

Читать еще:  Обучение маникюру онлайн бесплатно видео

6) Практикоориентированное обучение

Причем в самом широком смысле. Слушатели чаще всего не заинтересованы выполнять учебные задачи, как это было в школе, и погружаться в теорию, которая имеет мало отношения к из запросу. Поэтому в конкурентной борьбе побеждают онлайн-курсы, которые построены на кейсах и конкретных, связанных с повседневностью слушателей, заданиях.

Например, во время обучения на курсе « Руководитель онлайн-школы » слушатели выполняют задания, работая над собственным проектом онлайн-школы. Каждое задание — конкретная ступенька в его разработке, и в финале выпускники имеют готовый к запуску продукт.

7) Стажировки и трудоустройство как часть онлайн-курса

В конкурентной борьбе выигрывают образовательные продукты, которые обеспечивают студентам стажировки в крупных компаниях или помогают наиболее успешным слушателям найти работу по новой, только что приобретенной, специальности.

Многие студенты EdMarket находят работу уже во время обучения. Например, вот кейс Александры Рэдулеску , которая училась на курсе « Методист онлайн-курсов ».

8) Смешанное обучение

Еще один «долгоиграющий» тренд сферы онлайн-образования. Востребованными оказываются курсы, которые соединяют офлайн- и онлайн-форматы. Например, в курс EdMarket « Руководитель онлайн-школы » входят 6 очных мастер-классов: пройдя обучение по той или иной теме, слушатели могут попрактиковаться и углубить знания во время очных занятий.

9) Мультиформатное обучение

Востребованы онлайн-курсы, создатели которых «упаковывают» информацию в разных форматах. Так, слушатели одного и того же курса могут слушать видеоролики, заполнять учебные тетради, получать чеклисты, шаблоны и другие вспомогательные материалы, работать с онлайн-тренажерами. При таком подходе лучше усваивается информация, и курс становится более насыщенным.

10) Геймификация

Пожалуй, самый неоднозначный тренд из перечисленных. С одной стороны, игровые механики в обучении работают отлично и помогают сохранить интерес к занятиям и проходить онлайн-курсы до конца. Но — только если игровые механики соответствуют учебным задачам и помогают достигать целей. Причем учебных целей, а не игровых.

Далеко не обязательно вкладываться в сложно устроенную геймификацию, чтобы получить востребованный онлайн-курс. Люди покупают онлайн-курс не чтобы сыграть в игру, а чтобы получить результаты, которые принесут им новые знания и навыки.

И совет напоследок: помните, что тренды онлайн-образования — не универсальное решение. Применяйте их с умом, не забывайте о качественном продукте и грамотном продвижении, и тогда ваши онлайн-курсы будут востребованы, независимо от того сколько трендов вы учли при их создании.

Онлайн-образование: 7 ключевых трендов 2018 года

Интерес к дистанционному обучению растет последние 2-3 года, но настоящий бум еще впереди. В ближайшие годы рынок образования подстроится под запросы людей, рожденных в цифровую эпоху, делая упор на технологичности.

В этой статье я дам обзор тенденций онлайн-обучения на 2018 год. Некоторые вас удивят 🙂

Причины, почему все больше людей выбирает интернет-образование

Пройти дистанционные курсы можно в любое время и без привязки к определенной локации. Мобильность дает свободу выбора и комфорт: все, что нужно для запуска процесса – это удобное помещение с wi-fi и любимый гаджет. Ну и чашечка кофе для бодрости.

Есть и другие преимущества дистанционного обучения:

  • впечатляющий выбор специализированных тем, а значит, больше практической пользы и конкретики;
  • доступность: курсы можно пройти бесплатно или же их стоимость значительно ниже офлайн-аналогов;
  • удобство: его легко совмещать с работой или основной учебой, не теряя время и деньги в случае пропуска;
  • если курсы англоязычные, они дают возможность заняться нетворкингом – наладить контакты с людьми из разных стран, обменяться опытом и, как бонус, подтянуть знание языка.

Дистанционное обучение развивается в 2-х направлениях:

  1. Образовательные интернет-платформы, предоставляющие массовые открытые онлайн-курсы (МООС): Coursera, EdX, FutureLearn, Prometheus. Большинство учебных модулей разработаны известными ВУЗами как аналоги офлайн-обучения. Предлагаемые курсы разнообразны, материалы доступны бесплатно, а сертификат об окончании можно приобрести за несколько десятков долларов. Однако есть и минус – зачастую они не адаптированы и требуют довольно высокого уровня знания английского языка. Если мотивация слабая, окончить курс шансов мало.
  1. Обучение по программам компаний, экспертных в своей области. Например, IT-фирмы разрабатывают курсы компьютерных языков, маркетинговые компании обучают премудростям digital-продвижения и т.д. Эти программы обычно адаптированы под требования местного рынка, но как определить их качество? Рейтингов практически не существует: пользователь платит деньги, не получая взамен гарантий. Не известно, котируются эти курсы у работодателей и повысят ли они стоимость специалиста на рынке труда. Дадут нужные знания или коснутся темы лишь поверхностно? Сарафанное радио – плохой показатель, ведь мнение других людей субъективно, а отзывы в интернете часто пишут сотрудники компании.

Тренды онлайн-образования в 2018 году

Если вкратце, то обучение станет более дозированным, персональным и увлекательным. Ниже – 7 основных тенденций.

1. Роль сертифицирующих организаций усилится

Онлайн-образование перебирает на себя функции стандартных учебных заведений. А значит, будет заимствовать и соответствующие стандарты: классификацию и ранжирование образовательных центров. Качество преподавания и работу лекторов эксперты будут оценивать по ряду показателей, формируя объективные рейтинги. И тогда сертификаты курсов из сомнительной бумажки превратятся в доказательство полученных знаний: со временем они станут равноценными результатам экзаменов ВУЗов. Провайдеры образовательных курсов будут вынуждены тщательнее подбирать лекторов и заботиться о своей репутации – выживут не все, но оно и к лучшему.

2. Видеоконтент станет must have в программах обучения

Человек лучше воспринимает информацию через зрительные образы, которые можно доносить в виде инструктажа, с помощью анимации, слайдов, живых видео на Facebook и Instagram. Согласно прогнозам, к 2019-му году видео будет генерировать 80% мирового интернет-трафика. В первую очередь востребован развлекательный контент, однако тенденция затронет и онлайн-образование.

Популярность роликов растет вместе с расширением и улучшением мобильной связи, а также с увеличением количества владельцев смартфонов. Продвинутые провайдеры дистанционных курсов уже заняты оцифровкой текстовых материалов и их переводом в видеоконтент. Вебинары останутся эффективным инструментом обучения, но только в случае качественного наполнения.

Чтобы поразить ваших подписчиков крутым видеонаполнением, читайте статью «Как создать обучающее видео, которое влюбляет в себя» .

Обратите внимание, как мы вносим разнообразие в свои обучающие материалы, включая ролики с полезными советами от профи:

3. Игровое обучение: подход работает не только с детьми

Для многих получение знаний ассоциируется с невыносимо скучным занятием – «спасибо» давно устаревшим программам школ и ВУЗов. Игры же всегда противопоставлялись учебе: «Вот закончишь домашнее задание и пойдешь гулять». А что, если добавить в процесс обучения игровые практики: вызовы, конкуренцию, сотрудничество, рейтинг лидеров, награды за достижения?
На выходе получим:

  • высокий уровень вовлеченности и взаимодействия: эмоциональное восприятие повышает усвоение информации на 9%;
  • возможность экспериментировать и внедрять новые методы управления и продвижения без денежных потерь;
  • понимание функционирования бизнес-процессов в комплексе, на всех уровнях.

С помощью игровых методов легче объяснить сложные концепции и проверить знания. Во время интерактивного обучения участники разрабатывают стратегии и принимают решения, тут же наблюдая их влияние на финансовое положение компании. Подобные программы применимы для любой сферы и уровня подготовки.

Как пример приведу популярную массовую онлайн-игру (ММО) EVE Online, где каждый может почувствовать себя астронавтом в мире фантастических приключений. Игроки пробуют себя в разных видах деятельности: исследованиях, добыче полезных ископаемых, торговле, производстве, военных операциях и пр. А переход на новый уровень требует владения определенными знаниями.

4. Микрообучение рулит: хочешь съесть мамонта – раздели его на небольшие кусочки

Работающий человек в среднем готов посвятить дополнительному профессиональному обучению 1% своего времени. А это всего 24 минуты в неделю – немного, согласитесь. Кроме того, молодые специалисты из поколения миллениалов (рожденные в 80-90-х годах прошлого столетия) быстро теряют внимание и мотивацию: стандартные модули обучения на 1-2 часа вгоняют их в скуку.

Однако выход найден: давать ровно столько информации, сколько пользователь может усвоить за 4-5 минут в день. В следующем году в приоритете будет использование коротких видеороликов, небольших текстовых или визуальных материалов. Для лучшего усвоения материала после каждого блока проводится блиц-тестирование. Такой подход позволяет лучше сохранять информацию в долгосрочной перспективе, а это важный момент для овладения рабочими навыками.

Не обязательно полностью менять подачу учебных данных – микроконтент может быть одним из способов донесения информации. Например, владельцам мобильных устройств , вынужденным коротать время в поездке или очереди.

5. Возрастающий интерес к виртуальной и дополненной реальностям

Мечтали когда-нибудь надеть шлем и почувствовать себя авиапилотом? Сейчас технологии виртуальной реальности (VR) доступнее: их используют для изучения исторических событий, подготовки медиков и т.д. Такой метод обеспечивает полное погружение и вовлечение в процесс на эмоциональном уровне. Информация лучше запоминается, оттачивается моторика движений. Но при всех плюсах, использование виртуальной реальности – удовольствие довольно дорогое.

Применение в обучении техники дополненной реальности (AR) выглядит реалистичней. В этом случае достаточно загрузить на девайс соответствующее приложение . AR помогает глубже разобраться в строении или функционировании объектов, а среди ее плюсов:

  • наглядность: технология позволяет увидеть малейшие детали, приблизить, уменьшить или увеличить объект, взаимодействовать с ним; облегчает изучение ядерных процессов, клеточной структуры, строения молекул, архитектурных конструкций и т.д.;
  • безопасность: можно проникать в суть вещей, не боясь что-то сломать или испортить;
  • этот метод дешевле, чем использование виртуальных технологий.

Для цифрового поколения – тех, кому нет 20-ти, – обучение с помощью виртуальной и дополненной реальности будет привычным делом. Скорее всего, использовать они будут микс двух технологий, например очки смешанной реальности – HoloLens от Microsoft или аналоги. Изначально разработанные для геймеров, устройства стали популярными в образовательной и бизнес-среде.

6. Адаптация имеющегося контента к новым вызовам

Не все могут внедрить в процесс обучения новейшие технологии – да это и не нужно. Ведь в большинстве случаев пользователи просто ищут важную для них информацию. Поэтому образовательным центрам стоит пересмотреть уже имеющийся материал: насколько он актуален, полезен, детализирован. Они должны быть готовы к постоянным изменениям и к внедрению новых программ.

Читать еще:  Математика 3 класс решать онлайн

В 2018-м обучение станет более персонализированным, заточенным под требования конкретных позиций. Дистанционный курс будет выполнять роль дорожной карты, которая ведет от базовых знаний до уровня эксперта за максимально короткое время.

7. Внутренняя сила: социальное обучение и наставничество

Этот подход направлен на использование собственного потенциала компании – знаний и опыта ее сотрудников. Выгоды следующие:

  • получаемые знания заточены под требования компании;
  • экономия затрат за счет использования внутренних ресурсов;
  • оперативное решение проблем, наличие постоянной обратной связи;
  • тот, кто учит, одновременно совершенствует свои профессиональные навыки.

Для корпоративного онлайн-обучения применяются соцсети, специальные программы, внутренние чаты, форумы и т.д. Вопрос лишь в том, как мотивировать сотрудников к их регулярному посещению.

Важная часть внутреннего учебного процесса – это наставничество, когда сотрудник получает поддержку более опытного коллеги. Персональный ментор помогает добиться лучших результатов, уберегает учащегося от прокрастинации (желания отложить дела на завтра, понедельник или следующий год). А еще контролирует заданный курс, не позволяя распыляться на лишние детали.

Заключение

В 2018 году интернет-образование будет интегрировать и применять больше продвинутых технологий: видеоконтент, игровые программы, элементы виртуальной или дополненной реальности. Но в центре внимания остаются люди, не желающие тратить время на изучение всего обо всем. Главная функция обучения – дать четкие ответы на вопросы и закрепить нужные навыки. Решающим фактором останется мотивация человека и готовность регулярно уделять время самообразованию.

Понравилась статья? Ставьте лайки, мотивируя меня раскрывать тему онлайн-образования еще более детально.

Ищите способы, как привлечь больше клиентов к своему бренду и продукции? Используйте возможности простого инструмента в Instagram. Читайте об этом подробно в нашей статье «Азбука Instagram Stories: все, что нужно знать предпринимателю».

«Эйфория онлайна будет сходить на нет». Эксперты рассказывают, как мы будем учиться и кем работать в 2020 году

Главные образовательные тренды следующего года

В бу­ду­щее возь­мут не всех — это ка­са­ет­ся и уста­рев­ших под­хо­дов к об­ра­зо­ва­нию и са­мо­раз­ви­тию. Пе­ред на­ступ­ле­ни­ем но­во­го де­ся­ти­ле­тия важ­но вы­стро­ить пра­виль­ную тра­ек­то­рию раз­ви­тия в обу­че­нии и ка­рье­ре. «Цех» по­го­во­рил с экс­пер­та­ми в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния и вы­яс­нил, на ка­кие трен­ды сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние в 2020 году, а что оста­вить в 2019. Бо­нус: «глав­ный хан­тер ру­не­та» Але­на Вла­ди­мир­ская и ди­рек­тор «Нето­ло­гии» Мак­сим Спи­ри­до­нов на­зва­ли са­мые вос­тре­бо­ван­ные про­фес­сии сле­ду­ю­ще­го года.

Я могу вы­де­лить че­ты­ре глав­ных об­ра­зо­ва­тель­ных трен­да 2020 года:

1. Вы­рас­тет по­треб­ность в са­мо­иден­ти­фи­ка­ции
«Где я сей­час и в ка­ком на­прав­ле­нии мне дви­гать­ся?» — та­кие во­про­сы люди бу­дут за­да­вать все чаще, по­то­му как ин­фор­ма­ции с каж­дым днем ста­но­вит­ся все боль­ше. За по­след­ние два года было сге­не­ри­ро­ва­но 90% всей ин­фор­ма­ции, ко­то­рой мы поль­зу­ем­ся се­го­дня. В та­ком по­то­ке на­зре­ва­ет по­треб­ность во внут­рен­нем «ре­три­те», ко­гда нуж­но оста­но­вить­ся и пе­ре­осмыс­лить себя че­рез об­ра­зо­ва­ние. Здесь на по­мощь при­хо­дят уже не столь­ко про­фес­си­о­наль­ные, сколь­ко профори­ен­ти­ру­ю­щие кур­сы, ко­гда че­ло­век мо­жет прий­ти, по­про­бо­вать что-то и по­нять, его это или нет.

2. Люди на­учат­ся фор­му­ли­ро­вать соб­ствен­ную об­ра­зо­ва­тель­ную тра­ек­то­рию
По­сле осо­зна­ния соб­ствен­ных ам­би­ций и це­лей, нуж­но за­ду­мать­ся о спо­со­бе их до­сти­же­ния. В иде­а­ле де­лать это нуж­но каж­дый год. Если рань­ше счи­та­лось, что об­ра­зо­ва­тель­ный «ап­грейд» нуж­но про­во­дить раз в пять лет, то те­перь учить­ся нуж­но по­сто­ян­но. Пе­ред Но­вым го­дом со­ставь­те спи­сок, чему, как и где вы хо­ти­те на­учить­ся в на­сту­па­ю­щем году: он­лайн- и офлайн-кур­сы, об­ра­зо­ва­тель­ные по­езд­ки, ме­ро­при­я­тия, кон­фе­рен­ции и про­чее. Пе­ре­смат­ри­вай­те этот спи­сок и из­ме­ряй­те про­гресс. Са­мо­об­ра­зо­ва­ние — как фит­нес, долж­но стать трен­дом.

3. Гло­баль­ное мыш­ле­ние бу­дет опре­де­лять кон­тент об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм
Неваж­но, вы со­зда­е­те или по­треб­ля­е­те об­ра­зо­ва­тель­ный про­дукт, он дол­жен от­ве­чать гло­баль­ным вы­зо­вам. Осо­бен­но ко­гда речь идет о кре­а­тив­ных ин­ду­стри­ях: сле­ди­те за тем, ка­кие ми­ро­вые трен­ды на­ме­ча­ют­ся в ди­зайне, ар­хи­тек­ту­ре, ур­ба­ни­сти­ке, кино, му­зы­ке, ком­пью­тер­ных иг­рах, и внед­ряй­те их в свою про­грам­му или в прак­ти­ку обу­че­ния.

4. Тех­но­ло­гии бу­дут драй­ве­ром не толь­ко EdTech, но и в об­ра­зо­ва­нии в це­лом
Тех­но­ло­гии бу­дут раз­ви­вать­ся, в том чис­ле в кре­а­тив­ных ин­ду­стри­ях, что поз­во­лит че­ло­ве­ку по-но­во­му ре­а­ли­зо­вы­вать свой твор­че­ский по­тен­ци­ал. За счет это­го бу­дет пе­ре­осмыс­лять­ся и кре­а­тив­ное об­ра­зо­ва­ние. По­явит­ся боль­ше ин­стру­мен­тов, ко­то­рые мож­но бу­дет внед­рить в об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс. Но это не зна­чит, что все уй­дет в EdTech. Если сту­ден­там и пре­по­да­ва­те­лям удоб­но ис­поль­зо­вать Slack или Trello — это пре­крас­но. Необя­за­тель­но каж­дый раз «изоб­ре­тать ко­ле­со», раз­ра­ба­ты­вать спе­ци­аль­ные сер­ви­сы, ко­гда на рын­ке уже есть про­ве­рен­ные и гиб­кие ре­ше­ния.

В 2020 году бу­дет вос­тре­бо­ва­но об­ра­зо­ва­ние, свя­зан­ное с софт-скил­ла­ми — осо­бен­но с на­вы­ка­ми пе­ре­го­во­ров и пре­зен­та­ции. Так­же в трен­де все, что свя­за­но со ста­биль­но­стью: чем бо­лее стрес­со­вый мир во­круг нас, тем бо­лее вос­тре­бо­ва­ны на­вы­ки стрес­со­устой­чи­во­сти, ме­ди­та­ции, уме­ние мо­де­ри­ро­вать слож­ные стрес­со­вые си­ту­а­ции и кон­флик­ты. В про­фес­си­о­наль­ной сфе­ре важ­но быть го­то­вым к тур­бу­лент­но­сти и ка­рьер­ным пе­ре­хо­дам. Ка­кие про­фес­сии бу­дут наи­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны в 2020 году? Ра­бо­то­да­те­ли бу­дут за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­труд­ни­ках, ком­пе­тент­ных в сфе­ре но­вых тех­но­ло­гий, управ­ле­ния про­ек­та­ми, оп­ти­ми­за­ции фи­нан­сов и ди­джи­тал-про­даж. Ди­джи­тал-сфе­ра в сле­ду­ю­щем году бу­дет рас­ти быст­рее все­го.

Мы в U Skillz за­ни­ма­ем­ся ве­ща­ми, смеж­ны­ми с об­ра­зо­ва­ни­ем. Преж­де все­го, мы ве­рим в комью­ни­ти. Я ду­маю, это уже ста­ло опре­де­лен­ным трен­дом. Мы ве­рим, что люди бу­дут хо­теть боль­ше об­щать­ся, учить­ся друг у дру­га и та­ким об­ра­зом дви­гать­ся впе­ред. Я могу вы­де­лить мои лич­ные ан­тит­рен­ды в об­ра­зо­ва­нии: на­де­юсь, что ис­то­рия с экс­пер­та­ми-блогге­ра­ми, ко­то­рые учат тому, в чем сами не раз­би­ра­ют­ся, за­кон­чит­ся. На сво­ей ауди­то­рии мы ви­дим, что люди уже уста­ли от это­го, и мне это очень нра­вит­ся. Ду­маю, на спад так­же пой­дет тренд на осо­знан­ность, мод­ный по­след­ние пол­то­ра года.

В 2020 году об­ра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты бу­дут кон­ку­ри­ро­вать с ин­ду­стри­ей раз­вле­че­ний боль­ше, чем друг с дру­гом. В он­лайне у лю­дей есть Net­flix и ком­пью­тер­ные игры, в оф­флайне — ки­но­пре­мье­ры, вы­став­ки и кон­цер­ты. Об­ра­зо­ва­тель­ные про­дук­ты долж­ны бу­дут увле­кать не мень­ше, чем эти аль­тер­на­ти­вы, а для это­го при­дет­ся экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать.

На­при­мер, мы в «Син­хро­ни­за­ции» на­ча­ли от­клю­чать об­ра­зо­ва­ние от при­выч­ной ака­де­ми­че­ской ос­но­вы. Лек­цию о Ван Гоге те­перь мож­но по­слу­шать за зав­тра­ком в уют­ном кафе, вы­пить кофе с лек­то­ром и об­су­дить прой­ден­ное. Не хо­ти­те учить­ся с утра? Мы про­ве­дем ве­чер­нюю лек­цию в ста­рин­ном особ­ня­ке с жи­вой му­зы­кой и на­пит­ка­ми. Не хо­ти­те про­сто си­деть и слу­шать? Мы ор­га­ни­зу­ем ин­тел­лек­ту­аль­ную игру. В сле­ду­ю­щем году у нас бу­дет еще боль­ше иг­ро­вых фор­ма­тов.

Учи­ты­вать ритм жиз­ни и за­про­сы взрос­ло­го че­ло­ве­ка — ба­зо­вый прин­цип эко­но­ми­ки вни­ма­ния: имен­но вни­ма­ни­ем люди пла­тят об­ра­зо­ва­тель­ным про­ек­там. По­это­му кур­сы, лек­ции и прак­ти­ку­мы бу­дут пы­тать­ся встро­ить­ся в при­выч­ную жизнь уче­ни­ков, а ин­ди­ви­ду­аль­ные тра­ек­то­рии обу­че­ния бу­дут на­би­рать по­пу­ляр­ность.

Зна­ния бу­дут по­сту­пать в удоб­ной фор­ме. Одну и ту же ин­фор­ма­цию мож­но бу­дет по­лу­чить в виде тек­ста, ви­део, под­ка­ста, игры или даже аудио­со­об­ще­ния. Мы ве­рим в гра­ну­ли­ро­ван­ные фор­ма­ты и меж­дис­ци­пли­нар­ное зна­ние. Если вам нра­вит­ся Гу­став Климт, но вы не хо­ти­те про­хо­дить це­лый курс по ис­то­рии жи­во­пи­си ради него од­но­го, то по­слу­шай­те от­дель­ную лек­цию по твор­че­ству ху­дож­ни­ка. Зна­ние в та­ком слу­чае все рав­но не бу­дет от­ры­воч­ным: вам да­дут ис­то­ри­че­ский и куль­тур­ный кон­текст эпо­хи, про­ве­дут па­рал­ле­ли с дру­ги­ми ху­дож­ни­ка­ми, немно­го рас­ска­жут о пред­ше­ствен­ни­ках и по­сле­до­ва­те­лях.

Вы­стра­и­вать ин­ди­ви­ду­аль­ные тра­ек­то­рии обу­че­ния и сов­ме­щать до­суг с об­ра­зо­ва­ни­ем бу­дет невоз­мож­но без ка­че­ствен­ной ра­бо­ты с мет­ри­ка­ми. Мир ме­ня­ет­ся быст­ро, и об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы долж­на не от­ста­вать — важ­но их по­сто­ян­но до­ра­ба­ты­вать с уче­том во­вле­чен­но­сти и фид­бе­ка ауди­то­рии, от­сле­жи­вать, как дол­го че­ло­век спо­со­бен удер­жи­вать вни­ма­ние на об­ра­зо­ва­тель­ном ви­део, аудио или тек­сте.

Я могу вы­де­лить два глав­ных трен­да сле­ду­ю­ще­го года: мик­ро­обу­че­ние — по­иск взрос­лы­ми людь­ми воз­мож­но­сти как мож­но быст­рее и как мож­но бо­лее дроб­но по­лу­чить тре­бу­е­мые зна­ния и на­вы­ко­вое обу­че­ние, то есть ори­ен­та­ция лю­дей на по­лу­че­ние кон­крет­но­го скил­ла, ко­то­рый в иде­а­ле еще и мо­не­ти­зи­ру­ет­ся.

Как ген­ди­рек­тор «Нето­ло­гии» я, ко­неч­но, счи­таю, что наи­бо­лее пер­спек­тив­ны­ми бу­дут ди­джи­тал-про­фес­сии — это по­ка­зы­ва­ют и ре­а­лии биз­не­са. Так­же вос­тре­бо­ва­ны бу­дут про­фес­сии в об­ла­сти дата-сайнс ана­ли­ти­ки, про­грам­ми­ро­ва­ния, ди­зай­на, про­ек­ти­ро­ва­ния ин­тер­фей­сов и про­дакт-ме­недж­мен­та. Та­кие со­труд­ни­ки нуж­ны биз­не­су уже се­го­дня, и бу­дут вос­тре­бо­ва­ны еще боль­ше в сле­ду­ю­щем де­ся­ти­ле­тии.

На мой взгляд, в 2020 году сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие трен­ды:

1. Эй­фо­рия он­лай­на бу­дет схо­дить на нет
В 2020 году вера в он­лайн-фор­мат как в без­гра­нич­но эф­фек­тив­ный ин­стру­мент раз­ви­тия пой­дет на спад. По­след­ний ин­ве­сти­ци­он­ный ра­унд Cours­era по­ка­за­ло, что эн­ту­зи­азм кор­по­ра­тив­ных кли­ен­тов умень­шил­ся. MOOC — от­кры­тые он­лайн-кур­сы пока ни­ко­му не уда­лось сде­лать во­вле­ка­ю­щи­ми и эф­фек­тив­ны­ми. Он­лайн, без­услов­но, про­дол­жит раз­ви­вать­ся, но и про­из­во­ди­те­ли, и по­тре­би­те­ли об­ра­зо­ва­тель­но­го кон­тен­та по­ня­ли, что он­лайн — это про­сто сре­да, а кон­крет­ных фор­ма­тов мо­жет быть очень мно­го. Их пра­виль­ное со­че­та­ние и це­но­об­ра­зо­ва­ние так же важ­но, как и те­ма­ти­ка.

2. Брен­ды возь­мут свое
В об­ра­зо­ва­нии для взрос­лых сей­час про­ис­хо­дит «те­сла­ви­за­ция». В по­след­нее вре­мя ры­нок ак­тив­но при­рас­тал за счет неуни­вер­си­тет­ских про­вай­де­ров: кон­сал­тин­го­вых и тре­нин­го­вых ком­па­ний, рей­тин­го­вых агентств и даже бан­ков, ис­то­ри­че­ски да­ле­ких от об­ра­зо­ва­ния. Они за­во­е­ва­ли свое ме­сто под солн­цем из-за сме­ло­сти и ско­ро­сти в те­ма­ти­ке и фор­ма­тах. Это очень по­хо­же на Те­с­лу, дви­гав­шую элек­тро­мо­би­ли, ко­гда мог­ло ка­зать­ся, что ни тех­но­ло­гий, ни спро­са нет. Сто­и­ло Тес­ле до­ка­зать, что есть и тех­но­ло­гии, и спрос, элек­тро­мо­би­ли бро­си­лись де­лать все тра­ди­ци­он­ные ав­то­ги­ган­ты. В об­ра­зо­ва­нии для взрос­лых про­ис­хо­дит то же са­мое: круп­ней­шие ми­ро­вые уни­вер­си­те­ты один за дру­гим за­пус­ка­ют вол­ны пре­об­ра­зо­ва­ний в сво­их кур­сах, ста­ра­ясь до­гнать бо­лее быст­рых кон­ку­рен­тов и в кон­тен­те, и в тех­но­ло­ги­ях. Ча­сто они это де­ла­ют сов­мест­но с тех­но­ло­ги­че­ски­ми ком­па­ни­я­ми, что по­вы­ша­ет ско­рость про­из­вод­ства и ка­че­ство про­дук­та (хотя и цену тоже).

3. Из­ме­нит­ся об­ра­зо­ва­тель­ная тра­ек­то­рия
С од­ной сто­ро­ны, все боль­ше ко­рот­ких об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм бу­дут за­счи­ты­вать­ся как часть дли­тель­ных ди­плом­ных. С дру­гой сто­ро­ны, все боль­шее ко­ли­че­ство лю­дей бу­дут от­ка­зы­вать­ся от фор­маль­но­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния уров­ня ма­ги­стра­ту­ры в поль­зу бо­лее ко­рот­ких и ме­нее до­ро­гих про­грамм обу­че­ния в те­че­ние всей жиз­ни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector