Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн образование сущность преимущества недостатки

Онлайн образование [плюсы и минусы дистанционного обучения]

Количество онлайн курсов растет. Причиной тому служат сразу несколько пересекающихся трендов. Растет количество новых профессий и интересных вакансий. Усовершенствуется программное обеспечение. Людям нужно быстро осваивать новые навыки, и онлайн обучение уже в некоторых сферах решает эту задачу лучше офлайн обучения.

Объективность оценок, интерактивность подсказок, возможность вернутся к пройденному материалу. Формат онлайн образования ценен как для студентов, так и для преподавателей. Но он не только ценен, но часто и гораздо требовательнее. Преподавателю нужно выверять каждое слово. Теперь его тезисы будут услышаны не одной сотней студентов. Его лекция может стать достоянием всего будущего человечества. Студент не сможет воззвать к жалости лектора, попытаться найти ключики к его психике, которые помогут получить высокую отметку.

Но, несмотря на все эти преимущества, онлайн образование всё таки воспринимается только, как идеальное дополнительное образование, но не высшее. Попробуем разобраться в самых мелких нюансах, плюсах и минусах онлайн обучения и спрогнозировать его будущее.

Для начала, перевод статьи Дирендра Кумара с Университета Северной Каролины от 2010 года. Она может показаться устаревшей, но ключевые преимущества и недостатки, перечисленные автором остаются прежними.

Причины роста популярности онлайн образования

Термин «онлайн» не был так популярен в 1970-х и 1980-х годах, как и понятие «самолет» в начале 20-го века. Интернет находился на стадии развития в начале 1990-х годов по сравнению с сегодняшним днем, и в 1990-х годах традиционные представления об онлайн курсах отличались от сегодняшних. Мы находимся в 21 веке, когда всё возможно и приемлемо. Например, студенты учатся дома / на работе, используя компьютер, что называется онлайн-обучением / образованием.

Есть несколько факторов, способствующих росу популярности онлайн обучения:

  • Молодые люди выбирают нетрадиционное образование, чтобы начать и продвинуться по карьерной лестнице, одновременно дополняя и продолжая свое образование.
  • Экономический кризис 2008 года привел к ухудшению экономической ситуации. После него люди стали повышать и менять свою квалификацию с помощью обучающих программ в онлайн.

Метод онлайн обучения может быть очень эффективным альтернативным методом обучения для зрелых, самодисциплинированных и мотивированных студентов, которые хорошо организованы и умеют хорошо управлять своим временем. Но эта среда обучения неуместна для иждивенцев и несамостоятельных людей. Онлайн курсы требуют самостоятельности.

Бостонская консалтинговая фирма Eduventures, Inc. (2006) обнаружила, что около половины учебных заведений и более 60 процентов работодателей в целом согласны с высоким качеством онлайн обучения, но мнения студентов различаются. Лишь около 33% потенциальных онлайн студентов заявили, что они считают качество онлайн образования «таким же хорошим или лучшим, чем» обычное образование. В то же время 36% опрошенных будущих студентов указали на обеспокоенность по поводу того, что работодатели неохотно воспринимают онлайн образование. И это служит причиной, по которой они отказываются проходить онлайн курсы.

Есть разные виды онлайн обучения, но потенциальные студенты должны учитывать некоторые факторы, общие для всех типов, прежде чем записываться на любой курс, программу. Как правило, все эти факторы не применимы к любой ситуации онлайн обучения, но они применимы к большинству их них.

Если ты выступаешь в роли преподавателя, то можешь относится к этой новой парадигме обучения с разной степенью энтузиазма и заинтересованности. Задай себе несколько вопросов:

  • Ты относишься к онлайн-обучению оптимистично или скептически?
  • Заинтересован ли ты в том, чтобы узнать, как проведение онлайн курсов может улучшить твое образование и предоставить отличные возможности для обучения своих студентов?
  • Хочешь ли ты знать, с чем ты столкнешься, планируя и проводя занятия онлайн?

Крайне важно учитывать как плюсы, так и минусы онлайн обучения, чтобы ты мог лучше подготовиться к работе в этой новой среде и использовать новые возможности, которые она может предложить, в чем её сильные и слабые стороны.

Плюсы онлайн обучения

Плюсы онлайн-образования можно разделить на четыре группы:

  1. Удобство;
  2. Экономия;
  3. Технология;
  4. Дополнительные преимущества.

1. Удобство

Удобство связано с местом обучения, временем, продолжительностью курса:

  • Не нужно тратить время на поездку в университет и обратно.
  • Нет географических ограничений при выборе обучения.
  • Нет ограничений в графике обучения. Ты можешь учиться в своем темпе и делать это в удобное для себя время.
  • Нет устного выражения ограничений. Ты можешь выразить свое мнение в письменной, а не в устной форме.
  • Ты можешь провести виртуальную дискуссию, а не лекцию под руководством преподавателя.
  • Курсовая работа и инструкции могут быть адаптированы к твоей области и предметной сфере.
  • Высококачественный диалог. Учащийся способен тщательно обдумать качество каждого комментария, прежде чем отвечать или переходить к следующей теме.
  • Ориентация на учащихся. Ожидается, что студенты будут читать все работы своих сокурсников, но они могут активно участвовать только в тех частях работы, которые наиболее соответствуют их потребностям.
  • Доступ к ресурсам. Легко подключить экспертов или студентов из других учебных заведений. Также очень важно то, что можно получить к ресурсам и информации со всего мира.

2. Экономия

Как правило, онлайн курсы стоят дешевле, чем обычные занятия в классах общеобразовательных школ или профессиональных училищ.

  • Нет затрат на проезд и проживание в классе;
  • Ученик может продолжать находится на своем месте работы во время занятий.

3. Технология

Ты можешь работать над курсом практически везде, где у тебя есть доступ к компьютеру. Онлайн курсы дают возможность познакомиться с новыми технологиями и практиковать использование офисного программного обеспечения, интернета.

4. Дополнительные преимущества

  • Ты будешь работать с однокурсниками не только со всего США, но и со всего мира.
  • Отсутствие дискриминации среди студентов по признаку расы, пола, сексуальной ориентации, религии, национальности, возраста, одежды, внешнего вида.
  • Равное участие всех однокурсников. Не будет самого общительного студента, который сможет монополизировать дискуссию.
  • Онлайн курсы больше всего подходят для интровертов, а также для тех, кто учится с помощью визуальных подсказок и требует больше времени для понимания материала.
  • Нет проблем с иммиграцией.
  • Высокий уровень динамичного взаимодействия между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. Идеи и ресурсы являются общими, и в процессе обучения будет создаваться непрерывная синергия, поскольку каждый участник вносит свой вклад в обсуждение курса и комментирует работу однокурсников.
  • Креативное обучение. Наличие класса обучения взрослых с интерактивной учебной средой может способствовать самостоятельности и критичности мышления. Характер полуавтономного и самостоятельного мира виртуального класса способствует инновационным и творческим подходам к обучению.

Минусы онлайн обучения

Минусы онлайн образования можно разделить на четыре группы:

  1. Ограниченное социальное взаимодействие;
  2. Стоимость технологии и планирование;
  3. Эффективность оценивания;
  4. Проблематично для преподавателей.

1. Ограниченное социальное взаимодействие

Возможности преподавателей и других студентов ограничены:

  • Особенно на самостоятельных курсах. Сложно развивать отношения с преподавателями и другими однокурсниками.
  • Вероятность ограниченных возможностей локальной сети.
  • Большая часть общения через электронную почту, чат или дискуссионные группы, а не в офлайн тусовке.
  • Отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателя в отношении личного общения и коммуникации.
  • Нет атмосферы студенчества, которая нужна для создания социального взаимодействия.

2. Стоимость технологии и планирование

  • Время загрузки компьютера, программ и подключения к интернету.
  • От студентов могут потребовать изучения нового или улучшенного компьютера. Возможно понадобятся навыки для устранения неполадок в работе компьютера.
  • Дополнительные расходы на скоростной интернет.
  • Необходимость проходить курс во время работы (если только твой работодатель не разрешит тебе проходить онлайн курс в офисе).
  • Планирование и корректировка графика обучения в соответствии с графиком работы преподавателя. Например, восточное побережье против западного побережья в США, международный курс или студент.
  • Если студент планирует учиться ночью, то ему придется ждать ответа от преподавателя или одноклассников до следующего дня.

3. Эффективность оценивания

Большинство преподавателей сходятся во мнении, что проверка памяти не является наилучшей мерой обучения в любой среде, но инструменты для обучения в таком классе сложно реализовать. Трудно оценить результаты программы. Остается вопрос: учатся ли студенты тому, что говорит преподаватель, что им следует изучать?

4. Проблематично для преподавателей

Поскольку программное обеспечение становится всё более и более продвинутым, преподавателям необходимо идти в ногу со временем.

  • Традиционным преподавателям, верящим в лекции и раздаточные материалы, может быть непросто освоить такую систему и программное обеспечение.
  • Студент должен быть мотивирован и дисциплинирован, чтобы своевременно выполнять свою программу.

Теперь рассмотрим более современный взгляд на преимущества и недостатки онлайн обучения. Интересно и детально рассказал о них Владимир Тарасов в 2017 году в интервью для РБК. Владимир Константинович Тарасов — автор отдельного направления в менеджменте «Искусство управленческой борьбы», разработчик деловых игр, технологий «Бизнес-лагерь», «Управленческий поединок», «Крауд-тренинг», автор курсов по менеджменту, бизнесу и переговорам.

Преимущества и недостатки онлайн обучения по Тарасову

Преимущества

  1. Возможность многократно увеличить численность обучающихся.
  2. Резко снизить издержки и цену, сделав качественное обучение доступным для менее обеспеченных слоев населения.
  3. Твердо выдерживать технологию, стандарты и качество обучения, по существу применить «систему Генри Форда», но не в производстве, а в обучении.
  4. Обеспечить значительно более глубокую самостоятельную проработку слушателями учебного материала, а также интенсивный и эффективный обмен опытом и знаниями.
  5. Аккумулировать знания, опыт и качество обучения в технологической системе, а не в умениях и навыках преподавателя или тренера.
  6. Легко интегрировать такое обучение в систему работы с персоналом компании.
Читать еще:  Начертить чертеж онлайн бесплатно

Недостатки

  1. Большие предварительные затраты на разработку и построение системы.
  2. Нет полноценного человеческого контакта и эмоциональной связи с тренером.
  3. Необходимость преодолевать невежество, стереотипы и скепсис многих потенциальных клиентов, имеющих не совсем адекватное, устаревшее представление о реальных возможностях онлайн-обучения.
  4. Ограничения в использовании деловых игр.
  5. Привычка многих учится управлению не столько упорно трудясь, сколько мотивируясь, вдохновляясь и развлекаясь. Таковую возможность представляют многие очные бизнес-курсы. Онлайн-курсы — дело менее веселое, требующее именно труда.
  6. Более сложно заводить «полезные знакомства» среди «однокурсников».

Обновление от 11.04.2020. Ситуация с коронавирусом и вынужденной самоизоляцией трети жителей Земли значительно изменила представление и владельцев бизнеса, и сотрудников о ценности и возможностях онлайн обучения. Теперь вопрос уже не стоит «нужно учится онлайн или оффлайн». Отныне вопрос звуча так: «кому из онлайн школ и университетов можно доверять».

Все плюсы и минусы онлайн-обучения

С ростом новых технологий появляются и новые возможности. Кто бы мог подумать, что образование можно получать не выходя из дома?

Общие сведения

С каждом годом популярность онлайн-обучения возрастает в разы. И это не удивительно, ведь такой способ получения знаний удобен, выгоден и доступен практически каждому человеку. Получение онлайн-образования основано на приобретении навыков и знаний через интернет. Принцип работы тот же: человек учит весь материал, готовится к экзаменам, проходит различные тестирования, только результат сдает специалистам не выходя из дома.

На первый взгляд, может показаться, что такой принцип обучения самый подходящий и доступный. Однако нередко встречаются негативные отзывы об организациях, предоставляемых подобные услуги. Некоторые жалуются на некомпетентное обучение и неквалифицированных преподавателей. Естественно, все зависит от онлайн-университета, опыта его работы, репутации и стоимости услуг. Рассмотрим основные преимущества и недостатки онлайн-обучения.

Преимущества

Обучение в сети имеет явные плюсы, которые привлекают многих людей.

  • Доступная стоимость. Демократичные цены — главная отличительная черта такого формата обучения. Конечно, на образовании экономить не стоит. Но в случаях, когда человек не может определиться с выбором специальности, появляется возможность попробовать один из желаемых вариантов, не потеряв при этом много денег. Студент может пройти несколько семинаров за символическую плату. И если сфера его привлекла — продолжить обучение и получить необходимые навыки. Если какие-то моменты не устроили — всегда можно отказаться и выбрать другой путь.
  • Нет привязанности к месту. Обучаясь онлайн, человек может проживать абсолютно в любом городе или стране. Этот вариант подходит для тех, кто живёт в провинциальный городах, в которых не имеется достойных учебных заведениях. Кроме того, можно совмещать обучение с работой, хобби и увлечениями. Чтобы сдать все необходимые экзамены и зачёты, не нужно ехать в аудиторию и стоять в очередях, достаточно просто включить компьютер и зайти в сеть.
  • Гибкий график обучения. Преподаватели всегда подстраиваются под каждого ученика и позволяют выбрать подходящий график занятий. Здесь можно договориться о времени урока, о формате его проведения. Если поменялись планы — перенести что-то на следующий день. Кроме того, обучающийся может сам выбирать, какую тему в тот или иной момент нужно разобрать. Особо занятые личности могут скачивать необходимые занятия и прослушивать их по пути домой, в перелётах и на работе.
  • Возможность параллельно заниматься своими делами. Во время записей с обучающим материалом можно заниматься тем, на что не хватило времени в течение дня. Например, составить план занятий на ближайший день, сделать лёгкую уборку. Естественно, если имеется возможность параллельно усваивать нужную информацию.
  • Свободный выбор формата занятий. Здесь обучающийся сам решает, каким образом он сможет получать знания. Это могут быть конференции в скайпе или онлайн-вебинары. Кроме того, при любых возникших вопросах всегда имеется возможность написать нужному преподавателю в социальных сетях.

Недостатки

Но не все так идеально, как кажется на первый взгляд. Получения образования в формате онлайн все чаще поддается критике, что тоже весьма обоснованно. Минусы ощутимы:

  • Непрофессионализм преподавателей. Сегодня такой вид обучения никак не лицензируется. А значит, преподавателем может стать любой человек, положительно проявивший себя в той или иной сфере. Стоит ли говорить о том, что преподавать, например, экономику или право может человек, который не имеет никаких документов, подтверждающих знания этих предметов?
  • Устаревшие учебные пособия. Чаще всего преподаватели и спикеры нацелены на рекламу и пиар собственных услуг. А вот обучающему материалу уделяется недостаточное внимание. Многие отмечают, что в обучающих методичках много “воды” и информации ни о чем. Информация, которая предоставляется в обучающих пособиях, нередко напоминает публицистический стиль изложения и не дотягивает до уровня обучающего материала.
  • Трудности с соединением в сети. Нередко во время уроков качество интернет-соединения портится и информация может “зависать”, а то и вовсе срываться. Иногда появляются разные посторонние звуки, которые мешают рабочему процессу. Из-за этого приходится вновь связываться с преподавателем, что отнимает достаточно времени.
  • Отсутствие документации. Многие программы обучения в сети не предусмотрены для выдачи обучающемуся соответствующих законных документов. Чаще всего выдаются сертификаты, которые не несут юридической ценности. То есть при помощи которых нереально устроиться на хорошую должность. Конечно, если человек просто хочет обогатить свой запас знаний, такой курс будет кстати и без подтверждающего диплома. Но если присутствует цель официально повысить уровень квалификации и найти новую работу — сетевые семинары вряд ли помогут.
  • Много обещаний. Чаще всего преподаватели и руководители семинаров обещают золотые горы по окончанию обучения. Всем гарантируют обязательное трудоустройство и предоставление нужных рекомендаций. Обычно эти обещания не воплощаются в жизнь, и людям приходится искать работу самостоятельно.
  • Скудный выбор направлений обучения. Онлайн-программы предоставляют весьма ограниченный перечень профессий, на которые можно обучиться. Такое образование приемлемо в качестве дополнительного, но не в качестве основного. На выданный сертификат не смотрит практически ни один работодатель либо воспринимает его как результат однодневного тренинга.

В завершении стоит сказать, что обучение в сети помогает усвоить новую информацию и приобрести нужные знания. Однако для успешного трудоустройства и продвижения вверх по карьерной лестнице предпочтение стоит отдать государственным учебным заведениям.

Плюсы и минусы онлайн-обучения. Главные преимущества онлайн-обучения

С каждым годом всё больше людей предпочитают обучение онлайн. Причём они не просто учатся, а успешно осваивают новые образовательные программы и даже меняют свою профессию. Такое распространение онлайн-обучения связано со стремительным развитием коммуникационных технологий, среди которых особое место занимает глобальная сеть интернет. Возможностей и инструментов для организации качественного образовательного процесса становится всё больше, поэтому постоянно растёт число онлайн-проектов, где предлагают обучающие курсы и прочие услуги повышения квалификации.

И в этом нет ничего удивительного, так как мир очень динамичен, а вчерашняя информация очень быстро перестаёт быть актуальной. В итоге, чтобы освоить навык, востребованный на рынке труда, далеко не всегда нужно оканчивать университет. Иногда намного проще, быстрее и эффективнее пройти онлайн-обучение. Есть и другая сторона медали: если раньше человек в большинстве случаев вынужден был всю жизнь работать по профессии, полученной в институте, сегодня он может кардинально её поменять, превратившись, скажем, из учителя математики в Java-разработчика или Data Scientist. Или, будучи юристом, стать маркетологом.

Что же, давайте подробнее поговорим о том, какие есть плюсы и минусы у дистанционного образования.

Плюсы онлайн-обучения

Преимуществ у онлайн-обучения довольно много, вот лишь некоторые из них: 1. Обучение проходит в любое время. Не секрет, что онлайн-образование отличается гибкостью. Например, вам не обязательно сидеть в аудитории в назначенный час. И хотя большинство курсов проводятся в вечернее время, студент всегда может посмотреть занятие в записи, если урок был пропущен. И это не говоря о том, что задания для самостоятельного выполнения тоже можно делать в любое удобное время, отправляя отчёты онлайн. 2. Для обучения подходит любое место. Вы можете находиться у себя дома, в деревне, на даче или даже, отдыхая под пальмой. Главное — хороший интернет. То есть вы живёте привычной жизнью, плюс получаете новые знания. Отсутствие географических ограничений — один из главных плюсов дистанционного образования. 3. Более доступная стоимость обучения. В большинстве случаев при онлайн-образовании вы заплатите меньше, чем при обучении традиционным способом. Это связано с тем, что при организации учебного процесса исключаются затраты на помещения и оборудование. 4. Для обучения обычно привлекают экспертов-практиков. Очень часто в университетах преподают теоретики, поэтому, закончив ВУЗ, студент остаётся «белым листом» или сталкивается с рядом проблем при использовании своих знаний на реальных проектах. Качественное онлайн-обучение предполагает привлечение практикующих специалистов, которые сами работают в брендовых компаниях. 5. Широкие коммуникационные возможности по обмену информации. Все участники онлайн-обучения постоянно общаются между собой в чатах и мессенджерах. В результате формируется профессиональное сообщество, общение в котором продолжается даже после окончания обучения. Всё это позволяет постоянно «быть в теме», обмениваться опытом, кейсами, новостями, приёмами оптимизации и т. д.

Читать еще:  Визуализация данных онлайн

Минусы онлайн-обучения

Плюсы — это хорошо, но есть и минусы: 1. Плохое качество связи. Обучение станет невозможным или попросту некомфортным, если соединение с интернетом оставляет желать лучшего. Сегодня это редкость даже в отдалённых регионах, однако проблемы всё же случаются. И чаще всего с данными трудностями сталкиваются путешественники или любители совмещать обучение с отдыхом на природе. 2. Перенасыщенность информацией. Проблема больше относится к тем людям, которые решили обучаться самостоятельно, используя открытые источники и записанные видеокурсы. Псевдообразовательного продукта на рынке настолько много, что обучение может превратиться в малоэффективное занятие. Избыток информации скорее помешает, чем поможет. К тому же, можно легко столкнуться с уже устаревшим контентом, потратив время впустую. 3. Недостаток навыков. Иногда для успешного освоения выбранной профессии нужно сначала овладеть специализированными программами и инструментами, пройдя дополнительное обучение. 4. Недостаток общения. Некоторым важно видеть перед собой преподавателя и однокурсников «вживую». Но это, скорее, психологический аспект. 5. Неумение организовать самостоятельный процесс обучения. Когда для учёбы не надо выходить из дома и куда-то ехать, это расслабляет и мешает концентрации. Поэтому нужно чётко понимать, зачем вы учитесь, и какова ваша цель. Наиболее эффективны, как правило, платные курсы, так как, отдав собственноручно заработанные деньги, вы приобретёте дополнительный стимул.

Очевидно, что вышеперечисленные минусы онлайн-обучения не являются критическими, и в большинстве случаев их можно преодолеть. Мало того, практика показывает, что при правильной организации учебного процесса и при наличии высокой мотивации у студента удаётся достигать весьма достойных результатов.

Плюсы и минусы онлайн-обучения

Сегодня все больше и больше людей обучаются онлайн: проходят курсы, осваивают новые программы и даже меняют профессию. Технологии развиваются со стремительной скоростью, поэтому игнорировать возможности для быстрого развития не имеет смысла. К тому же, настали времена жесткой конкуренции, предприниматели вынуждены осваивать новые инструменты и технологии, чтобы опережать конкурентов.

По этой причине стремительно развивается дистанционное обучение, о котором пойдет речь в этой статье. Мы не будем говорить о плюсах и минусах дистанционного образования для студентов, а рассмотрим преимущества и недостатки интернет-курсов для предпринимателей.

Плюсы и минусы онлайн-обучения

Плюсы онлайн-обучения

В современном мире, чтобы освоить новый навык, получить информацию или поменять профессию не обязательно заканчивать университет, теряя пять лет своей жизни. Достаточно пройти онлайн-курсы, отработать на практике навыки и применять их в работе. К тому же мир меняется так стремительно, что вчерашняя информация перестает быть актуальной и всегда нужно подстраиваться под новые реалии жизни.

Несомненно, есть масса преимуществ онлайн обучения.

1. В любое время. Выбирать время обучения вы можете самостоятельно. Обычно курс строится таким образом, когда есть общее занятие, которое проводится в вечернее время и есть задания для самостоятельного выполнения. Учащиеся выполняют задания, а отчеты пишут в общих чатах или в закрытом разделе сайта.
В любом случае, если урок был пропущен, его запись можно посмотреть в удобное время, а также выполнять отчеты в любое удобное для обучающегося время.

2. В любом месте. Вне зависимости от того, где вы сейчас находитесь — у себя дома, на даче, в деревне или отдыхаете под пальмой, вы можете продолжить обучение и не прерывать его. Это — еще один существенный плюс онлайн обучения, вы живете своей привычной жизнью и при этом получаете новые знания.

3. Низкая стоимость обучения. Как правило, обучение онлайн дешевле, чем оффлайн, ведь для организации учебного процесса не нужно помещение и оборудование. За счет этого обучение стоит дешевле. К тому же, сегодня в интернете столько курсов на разные темы, что найти более выгодное предложение не составит труда.

4. Обучаться можно у практиков. Зачастую в университетах мы получаем знания у теоретиков, а на деле оказывается все совсем не так, как нас учили. Что касается онлайн-обучения, то здесь можно найти практиков, специалистов своего дела, которые не понаслышке знают, о чем рассказывают и чему учат.

5. Возможности для обмена информацией между учащимися. Чаще всего при организации учебного процесса онлайн создается общий чат или другое пространство для общения между учащимися. А коммуникация в группе — тэто всегда получение новых знаний, опыта, знакомств, это нетворкинг.

Минусы онлайн-обучения

Как и в любом деле, есть положительные стороны, а есть и отрицательные.

1. Плохое качество связи или отсутствие Интернета. Учебный процесс может быть нарушен или вовсе отменен из-за отсутствия интернета или его плохого качества, которое в России встречается на сегодня редко, но все же имеет место быть. А если вы — заядлый путешественник, то не понаслышке знакомы с такой проблемой в других странах.

2. Перенасыщенность информацией. Избыток информации и неумение пользоваться ею не помогает, а даже мешает обучаться.

3. Недостаток общения. Люди удаленных профессий и фрилансеры знакомы с этой проблемой. Недостаток общения приводит к психологическим проблемам и даже к депрессиям, что сказывается на качестве личной и семейной жизни. Обучение онлайн и отсутствие живого общения подходит не каждому.

4. Программы. Умение пользоваться программами, для чего может потребоваться специальное обучение. И это замедляет процесс обучения, пока не будут освоены необходимые программы.

5. Неумение самостоятельно организовать учебный процесс. Не каждый способен сам себя организовать и заниматься самостоятельно. Поэтому, несмотря на все плюсы онлайн-обучения, часто люди откладывают на потом выполнение заданий или посещение семинаров, от этого учебный процесс становится неэффективным.

Таким образом, дистанционное обучение дает нам ряд преимуществ, но также приводит к определенным трудностям, с которыми просто нужно уметь работать, то есть научиться работать с информацией и уметь себя организовать.

Создать свой доходный онлайн-бизнес — мечта многих. Но 95% предпринимателей никогда не дойдут до своей цели, потому что попадут в «ловушку» и не смогут оттуда выбраться…

Чтобы этого не случилось, приходите на бесплатный онлайн-мастер класс «Система стабильных интернет-продаж знаний и услуг, которая принесла уже более 0,5 млрд. выручки» и узнайте как получать максимум клиентов и продаж, не сливая бюджет на рекламу.

__________________________________________________________________________________________
Вы часто посещаете семинары и тренинги, но стали замечать, что в последнее время обучение вас все больше разочаровывает? И этому есть ряд причин.

Понравилась статья? Жмите «Мне нравится!»

Преимущества и недостатки дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Л. В.

Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий . Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Л. В.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Читать еще:  Бесплатные онлайн лекции

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки дистанционного обучения»

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

аспирант Педагогической академии последипломного образования Научная специальность: 13.00.01— Общая педагогика; история педагогики и образования

Аннотация. Дистанционное образование становится популярным в современном обществе. Люди всех возрастов и разных специальностей получили возможность учиться дистанционно. Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. Как и все новые технологии, дистанционное обучение имеет определенные преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, методы обучения, дистанционные образовательные технологии.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

postgraduate student Pedagogical academy Moscow

Annotation. Distance education is becoming popular in the contemporary society. People of all ages and of different professions have an opportunity to remotely to learn. The emergence of the remote of the scheme entailed the necessity of development and introduction of remote-governmental educational technologies. Like all new technologies of distance learning has certain advantages and disadvantages.

Keywords: distance education, distance education, methods of teaching, distance education technology.

В наши дни все большую популярность получает дистанционное обучение, повышает актуальность проблемы разработки частных методик применения технических средств обучения. Это обусловлено прежде всего, противоречиями между традиционной и дистанционной формами обучения. Все большее количество людей предпочитают дистанционную форму обучения очной и заочной.

Дистанционное обучение — форма получения образования наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и

«Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно» [2].

Существуют и другие трактовки понятий дистанционного обучения и образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию.

Так, дистанционное обучение понимают как совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].

Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Возникновение дистанционного обучения повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].

Дистанционное обучение, имеет следующие достоинства:

• гибкость — обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности;

• модульность — в основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

• параллельность — обучение может проводиться при совмещении основной профессиональ-

ной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства»;

• дальнодействие — расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;

• асинхронность — в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

• охват — «массовость» — численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;

• рентабельность — экономическая эффективность дистанционного образования;

• новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения — тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется в основном асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты;

• обучающийся, чтобы пройти дистанционное обучение, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования;

• новые информационные технологии — в современном дистанционном обучении используются, преимущественно компьютеры аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.

При дистанционном обучении широко используется интерактивное взаимодействие, которое предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, априори представляет собой интерактивную среду. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии

выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия — электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д. [3].

К числу недостатков дистанционного обучения относятся:

• отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

• необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

• высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

• проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода;

• необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;

• высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения;

• высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения — создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

Сегодня дистанционное обучение испытывает временные трудности, такие как:

1) недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения; многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию;

2) недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;

3) обучающие программы и курсы недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные

учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

4) слабое использование стандартов в дистанционном обучении;

5) проблема поиска специалистов. Требуется высокая квалификация разработчиков; для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.;

6) недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения;

7) низкий процент завершения курсов из-за недостаточного опыта использования систем дистанционного обучения и сложности мотивации слушателей.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования: образование для всех образование через всю жизнь [1].

1. Канаво В. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет, URL: http:// www.curator.ru/doplus.html (дата обращения — 25.12.11).

2. Компьютер и образование: Сб. науч. ст. М., 1991.

3. Компьютерные телекоммуникации — школе / Е.С. Полат и др. М., 1995.

4. Проблемы информатизации высшей школы/ Гос. НИИ системной интеграции. Вып 3. — М., 1995.

5. Закон «ОБ образовании» РФ № 3266-1. Ст. 32

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector