Dmitriytishanskiy.ru

Онлайн уроки
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ассистивные технологии онлайн тесты

Ассистивные технологии в пелагогике

Ассистивные технологии в педогогике

В статье рассматривается вопрос о необходимости создания условий для получения образования лицами с ОВЗ. Раскрывается значение ассистивных технологий для реабилитации и поддержки лиц с ОВЗ, включения их в инклюзивное образовательное пространство, интеграции в современное общество. Рассмотрена классификация ассистивных средств по их функциональному назначению. Ключевые слова: инклюзивное образование, ассистивные технологии, лица с ограниченными возможностями здоровья. В современных условиях термины «инклюзия», «инклюзивное образование» приобретают особое значение, являясь одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Инклюзивное образование предполагает создание необходимой адаптированной образовательной среды и оказание поддерживающих услуг, а не просто предоставление права посещать образовательные учреждения. Проблемы профессионального становления лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России очень актуальны. Это объясняется в первую очередь тем, что численность людей с различными отклонениями в развитии возрастает. Учитывая направленность государственной политики на обеспечение качественного образования лиц с ОВЗ, остро встает вопрос о необходимости организации инклюзивного образования . Именно это позволит создать наиболее благоприятные условия для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день получение высшего образования лицами с ОВЗ и их обучение в вузах России является редкостью и сопряжено с большими трудностями. В первую очередь, отметим, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса . Следовательно, необходимо искать оптимальные организационные, правовые, технологические решения.

  • Ассистивные технологии — необходимое условие успешного обучения лиц с ОВЗ. К ассистивным технологиям относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции . Таким образом, включение детей с ОВЗ в образовательное пространство требует особой организации учебного процесса, в частности речь идет о: — наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями; — информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ; — техническом обеспечении образования. С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, возникает необходимость широкого использования вспомогательных средств и технологий в процессе обучения. Термин «ассистивная технология» тесно связан с термином «технология обеспечения возможностей», т.е. такой технологией, которая обеспечивает доступ к информации, общению или среде. Ассистивные технологии призваны удовлетворить как можно более широкий спектр потребностей — от физических недостатков, таких, как неспособность эффективно работать с мышью или клавиатурой, до сенсорных проблем, когда при потере зрения и слуха экран или звуковые устройства становятся менее полезными. В настоящее время в процессе обучения большую роль играют информационно-коммуникативные средства. Однако следует учитывать, что современные устройства коммуникации и обработки информации предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, слышать, говорить и осязать. В результате люди с физическими, сенсорными и когнитивными недостатками не могут получить доступ к компьютерам и использовать их. Поэтому основное внимание в мировой практике при развитии технологий для людей с инвалидностью сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивали бы конструктивные решения, позволяющие осуществить альтернативное представление данных и возможность работать с устройствами ввода и вывода информации. Для решения данной проблемы развиваются, так называемые, «ассистивные технологии» (англ. «assistive technology», от англ.«assist» — помогать, содействовать, ассистировать) или помогающие/вспомогательные технологии, обеспечивающие адаптацию управления компьютерным оборудованием, вводом данных и представлением мультимедийных информационных потоков, для людей с особыми потребностями, учитывая их индивидуальные требования. Термин «ассистивные технологии» используется в «Конвенции ООН о правах инвалидов», документах российской государственной программы «Доступная среда», а также иных государственных административных документах и регламентах. Согласно определению ЮНЕСКО, ассистивные/вспомогательные технологии — это устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья. Ассистивные средства и технологии могут быть самого разного характера (программные, электронные, механические, оптические и т.д.) и предназначения. Это и инвалидные кресла-коляски, протезы, слуховые аппараты, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, собаки-поводыри с соответствующим снаряжением, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое.
  • Ассистивные технологии могут быть классифицированы по функциональному назначению в зависимости от категории нарушений у потенциальных пользователей: 1) технологии для людей с сенсорными нарушениями, включая: а) ассистивные средства для лиц с нарушениями слуха (сурдоинформационные средства); б) ассистивные средства для лиц с нарушениями зрения (тифлоинформационные средства); в) ассистивные средства для лиц с нарушениями речи (голосообразующие средства); 2) технологии для людей с физическими нарушениями в работе опорно- двигательного аппарата (моторными нарушениями); 3) технологии для людей с когнитивными нарушениями (умственными, психическими, нарушениями развития). 4) технологии для людей с ограничениями по общемедицинским показаниям (например, для пожилых или людей с серьезными заболеваниями). К примеру, для лиц с нарушениями зрения предлагаются следующие средства: сканирование текста с речевым выводом, экранные лупы (увеличители), программы чтения информации с экрана, голосовые калькуляторы, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи и принтеры, тифлокомпьютеры для незрячих и др. Для студентов с нарушениями слуха имеется возможность использования таких средств и устройств, как слуховые аппараты, кохлеарные импланты; для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата — отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры. Использование перечисленных средств в процессе профессионального образования лиц с ОВЗ значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации. Таким образом, создание материально-технических ресурсов и применение ассистивных технологий в соответствии с особенностями и возможностями студентов с ОВЗ — необходимые условия их успешного обучения. Ассистивные технологии особенно важны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс профессионального становления

Ассистивные технологии в помощь инвалидам

Фото: David Castillo Dominici / Фотобанк Лори

Государство уделяет особое внимание развитию ассистивных технологий и активно поддерживает российских разработчиков и производителей, занимающихся их выпуском, сообщает ТАСС. Учитывая тот факт, что в настоящее время на рынке превалируют средства реабилитации зарубежного производства, поддержка отечественных производителей, выпускающих аналогичные устройства, поможет людям с ограниченными возможностями в нашей стране получить современные ассистивные устройства, помогающие им полноценно участвовать в жизни общества.

В настоящее время объем рынка ассистивных технологий в России составляет от 40 до 60 миллиардов рублей в год. До 80% различных устройств и приспособлений, помогающих людям с ограниченными возможностями в учебе, работе и повседневной жизни, закупается за рубежом. При этом незаслуженно мало внимания уделяется разработкам российских ученых и инженеров, которые мало в чем уступают зарубежным аналогам, а нередко и превосходят их, хотя гораздо меньше по цене. Не верите? Посмотрите представленные ниже образцы различных устройств и убедитесь в этом сами!

Протезы кисти Киби и Stradivary

Отличительная особенность этих протезов – органичное сочетание функциональности и эстетичности. Конструкция протеза Stradivary позволяет видоизменять его для выполнения различных рабочих операций, что обеспечивается заменой пальцев на отдельные рабочие инструменты, возможностью встраивания устройств беспроводного доступа к интернету и вывода информации на дисплей, вмонтированный в области предплечья. Кроме того, в зависимости от предпочтений пользователя, могут изменять форма, размер и цвет протеза. На активный тяговый протез Киби в прошлом году была получена декларация соответствия, что позволяет получить государственную компенсацию при его приобретении.

Инвалидная коляска-трансформер Caterwill

Уникальность этой инвалидной коляски с электроприводом в том, что она оснащена одновременно двумя платформами – колесной и гусеничной. Для езды по ровной поверхности используется колесная платформа, для передвижения по пересеченной местности, преодоления бордюров, ступенек и других препятствий – гусеничная. Такая конструкция позволяет, с одной стороны, обеспечить высокую проходимость, с другой стороны, делает передвижение плавным и комфортным, а также снижает энергопотребление. Вместе с тем, габариты этой коляски такие же, как и у обычной электроколяски. Коляска-трансформер Caterwill – отличный вариант для жителей населенных пунктов, где с доступной средой для инвалидов дела обстоят, мягко говоря, не лучшим образом.

Читать еще:  Найти шрифт по картинке онлайн

Система ориентирования «Говорящий город»

Информационная система «Говорящий город» предназначена для обеспечения доступности городской и транспортной инфраструктуры для слепых и слабовидящих, людей, передвигающихся в инвалидной коляске, с помощью костылей, пожилых людей и других маломобильных групп населения. Устройство, которое находится у пользователя, внешне напоминает мобильный телефон. «Говорящий город» помогает найти какой-либо объект в городе, определить местонахождение городского транспорта, сориентировать пользователя в окружающей среде, к примеру, предупредить о приближении к пешеходному переходу, сигналах светофора, «приведет» в нужный кабинет в поликлинике и т.п.

Терминал «Инфо+»

Уличный терминал «Инфо+» обеспечивает доступ к различной информации, которая может потребоваться человеку с ограниченными возможностями при его передвижении по городу, в т.ч. и некоторым госуслугам. Этот программно-аппаратный комплекс может стать незаменимым помощником для инвалидов-колясочников, людей с нарушениями зрения, инвалидов по слуху. Устройство оснащено двухдисплейным сенсорным модулем, индукционной системой, а также системой масштабирования и изменения контрастности текста, модулем IP-телефонии. На терминале есть тревожные кнопки, позволяющие связаться с экстренными службами, а также две широкоугольные камеры, сопряженные с системой «Безопасный город».

Компьютер-органайзер ElBraille

Портативный компьютер-органайзер ElBraille предназначен для помощи незрячим и слабовидящим людям в получении образования, пользовании социальными сетями, использовании различных компьютерных программ и сервисов, неадаптированных для таких категорий пользователей. Конструкция ElBraille включает восьмиточечную клавиатуру Брайля и 14 обновляемых ячеек, позволяющих осуществлять вывод информации с помощью рельефно-точечного шрифта, а также систему речевого сопровождения. Наряду со специальным программным обеспечением компьютер-органайзер ElBraille позволяет использовать стандартный функционал операционных систем, в т.ч. и приложения, обеспечивающие использование экранного доступа. С помощью Bluetooth-модуля можно также управлять другими устройствами, к примеру, мобильным телефоном.

Принтер Брайля BlindBot

BlindBot – современное устройство на элементарной базе, отличающее невысокой ценой. Главным достоинством принтера BlindBot является его доступность для людей с нарушениями зрения: его стоимость составляет всего 20 тысяч рублей, тогда как аналогичные принтеры Брайля могут стоить 150 тысяч рублей и больше. Этот принтер может работать с бумагой любой толщины: от тонкой принтерной до очень толстой.

Ортопедический аппарат «Тройник»

Это устройство предназначено для реабилитации людей, перенесших травмы и заболевания опорно-двигательной системы. «Тройник» имитирует возвратно-поступательные движения, характерные для естественной ходьбы. Аппарат «Тройник» стабилизирует пациента в положении стоя, стимулирует мышцы бедра и голени, нормализует акт ходьбы, а также уменьшает энергозатраты при передвижении. Тем самым ортопедический аппарат «Тройник» выполняет сразу несколько задач: помогает человеку правильно перемещаться в пространстве, возвращает утраченные навыки ходьбы, стимулирует различные группы мышц, принимающие участие в акте ходьбы.

Универсальный подъемник «Minik»

Фото: youtube/Otche Savva

Подъемник для инвалидов-колясочников «Minik» – самый маленький в России подъемник для людей с ограниченными возможностями, а также единственное выпускаемое в нашей стране устройство, предназначенное для пересаживания людей с инвалидностью в автомобиль. «Minik» – по-настоящему универсальное устройство, с помощью которого можно пересадить человека в автомобильное кресло, на кровать, диван, ванну, унитаз и т.п. Кроме того, после монтажа дополнительных комплектующих и специальной тележки «Minik» может использоваться в качестве вертикализатора. При всей свой универсальности «Minik» – достаточно компактное устройство, кроме того, его габариты позволяют использовать этот подъемник в различных помещениях (ванная комната, туалет и т.п.) даже не заезжая в них в инвалидной коляске.

По данным экспертов ВОЗ, во многих странах мира, где уровень доходов населения оценивается как средний и низкий, доступ к ассистивным технологиям имеет лишь 5-15% людей, нуждающихся в них. Количество производимых в этих странах ассистивных устройств очень невелико, да и качество их зачастую невысокое. В Конвенции о правах инвалидов и принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов обращается внимание на то, что ассиствиные устройства и технологии очень важны для людей с ограниченными возможностями. Описанные выше разработки позволяют говорить о том, что отечественная промышленность может выпускать высокотехнологичные протезы, удобные инвалидные коляски, эффективные системы навигации и т.п. Это позволяет надеяться на то, что государственная система обеспечения инвалидов в ближайшем будущем будет модернизирована и им будут предоставлены современные средства реабилитации.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Поиск инновационных психолого-педагогических технологий формирования инклюзивного пространства.

Содержание: Информационно-компьютерные технологии. Ассистивные технологии. Педагогические технологии.

Образовательные и воспитательные процессы все активнее и во все большей мере сдвигаются в пространство современных средств коммуникации, пространство Интернет. Высокий уровень сложности формирования и развития инклюзивного образования принуждает теоретиков и практиков искать инновационные технологии и способы их реализации. Инновационность относится не только к компьютерным, виртуальным, сетевым, материально-техническим, но и к собственно психологическим и педагогическим технологиям. В научной и практической литературе под технологическими инновациями инклюзии прежде всего имеют в виду ассистивные технологии, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), а также технологии дополненной, улучшенной реальности. Педагогические инновации подразумевают новые технологии межличностного взаимодействия. Таким образом, к инновационным психолого-педагогическим технологиям формирования инклюзивного образования следует отнести – 1) информационно-компьютерные технологии, 2) ассистирующие технологии, 3) педагогические технологии.

В этой связи рассмотрим инновационную инклюзивную деятельность в психолого-педагогическом аспекте.

Информационно-компьютерные технологии позволяют:

Создавать условия для развития безбарьерной образовательной среды. С помощью ИКТ можно разрабатывать и реализовывать такие форматы включения как: вебинары, (веб-лекции, веб-уроки), веб-игры, веб-тестирование и т.д.

Развивать достаточный уровень адаптивности образовательного пространства.

Совершенствовать и корректировать сопровождающую деятельность на основе включения информационно-компьютерных технологий в инклюзивный процесс.

Развивать индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ.

Расширять возможность доступа к дополнительному образованию.

Способствовать реализации индивидуальных образовательных потребностей в изменяющихся организационных условиях.

Информационно-компьютерные технологии в инклюзивном образовании решают две базовые задачи – интерактивные и дистанционные.

Решение интерактивных задач позволяет:

Устанавливать, поддерживать и развивать коммуникативные контакты.

Включаться в разнообразные социальные отношения за счет расширения сетевого присутствия участников инклюзивного образования.

Развивать и формировать расширенный диапазон жизненных компетенций.

Формировать учебный и дидактический материал, отвечающий индивидуальной образовательной траектории конкретного обучающегося.

Создавать в учебной группе вариативные и экспериментальные ситуации.

Осуществлять объективную оценку результатов обучения.

Решение дистанционных задач позволяет:

Получать равный доступ к образованию.

Быть включенным в учебный процесс.

Снимать пространственные и временные барьеры в процессе обучения.

Ассистивные технологии, технологии улучшенной реальности .

Ассистивные технологии и технологии улучшенной реальности позволяют:

Снимать или облегчать физические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.

Снимать или облегчать психические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.

Снимать или облегчать психофизические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.

Преодолевать психологические и психосоматические барьеры;

Опорно-двигательные нарушения и расстройства;

Тактильные и сенсорные нарушения и расстройства;

Эмоционально-аффективные и волевые нарушения и расстройства;

Поведенческие нарушения и расстройства;

Когнитивные и речемыслительные нарушения и расстройства;

Нарушения и расстройства коммуникативной сферы.

Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного образования основывается на следующих принципах:

— Разработка концептуальных проблем инклюзивного образования. Такая разработка имеет весьма широкий круг вопросов и включает в себя философию и теорию образования, собственные проблемы педагогики и психологии, поле междисциплинарных исследований;

— Анализ и применение педагогического опыта. Использование педагогических наработок позволяет конкретизировать условия и ситуации применимости, проанализировать полученные результаты и определить степень их применимости в условиях конкретной образовательной организации.

Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного образования должна учитывать исторический и передовой педагогический опыт, изменения, которые вносят в образовательное пространство информационно-компьютерные и ассистивные технологии, реальные трансформации социально-экономической среды.

Читать еще:  Инфографика создать онлайн

Современные педагогические технологии находятся в ситуации, когда необходимо искать инновационные способы сочетания компетентностного и личностно-ориентированного подходов к образованию на фоне бурного развития новых технологий.

В этой связи одним из наиболее продуктивных подходов в современной психологической и педагогической науке признается инклюзия через творческую деятельность. Так, видный российский специалист А.Ю. Шеманов отмечает: «В решение задачи формирования инклюзивной культуры в образовательной организации существенный вклад может внести дополнительное образование в области творческой деятельности. Дело в том, что такое образование имеет два важных аспекта: с одной стороны, оно является сферой реализации собственных интересов ребенка, с другой – средством поддержки его способности вносить уникальный и незаменимый вклад в культуру» 1 .

В этом смысле педагогические технологии становятся одновременно средой и проводником компьютерных и ассистивных технологий в инклюзивную среду образовательной организации. Поэтому главной задачей педагогических технологий является смысловое преобразование технических новшеств и их включение в обучающий процесс таким образом, чтобы они решали задачу развития инклюзивной среды. Педагогические технологии становятся своего рода плавильным тиглем, в котором возникает принципиально новая, то есть инновационная образовательная инклюзивная среда.

Задачей специалиста психолого-педагогического сопровождения в этом смысле выступает творческое преобразование технических достижений в образовательные смыслы. Такая работа относится ко всему комплексу работ, с которыми специалист сталкивается в зонах своей ответственности.

Во-первых, это касается организационного аспекта его работы. В данном случае специалист должен предусмотреть влияние новых технологий на психологическое состояние обучающегося с ОВЗ. Это означает, что задачи изучения и сопровождения влияний новых технических устройств на психологический климат и педагогические условия специалисту следует рассмотреть по всем пунктам ИУП и СИПР.

Во-вторых, это касается создания инклюзивной культуры образовательной организации. А.Ю. Шеманов в этой связи указывает: «формирование инклюзивной культуры в образовательной организации неслучайно рассматривается в качестве задачи, решение которой лежит в основании инклюзии и включает в себя, как полагают, принятие ценностей уважения разнообразия, терпимости к различиям , сотрудничества, поощрения достижений каждого и создание на их основе включающего сообщества» 2 . Таким образом можно различать инклюзивное пространство (инклюзивную среду) и инклюзивную культуру образовательной организации. Если инклюзивная культура, как было указано, базируется на принятии инклюзивных ценностей, то есть предполагает формирование и реализацию ценностного аспекта инклюзии, то инклюзивное пространство (среда) означает формирование и развитие материально-технических, нормативно-правовых и организационных условий инклюзии.

Следует указать, что одним из эффективных средств формирования инклюзивной культуры образовательной организации является такая творческая деятельность, в которой в смешанных группах участвуют дети с ОВЗ и без ОВЗ выполняющие одно задание, действие, решающие общую задачу, совместно достигающие цели.

Совместность является определяющим условием развития инновационных педагогических технологий не только в творческой, но и в учебной деятельности. Так, например, педагогический опыт показывает высокую эффективность так называемых творческих лабораторий [1, с.380], в которых специалист сопровождения, ребенок и его родители совместно подготавливают творческую работу. Такой пример может быть распространен и на учебные ситуации в особо трудных вопросах.

Также одним из эффективных способов развития педагогических технологий в инклюзивном образовании является опыт наставничества. Дети с ОВЗ более старшего возраста могут помогать, обучать в мерах своей компетентности и опыта обучающихся с ОВЗ младшего возраста.

В любом случае специалист психолого-педагогического сопровождения должен помнить, что ограничения, который имеет особый ребенок, следует воспринимать как источник особых ресурсов психологического и педагогического развития. Как говорят сторонники нейро-лингвистического программирования, нет отрицательного ответа, любой ответ – это отклик на Ваше поведение, действие, слова. Изменяя, совершенствуя психологические и педагогические установки в работе с обучающимся с ОВЗ, можно добиться готовности нетипичного ребенка к полному включенному сотрудничеству.

Литература, рекомендуемая для обучения:

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2015. – 528с.

Вспомогательные (ассистивные) технологии

Генераторы речи и ряд других вспомогательных систем общения относят к категории требующих дополнительных приспособлений. По закону «Об инвалидах» (IndividualswithDisabilitiesAct) от 2004 года к вспомогательным технологиям относятся любые устройства, оборудование и системы, приобретенные, модифицированные или сделан­ные по заказу, используемые для поддержания и расширения функциональных возмож­ностей детей-инвалидов (IDEA, 2004).

Эти так называемые «ассистивные» приспособления очень разнообразны по слож­ности и стоимости. Среди них есть как низкотехнологичные, так и высокотехнологич­ные. Низкотехнологичные (например, карандаши удобной для захватывания формы или картинки PECS) относительно дешевы и просты по конструкции. К приспособлениям среднего технологического уровня относят стационарные устройства с дисплеями для общения и некоторые устройства, облегчающие использование компьютера, например переключатель программ, к высокотехнологичным — коммуникативные устройства с динамическим дисплеем и планшеты типа iPad фирмы Apple.

Возможность использования вспомогательных технологий предусматривается при разработке индивидуального плана обучения для любого ребенка с аутизмом. IDEA, принятый в 2004 году, предписывает группе специалистов, составляющий такой план, запрашивать устройства и системы для ассистивных технологий, если они необходимы для обеспечения ребенку возможности учиться, хотя бы в доступных для него условиях.

Приспособления и системы, отвечающие нуждам больного, весьма разнообразны. Например, чтобы компенсировать двигательные расстройства, мешающие овладеть письмом, в одних случаях достаточно карандаша удобной для захвата формы и опре­деленным образом разлинованной бумаги, в других оптимальным выбором окажется клавиатура или компьютер, оснащенный определенными программами. Подобные про­граммы, опирающиеся на принципы прикладного анализа поведения, например DTTrainer, созданы специально для обучения больных РАС компанией.

АТ можно сочетать с другими методами. Включение АТ в метод социальных историй, поэтапный анализ задач, обучающие инструкции и организационные стратегии повы­шает их эффективность.

Социальные истории можно представлять на дисплее. Учащийся читает текст или слушает его воспроизведение компьютером. Исходя из предпочтений учащегося и тре­бующих преодоления трудностей обучения, социальную историю можно снабдить гра­фическими материалами, например фотографиями близких людей и знакомой обста­новки, изображениями предметов, предпочитаемыми ребенком голосами или музыкой. С помощью компьютера или портативного устройства учащийся со слабыми навыками чтения может смотреть и слушать историю столько раз, сколько захочет, не прибегая к помощи других людей.

Ряд устройств для альтернативного общения можно запрограммировать таким об­разом, чтобы они последовательно указывали этапы выполнения задачи. Анализ эта­пов выполнения задачи и их перечень могут регистрировать и (или) представлять такие портативные высокотехнологичные устройства, как айпады Appleи смартфоны с опе­рационной системой GoogleAndroidили устройство с одиночным переключением, по­сылающее поэтапные инструкции, Step-by-Step компании Enablemart. Это помогает учащимся осваивать поэтапное выполнение задачи и подсказывает, что делать после завершения очередного этапа.

АТ могут помочь больным РАС преодолеть трудности в усвоении звуков, букв и навы­ков письма (Cook, Hussey, 2002). Для этого пригодны компьютерные программы для презен­таций и другие программы подобного типа. Облегчить аутисту письменное общение или общение путем рисования символов может целый ряд приспособлений и методов, как про­стых, так и высокотехнологичных. В числе первых карандаши и ручки удобной формы и бу­мага, на которую нанесены видимые или осязаемые линии, полоски со словами и фразами, штампы с именами или названиями предметов, материалы, демонстрирующие математи­ческие понятия. Высокотехнологические устройства представляют собой компьютеры, ос­нащенные специальными программами и внешними устройствами (например, сенсорной панелью), позволяющими поддерживать общение путем создания изображений и графиче­ских символов. Графические программы дают коммуникативным партнерам возможность общаться, создавая зрительные связи между понятиями, относящимися к предмету обсуж­дения. Связи выражаются концептуальной картой или контурными линиями. По данным Moore, Calvert(2000), использование наряду с обучающими инструкциями компьютерной технологии повышает у больных РАС внимание и делает возможным усвоение и запомина­ние большего числа слов, чем использование одних только обучающих инструкций.

Другой метод, использующий высокие технологии, — видеомоделирование, т.е. мно­гократный просмотр больным РАС видеозаписи действия, которое ему необходимо освоить, в исполнении инструктора или сверстника больного и в сопровождении под­робного словесного объяснения. После одного или нескольких просмотров ученику пре­доставляют возможность выполнить действие самому. По данным метаанализа, опубли­кованного Bellini, Akullian(2007), видеомоделирование и видео-самомоделирование — эффективный метод обучения больных РАС широкому кругу навыков и поведенческих реакций, в том числе необходимых для общения и ориентировки в общественных ме­стах, самообслуживания (например, умывания, мытья рук), выполнения повседневных бытовых задач (сделать бутерброд, послать письмо и т.п.). Авторы отмечают удовлет­ворительное поддержание освоенных навыков на протяжении 6 месяцев после вмеша­тельства. Авторы еще одного исследования сочетали видеомоделирование с другими методами, в том числе с использованием дидактических карточек и позитивного под­крепления, обучали пятерых мальчиков с аутизмом пользоваться туалетом, и обнаружи­ли, что навыки пользования туалетом и выполнения необходимых для этого действий (например, спускать и подтягивать брюки) успешнее осваивали те мальчики, которым предварительно демонстрировали соответствующие видеозаписи. Большинство из них начали пользоваться туалетом в обстановке, отличной от обстановки обучения, и сохра­нили освоенные навыки

Читать еще:  Как сделать онлайн курсы

Тюлячинская центральная районная больница

Мы сегодня работаем с 8:00 до 16:00

Это важно

Ассистивные технологии

Основные факты

  • Ассистивные технологии — это собирательный термин, охватывающий разнообразные ассистивные средства и услуги.
  • Ассистивные средства предназначены для того, чтобы поддерживать на прежнем уровне или повысить функциональные возможности и автономность людей, тем самым способствуя их благополучию.
  • Слуховые аппараты, инвалидные кресла, вспомогательные средства коммуникации, очки, протезы, органайзеры для таблеток и средства напоминания — все это примеры ассистивных средств.
  • Во всем мире более одному миллиарду человек необходимо по меньшей мере одно ассистивное средство.
  • В контексте старения населения во всем мире и роста распространенности неинфекционных заболеваний к 2050 году более двух миллиардов человек будут нуждаться, по меньшей мере, в одном ассистивном средстве, а многим престарелым будет необходимо два и более таких средств.
  • Сегодня доступ к ассистивным средствам имеет только один из 10 нуждающихся.

Введение

Ассистивные технологии дают людям возможность быть здоровыми, продуктивными, независимыми и сохранять свое достоинство, а также получать образование, выходить на рынок труда и участвовать в жизни общества. Ассистивные технологии снижают потребность в формальных услугах здравоохранения и поддержке, долгосрочном уходе и услугах опекунов.

Люди, не имеющие доступа к ассистивным технологиям, зачастую оказываются исключенными из жизни общества, пребывают в изоляции и бедности, что повышает негативное воздействие болезни и инвалидности на самого человека, членов его семьи и общество в целом.

Сегодня лишь один из 10 нуждающихся имеет доступ к ассистивным технологиям, что связано с их высокой стоимостью, низкой осведомленностью о них, их слабым распространением, отсутствием квалифицированных специалистов, политики и финансирования.

Кто мог бы воспользоваться ассистивными технологиями?

К категориям лиц, в наибольшей степени нуждающихся в ассистивных технологиях, относятся:

  • инвалиды;
  • престарелые;
  • больные неинфекционными заболеваниями, такими как диабет и инсульт;
  • люди с психическими нарушениями, включая деменцию и аутизм;
  • люди, страдающие от постепенного угасания функциональных возможностей.

Здоровье, благополучие и положительный социально-экономический эффект

Ассистивные технологии могут положительно влиять на здоровье и благополучие человека, членов его семьи, а также иметь более широкие положительные социально-экономические последствия.

  • Правильное использование слуховых аппаратов детьми раннего возраста облегчает получение языковых навыков, без которых человек с потерей слуха имеет крайне ограниченные возможности для получения образования и начала трудовой деятельности.
  • Инвалидные кресла с ручным приводом расширяют возможности получения образования и трудовой деятельности, сокращая при этом расходы здравоохранения в связи с меньшим риском пролежней и контрактур.
  • Ассистивные технологии могут позволить престарелым продолжать жить у себя дома и отложить или устранить необходимость специализированного долгосрочного ухода.
  • Использование терапевтической обуви для больных диабетом сокращает распространенность язв ступни, является средством профилактики ампутации нижних конечностей и тем самым облегчает системы здравоохранения от связанного с этим бремени.

Неудовлетворенные глобальные потребности в ассистивных технологиях

Во всем мире многие люди, нуждающиеся в ассистивных технологиях, не имеют к ним доступа. Несколько примеров неудовлетворенной глобальной потребности в ассистивных технологиях:

  • 200 миллионов человек с низким зрением не имеют возможности приобрести очки или другие приспособления для коррекции зрения.
  • Инвалидное кресло есть лишь у 5-15% из 70 миллионов нуждающихся.
  • 360 миллионов человек во всем мире страдают умеренной или серьезной потерей слуха. В настоящее время производство слуховых аппаратов покрывает только 10% глобального спроса.
  • Отмечается колоссальная нехватка рабочей силы в секторе ассистивных технологий: в более 75% стран с низким доходом отсутствуют программы профессионально-технического обучения в области протезирования или ортопедии.

Для многих из стран с наиболее высокой распространенностью патологий, связанных с инвалидностью, характерны самые низкие показатели укомплектованности медицинскими кадрами, прошедшими подготовку в области использования ассистивных технологий (всего лишь два специалиста на 10 000 человек).

Слишком большая стоимость ассистивных средств — основная причина невысоких показателей их использования в странах с низким уровнем дохода.

Препятствия

Отсутствие политики

В очень небольшом числе стран есть национальная политика или программа в области ассистивных технологий. Во многих странах доступ к ассистивным технологиям в государственном секторе обеспечен слабо или не обеспечен совсем.

Даже в странах с высоким уровнем дохода, ассистивные средства часто нормируются или не входят в пакет услуг в рамках медицинского и социального страхования, что создает для пациентов и членов их семей необходимость совершать крупные выплаты наличными.

Так, во многих европейских странах распространенной является ситуация, при которой в рамках государственных программ людям с обусловленными старением нарушениями слуха предоставляется только один слуховой аппарат, тогда как большинству из них требуется два.

Недостаточное предложение

Производство ассистивных средств в настоящее время отличается небольшими объемами и высокой специализацией и ориентировано прежде всего на рынки с высокой покупательной способностью. Отмечается нехватка государственного финансирования, общенациональных систем оказания услуг, исследований и разработок, ориентированных на потребности пользователей, систем закупок, стандартов качества и безопасности, а также конструкторских решений, учитывающих условия эксплуатации.

Низкий уровень обслуживания

В странах с высоким уровнем дохода услуги зачастую изолированы друг от друга и не интегрированы. Люди вынуждены записываться к нескольким специалистам в разных местах, что связано с дополнительными издержками и усугубляет бремя, которое лежит на пользователях и лицах, ответственных за уход за ними, а также на бюджетах здравоохранения и социальной защиты.

Во многих странах с низким и средним уровнем дохода национальной системы оказания услуг, связанных с ассистивными технологиями, не существует. Те, кто могут себе это позволить, покупают ассистивные средства непосредственно в аптеках, частных клиниках или у производителей.

Менее обеспеченные категории населения вынуждены полагаться на бесплатные товары, нерегулярно предоставляемые в рамках благотворительной деятельности, часто основанной на массовой раздаче низкокачественной или бывшей в употреблении продукции. Часто такая продукция не соответствует потребностям пациента или условиям эксплуатации. При этом отсутствуют возможности ремонта или последующего наблюдения за использованием продукта. Аналогичная ситуация часто встречается в рамках осуществления программ по чрезвычайному реагированию.

Нехватка кадров

Крайне важным вопросом является обеспечение наличия подготовленного персонала для правильного назначения ассистивных средств, их настройки, обучения пользователей и дальнейшего наблюдения. Без этих ключевых элементов ассистивные средства часто оказываются неэффективными или перестают использоваться пациентами. В некоторых случаях они могут привести даже к физическим травмам (например, при предоставлении лицам с травмами спины инвалидных кресел без специальных подушек для уменьшения давления).

Деятельность ВОЗ

ВОЗ является координатором Глобального сотрудничества в области ассистивных технологий (GATE), целью которого является расширение доступа к высококачественным, недорогостоящим ассистивным средствам для каждого человека во всем мире. Инициатива GATE готовит четыре практических пособия для оказания странам поддержки в деле решения проблем, описанных выше.

В понимании ВОЗ инициатива GATE — это конкретный шаг на пути к достижению целей Конвенции ООН о правах инвалидов, обеспечению всеобщего охвата медико-санитарными услугами и Целей в области устойчивого развития.

Инициатива GATE будет способствовать осуществлению глобальной стратегии ВОЗ по ориентированному на потребности людей комплексному медико-санитарному обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла, а также планов действий по неинфекционным заболеваниям, старению и здоровью, инвалидности и психическому здоровью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector